Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля 2015 г. N 13АП-306/15

 

г. Санкт-Петербург

 

09 февраля 2015 г.

Дело N А56-41232/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года.

 

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Семеновой А.Б.

судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Лямзиной К.А.

при участии:

от заявителя: Краснодед Т.А. по доверенности от 21.10.2014, Юхно Ю.А. по доверенности от 31.12.2014

от заинтересованного лица: Жданов И.П. по доверенности от 31.12.2014

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-306/2015) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2014 по делу N А56-41232/2014 (судья Соколова Н.Г.), принятое

по иску (заявлению) ФГБУ "Государственный комплекс "Дворец конгрессов" Управления делами Президента Российской Федерации

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный комплекс "Дворец конгрессов" Управления делами Президента Российской Федерации (адрес: 198515, Санкт-Петербург, Стрельна, Березовая аллея, д.3, ОГРН 1047833022698) (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге (далее: 191014, Санкт-Петербург, ул.Рылеева, д.7, лит.А) (далее - Управление, административный орган) от 18.06.2014 N 72-07-23/933 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Решением от 26.11.2014 суд удовлетворил заявленное Учреждением требование, признал незаконным и отменил постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге от 18.06.2014 N 72-07-23/933, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный комплекс "Дворец конгрессов" Управления делами Президента Российской Федерации. Суд пришел к выводу о том, что в действиях Учреждения отсутствует состав инкриминируемого правонарушения, поскольку согласно пункта 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-AP) неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии, предоставленные на выполнение государственного задания могут быть использованы на любые цели, определенные Учреждением. Таким образом, использование сэкономленного остатка субсидии для оплаты услуг по заключенному контракту не является нецелевым использованием Учреждением бюджетных средств.

В апелляционной жалобе Управление просит отменить принятое по делу решение и вынести новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что суд необоснованно применил положение пункта 17 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, который противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), в связи с чем пришел к необоснованному выводу об отсутствии состава инкриминируемого правонарушения в действиях заявителя.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представители Учреждения возражали против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что Управлением в период с 15.04.2014 по 27.05.2014 на основании Плана контрольной работы на 2014 год, приказа от 14.04.2014 N 97 в отношении Учреждения проведена проверка правомерности использования средств федерального бюджета за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.

В ходе проверки установлено, что Учреждением заключен договор от 18.02.2013 N 037210004512000080 с "Державный фонд поддержки культуры" (исполнитель), предметом которого является оказание комплекса услуг по организации экскурсионного обслуживания на территории Государственного комплекса "Дворец конгрессов" (л.д.150-156).

Согласно пункту 1.4, 4.3 договора оплата производится за фактически оказанные услуги на основании подписанного Учреждением акта сдачи-приемки оказанных услуг за счет собственных внебюджетных средств.

Учреждением принят и подписан акт N 00000062 от 31.12.2013 на оказанные исполнителем в период 01.12.2013 по 31.12.2013 услуги, в том числе: обеспечение смотрителями залов соблюдения посетителями правил нахождения; подготовка и проведение экскурсий; разработка методик по проведению экскурсий, на общую сумму 1327245,02 руб. (с учетом НДС).

На основании счета N 85 от 26.12.2013, выставленного за оказание услуг за декабрь 2013 года, составлена заявка на кассовый расход от N12097 от 27.12.2013, на основании которой платежным поручением N6362011 от 27.12.2013 произведены расходы но оплате услуг по организации экскурсионного обслуживания на территории Государственного комплекса за декабрь 2013 на сумму 1300924,9 руб. (л.д.158-160).

Расходы произведены с лицевого счета N 20726X68010 за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг.

Основанием для предоставления Учреждению указанной субсидии являлось Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг от 11.02.2013 N УД-109д, заключенное Учреждением с Управлением делами Президента Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава, пунктом 1.1 Раздела I "Сведения о деятельности федерального бюджетного учреждения" Плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденного 31.12.2013 первым заместителем Управляющего делами Президента Российской Федерации, основной целью деятельности Учреждения является материально-техническое и иное обеспечение мероприятий, проводимых с участием Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, совещаний, конференций и других специальных мероприятий с участием иностранных делегаций в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также осуществление эксплуатационно-технического обслуживания объектов федерального имущества, закрепленных на праве оперативного управления за Учреждением, социально-бытовое обслуживание должностных лиц указанных органов.

Согласно пункту 2.2. Устава, для достижения основной цели Учреждение осуществляет за счет средств федерального бюджета предоставление услуг по проведению, материально-техническому и иному обеспечению мероприятий с участием Президента РФ, Председателя Правительства РФ, а также совещаний, конференций и других специальных мероприятий, проводимых Правительством РФ, Администрацией Президента РФ и мероприятий с участием иностранных делегаций, проводимых в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

Пунктом 1.2 Раздела 1 "Сведения о деятельности федерального бюджетного учреждения" Плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, установлено, что для достижения основной цели Учреждение осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в том числе следующие виды деятельности:

- предоставление услуг по проведению, материально-техническому и иному обеспечению мероприятий с участием лиц, указанных в п п. 1.1 Раздела I "Сведения о деятельности федерального бюджетного учреждения" Плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов;

- оказание социально-бытовых услуг лицам, принимающим участие в мероприятиях, указанных в пункте 2.1 Устава.

В соответствии с пунктом 2.3.6 Устава, Учреждение вправе осуществлять на основании договоров с юридическими и физическими лицами, в том числе следующие виды приносящей доход деятельности, если такая деятельность служит достижению цели, для которой создано Учреждение:

- предоставление услуг по организации, обслуживанию и иному обеспечению мероприятий, проводимых лицами, не предусмотренными в пункте 2.1 Устава;

- экскурсионное и лекционное обслуживание в Государственном комплексе "Дворец конгрессов".

В соответствии с Государственным заданием Учреждения на 2013 год, утвержденным 25.12.2012, государственной услугой, оказываемой Учреждением, является обеспечение эксплуатационно-технического обслуживания объектов и помещений, а также содержание указанных объектов, помещений, оборудования и прилегающей территории.

На основании представленных заявителем программ-заявок Управлением установлено, что мероприятия, проводимые с участием Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, совещаний, конференций и другие специальные мероприятия с участием иностранных делегаций в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в декабре 2013 года не проводились.

Осуществление расходной операции (платежное поручение от 27.12.2013 N 6362011 на сумму 1 300 924,90 руб.) с использованием средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оплату услуг по организации экскурсионного обслуживания на территории Государственного комплекса "Дворец конгрессов" по государственному контракту от 18.02.2013 N 0372100045112000080, с нарушением целей предоставления, указанных в вышеперечисленных пунктах Устава, пункте 1.1, пункте 2.3.1 Соглашения N УД-109д, государственного задания является, по мнению административного органа, нецелевым использованием бюджетных средств.

05.06.2014 должностным лицом Управления составлен протокол N 7 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.15 КоАП РФ (л.д.70-78). По результатам рассмотрения протокола Управлением вынесено постановление от 18.06.2014 N 72-07-23/933 о привлечении Учреждения к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением штрафа в размере 5% средств, полученных из федерального бюджета и использованных не по целевому назначению (1300924,9 руб.), что составило 65046,24 руб. (л.д.7-11).

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, Учреждение оспорило данное постановление в арбитражном суде.

Выслушав стороны, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленное Учреждением требование.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Оспариваемым постановлением Учреждению вменено нецелевое использование бюджетных средств - средств субсидии на сумму 1300924, 90 руб. на оплату услуг по организации экскурсионного обслуживания на территории Государственного комплекса "Дворец конгрессов" (платежное поручение от 27.12.2013).

Судом первой инстанции установлено, что финансирование деятельности Учреждения осуществляется из двух источников: за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и за счет средств от приносящей доход деятельности. При этом финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии, предоставляемой Учреждению из федерального бюджета в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ.

Пунктом 2.3.2 Соглашения N УД-109д о порядке и условиях предоставления субсидии установлено, что Учреждение обязуется вести обособленный учет операций по расходованию средств субсидии в разрезе кодов операций сектора государственного управления, по видам государственных услуг в соответствии с утвержденным государственным заданием.

В случае превышения или отклонения в меньшую сторону в пределах 10% объема оказанных Учреждением государственных услуг, определенного государственным заданием, государственное задание считается выполненным (пункт 2.4.2 Соглашения).

В силу пункта 2.3.4 Учреждение обязуется возвращать субсидию или ее часть в случае, если фактически исполненное Учреждением государственное задание более чем на 10% меньше по объему, чем это предусмотрено государственным заданием или не соответствует объему услуг, определенному в государственном задании.

Согласно пункту 51 соглашение действует до 31 декабря 2013 г.

Государственное задание для федеральных учреждений устанавливает показатели, характеризующие, в том числе, объем государственной услуги, а также порядок ее оказания. Таким образом, как указал суд первой инстанции, задание признается выполненным при оказании Учреждением определенного учредителем объема услуги.

Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что государственное задание на 2013 год выполнено Учреждением в полном объеме, о чем свидетельствует принятый Учредителем отчет о выполнении государственного задания (л.д.306).

Из представленных в материалы дела программ-заявок следует, что в декабре 2013 года мероприятия в рамках государственного задания не проводились.

Пунктом 17 статьи 30 Закона N 83-ФЗ установлено, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

На основании данной нормы суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что неиспользованные в текущем финансовом году остатки субсидии, предоставленные на выполнение государственного (муниципального) задания, могут быть использованы на любые цели, определенные учреждением.

Согласно пункту 1.4 договора от 18.02.2013, заключенного с "Державным фондом поддержки культуры", заказчик обеспечивает оплату услуг, оказанных исполнителем, за счет собственных внебюджетных средств, находящихся в распоряжении заказчика.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемом случае использование сэкономленного остатка субсидии для оплаты услуг по заключенному контракту нецелевым использованием бюджетных средств не является. Кроме того, Учреждением по согласованию с Учредителем внесены изменения в план финансово-хозяйственной деятельности на 4 квартал 2013 года.

В ходе проверки были представлены программы-заявки мероприятий, проводимых по решениям Президента РФ и Правительства РФ, из которых следует, что составной частью этих мероприятий является экскурсионное обслуживание для приглашенных Президентом или председателем Правительства лиц по территории Государственного комплекса, являющегося уникальным памятником архитектуры федерального значения. Услуги по проведению этих экскурсий оказаны в рамках договора от 18.02.2013 и представляют собой услуги, направленные на достижение основной цели деятельности Учреждения, предусмотренной пунктом 2.1 его Устава.

Поскольку экскурсионное обслуживание в рамках государственных мероприятий в период с марта по ноябрь 2013 года входило в общий объем оказанных по договору от 18.02.2013 услуг, а раздельная сдача-приемка экскурсионных услуг в зависимости от вида мероприятий договором не предусмотрена, оплата услуг в течение года производилась ежемесячно единым платежом - в данном случае 27.12.2013 - в конце финансового года.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что административным органом в нарушение указанной нормы не представлено бесспорных и достаточных доказательств нецелевого использования Учреждением бюджетных средств.

При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ, являются законными и обоснованными.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

Руководствуясь данными процессуальными нормами, суд первой инстанции обоснованно отменил оспариваемое постановление Управления как незаконное.

Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом пункта 17 статьи 30 Закона N 83-ФЗ подлежит отклонению как необоснованный.

Оплата услуг по договору от 18.02.2013 была произведена платежным поручением от 27.12.2013 N 6362011 при завершении финансового года. Перечисленные денежные средства представляли собой экономию средств, образовавшуюся в результате выполнения государственного задания.

Согласно пункту 3 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

После завершения финансового года частью 17 статьи 30 Закона N 83-ФЗ предусмотрена возможность направлять остатки субсидии не использованные в отчетном году, на государственное (муниципальное) задание, на достижение целей, ради которого создано бюджетное учреждение.

Возможность принятия самостоятельного решения о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов в случае достижения экономии средств, образовавшихся в результате выполнения государственного задания, при условии, что данное перераспределение денежных средств не влияет на выполнение показателей объема и качества государственных услуг содержится в разъяснениях, приведенных в письмах Минфина России от 08.10.2012 N 02-13-06/4132 и от 12.07.2012 N 02-13-06/2703.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы Управления у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 ноября 2014 года по делу N А56-41232/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

 

Председательствующий

А.Б. Семенова

 

Судьи

И.Б. Лопато
Е.А. Сомова

 

Номер дела в первой инстанции: А56-41232/2014


Истец: ФГБУ "Государственный комплекс "Дворец конгрессов" Управления делами Президента Российской Федерации

Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Санкт-Петербурге