г. Москва |
|
09 февраля 2015 г. |
Дело N А40-75237/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Марковой Т.Т., Мухина С.М. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Тушинский машиностроительный завод" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2014 по делу N А40-75237/2014,принятое судьей Поляковой А.Б.,
по иску (заявлению) ОАО "Тушинский машиностроительный завод" (125362, Москва, ул. Свободы, д.35)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (111397, Москва, Зеленый проспект, д. 20)
третьи лица: Департамент городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20), ЗАО "Инвест+" (125222, Москва, ул. Митинская, д. 15), ООО "Кадастровая компания N 1" (115093, Москва, 3-й Павловский пер., д. 22)
о признании незаконными действий по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005003:1839 по адресу: г.Москва, ул.Свободы, вл. 35, стр. стр. 13,25,30, 56, 60
при участии:
от заявителя: |
Дорофеева Ю.С. по дов. от 04.12.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
Устабасиди Д.В. по дов. от 30.12.2014; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Тушинский машиностроительный завод" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005003:1839, г. Москва, ул. Свободы, вл. 35, стр. 13. 25, 30, 56, 60.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, ОАО "Тушинский машиностроительный завод" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. В апелляционной жалобе апеллянт ссылается на неполное выяснение обстоятельств дела судом и неправильное применение норм права судом.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке статей 156, 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 22.10.1996 N М-08-007044, заключенного Москомземом в качестве арендодателя и заявителем в качестве арендатора, заявителю предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок площадью 471 000 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Свободы, 35, - для использования территории под эксплуатацию производственных корпусов.
Земельному участку, который является предметом указанного договора аренды, присвоен кадастровый номер 77:08:0005003:7.
Из представленной суду кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 77:08:0005003:1839 следует, что указанный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28.02.2014.
Из выписки из ЕГРП от 21.01.2013 N 19/006/2013-2124 следует, что земельный участок с кадастровым номером 77:08:0005003:7 находится в неразграниченной государственной собственности.
Заявитель 08.04.2014 получил кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером 77:08:0005003:7, из которой узнал о том, что был произведен кадастровый учет земельного участка под стр. 13, 25, 30, 56, 60, участку присвоен кадастровый номер 77:08:0005003:1839, после чего была заказана и получена кадастровая выписка на указанный участок. Ознакомившись с кадастровой выпиской от 16.04.2014 на спорный земельный участок, ОАО "ТМЗ" выяснило, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 28.02.2014 года именно в тех границах и размерах, против которых ОАО "ТМЗ" заявляло свои возражения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления о признании незаконной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005003:1839, исходил из следующего.
Согласно листу N 8 межевого плана (т.2, л.д.78), земельный участок с кадастровым номером 77:08:0005003:7 находится в государственной неразграниченной собственности.
Согласно Акту согласования местоположения границы спорного земельного участка (т., 2, л.д. 83) Департамент городского имущества г. Москвы на основании распоряжения N 11552 от 29.11.2013 обратился с заявлением к ответчику о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005003:1839 (выделенного из земельного участка 77:08:0005003:7).
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 4 указанной статьи образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст.11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Согласно ч. 1 ст. 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Статья 16 ЗК РФ указывает, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" (далее - ФЗ N 122), права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Статья 13 указанного закона регулирует порядок проведения государственной регистрации прав, а статья 17 устанавливает основания для государственной регистрации прав.
Статья 30.1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" устанавливает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Часть 2 указанной статьи содержит ссылку на Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, заявитель подает следующие документы в регистрирующий орган:
1.Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
2.Правоустанавливающие документы на земельный участок
3.Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 22.2 ФЗ N 122 установлено, что основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:
1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Согласно части 2 указанной статьи государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом того, что земельный участок 77:08:0005003:7 находится в государственной неразграниченной собственности, что не требует согласования с землепользователями, землевладельцами, арендаторами, залогодержателями земельных участков в связи с положениями ч. 4 ст.11.2 ЗК РФ, а также с учетом того, что государственным органом был представлен весь перечень документов, установленных, указанным Перечнем, коллегия судей приходит к выводу о том, что суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о том, что у Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве отсутствовали основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета или приостановления осуществления государственного кадастрового учета в связи с отсутствием в составе межевого плана вышеуказанного согласия (решения).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.11.2014 по делу N А40-75237/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "Тушинский машиностроительный завод" (125362, Москва, ул. Свободы, д.35) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75237/2014
Истец: ОАО "Тушинский машиностроительный завод"
Ответчик: Росреестр г. Москвы, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, ЗАО "Инвест+", ООО "Кадастровая компания N1"
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5379/15
09.02.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59540/14
28.11.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-75237/14
13.10.2014 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-33238/14