г. Ессентуки |
|
06 февраля 2015 г. |
Дело N А63-5312/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Харатяном Г.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Гостиница "Пятигорск"
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.10.2014 по делу N А63-5312/2014 (под председательством судьи Быкова А.С.)
по иску открытого акционерного общества "Гостиница "Пятигорск" (ИНН 2632070165, ОГРН 1032600752711)
к администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края (ИНН 2627012993, ОГРН 1022603425547),
третье лицо - управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска (ИНН 2627011630, ОГРН 1022603427494),
о признании незаконным отказа,
при участии в заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Гостиница "Пятигорск": представитель Забуга И.А. по доверенности от 21.10.2013;
от администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края: Павлова Ж.И. по доверенности от 12.01.2015;
от управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска: представитель Ермуратин С.Ю. по доверенности от 12.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Гостиница "Пятигорск" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города-курорта Железноводска (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:31:010126:123, площадью 8 366 кв. м, расположенного по адресу: г. Железноводск, ул. Энгельса, д. 35, незаконным;
- обязать администрацию принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:31:010126:123, площадью 8 366 кв. м, расположенного по адресу: г. Железноводск, ул. Энгельса, д. 35, в собственность общества и направить проект договора купли-продажи земельного участка обществу для его заключения и последующей регистрации.
Определением суда от 26.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска (далее - управление).
Решением суда от 27.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 26:31:010126:123, расположенный на территории курорта, относится к объектам особой охраны и не подлежит предоставлению в собственность (приватизации), в силу запрета, установленного федеральным законом.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что из состава земель особо охраняемых природных территорий исключены лечебно-оздоровительные местности и курорты, в отношении которых прекращено действие норм статьи 58 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7 и статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве администрация просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Информация о времени и месте судебного разбирательства с соответствующим файлом размещена 17.12.2014 на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании представители сторон настаивали на письменных позициях, имеющихся в материалах дела.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав пояснения сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществу на праве собственности принадлежат торговый центр, складское здание и трансформаторная подстанция, расположенные по адресу: г. Железноводск, ул. Энгельса, 35, на земельном участке площадью 8366 кв. м с кадастровым номером 26:31:010126:0123.
Общество также является арендатором названного земельного участка на основании договора аренды N 319 от 31.05.2006 с учетом договора уступки прав и обязанностей от 29.07.2013 (том N 1, л.д. 22 -28, 31-32).
18.03.2014 истец обратился в адрес ответчика письмом N 101 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:31:010126:0123 (том N 1, л.д. 120). Указанное письмо получено ответчиком, что подтверждается его письмом N 605/1402 от 25.03.2014. Администрация отказалась предоставлять в собственность испрашиваемый земельный участок (том N 1, л.д. 121).
Полагая, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным и нарушает права общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Обязанность по предоставлению земельных участков, занятых объектами недвижимости заявителя, закреплена положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть переоформлены и права на земельный участок лицами, владеющими земельными участками на праве постоянного (бессрочного пользования).
Вместе с тем отказ в иске мотивирован запретом на приватизацию спорных земельных участков, установленным пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" для земель особо охраняемых природных территорий.
Определяя применимость указанной нормы права к спорным правоотношениям, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно положениям статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам в собственность дозволено, за исключением случаев, установленных законом.
Так, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Также не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Общие правила оборотоспособности земельных участков закреплены в Земельном кодексе Российской Федерации.
Так, в силу положений статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, иными федеральными законами.
При этом в силу части 5 приведенной нормы права ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
А запрет на приватизацию земель особо охраняемых природных территорий установлен пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Позиция истца по делу основана на том, что нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 406-ФЗ) и отдельными законодательными актами Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из числа земель особо охраняемых природных территорий.
Соответственно истец полагает, что запрет на приватизацию курортных земель законодательством не установлен.
Вместе с тем истец не учитывает специальные нормы, определяющие действие указанного закона во времени. Так, пункт 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ устанавливает, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции при правильном применении норм материального права и в полном соответствии со сложившейся судебной практикой установлено, что спорные земельные участки находятся в границах особо охраняемой природной территории, созданной до вступления в силу Закона N 406-ФЗ.
Так, до вступления в силу Закона N 406-ФЗ в силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" лечебно-оздоровительные местности и курорты относились к землям особо охраняемых природных территорий.
Согласно пункту 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществлялось в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 утверждено Положение и установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.
Согласно приложению к постановлению от 06.07.1992 N 462 город Железноводск входит в состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
Таким образом, возникший у курортного региона Кавказских Минеральных Вод до введения в действие Закона N 406-ФЗ статус особо охраняемой природной территории не прекратился с принятием названного закона в силу положений пункта 3 статьи 10, регламентирующих порядок введения данного закона в действие.
А соответственно, сохраняет силу применительно к землям названного курорта и запрет на приватизацию, установленный пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Следовательно, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки продолжают находиться в пределах особо охраняемых природных территорий и не подлежат передаче в частную собственность.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что правомерным основанием для отказа в приобретении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие собственникам объекты недвижимого имущества, служит то обстоятельство, что земельный участок ограничен в обороте, федеральным законом установлен запрет на его приватизацию.
При таких обстоятельствах отказ администрации в предоставлении в собственность земельного участка обоснованно признан судом первой инстанции правомерным, ввиду чего констатировано отсутствие оснований для понуждения администрации к предоставлению в собственность земельного участка.
Доводы жалобы о том, что нормы статьи 58 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7 и статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не препятствуют приватизации спорного земельного участка, поскольку в противном случае цель Закона N 406-ФЗ не будет достигнута, апелляционным судом отклоняются.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.10.2014 по делу N А63-5312/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5312/2014
Истец: ОАО "Гостиница "Пятигорск"
Ответчик: Администрация города-курорта Железноводска
Третье лицо: Управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска, Романцова Татьяна Александровна