г. Челябинск |
|
10 февраля 2015 г. |
Дело N А07-6175/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Хоронеко М.Н., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бурцевой Р.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной налоговой службы, конкурсного управляющего Баширова Геннадия Ивановича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2014 по делу N А07-6175/2014 (судья Симахина И.В.).
В заседании приняли участие представители:
Федеральной налоговой службы - Ирбас Г.И. (доверенность N 06-13/19717 от 26.12.2014);
Сагидуллина Хасана Закиулловича - Сагидуллин А.Х. (доверенность от 03.04.2014).
Сагидуллин Хасан Закиуллович (далее - Сагидуллин Х.З., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - УФНС России по Республике Башкортостан) об оспаривании решения N 11/17 от 27.01.2014 УФНС России по Республике Башкортостан.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее - МИФНС России N 39 по Республике Башкортостан), конкурсный управляющий Баширов Геннадий Иванович (далее - Баширов Г.И., конкурсный управляющий).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2014 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение УФНС России по Республике Башкортостан N 11/17 от 27.01.2014.
Кроме того, с УФНС России по Республике Башкортостан в пользу Сагидуллина Х.З. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Не согласившись с указанным решением, конкурсный управляющий и УФНС России по Республике Башкортостан обратились с апелляционными жалобами.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы конкурсный управляющий ссылался на то, что главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Индивидуальный предприниматель признанный несостоятельным (банкротом) не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.
Кроме того указал, что поскольку на момент подачи иска в суд Сагидуллин Х.З. не обладал статусом индивидуального предпринимателя, данный спор рассмотрен арбитражным судом с нарушением подведомственности и подлежал рассмотрению судом общей юрисдикции.
УФНС России по Республике Башкортостан в обоснование своей апелляционной жалобы приводит указанные доводы конкурсного управляющего.
В судебном заседании представитель УФНС России по Республике Башкортостан поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Сагидуллина Х.З. с доводами апелляционных жалоб не согласен.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.07.2011 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства за основным государственным регистрационным номером 311024219500012 (т.1, л.д.23).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2013 по делу N А07-4634/2013 индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сагидуллин Х.З. (ИНН021903757533, ОГРНИП 311024219500012) признан несостоятельным (банкротом), в отношении имущества должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев (т.1, л.д.116-120).
МИФНС России N 39 по Республике Башкортостан 15.11.2013 принято решение о государственной регистрации прекращения крестьянского фермерского хозяйства на основании определения судебного органа о признании его несостоятельным (банкротом) (т.1, л.д.121).
13.12.2013 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (т.1, л.д.18).
27.01.2014 УФНС России по Республике Башкортостан по результатам рассмотрения жалобы конкурсного управляющего принято решение N 11/17, которым внесенная МИФНС России N39 по Республике Башкортостан в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей запись за номером 313028000120616 о регистрации Сагидуллина Х.З. в качестве индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства была исключена (т.1, л.д.72-74).
При этом в обоснование принятого решения УФНС России по Республике Башкортостан указано, что при государственной регистрации Сагидуллина Х.З. в качестве главы (крестьянского) фермерского хозяйства МИФНС России N 39 по Республике Башкортостан не было учтено наличие вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2013 по делу N А07-4634/2013, которым индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сагидуллин Х.З. был признан несостоятельным (банкротом), что, в силу статьи 216 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), лишает его права на повторную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.
Посчитав, что вынесенное решение от 27.01.2014 N 11/17 не соответствует действующему законодательству, Сагидуллин Х.З. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства несостоятельным (банкротом) закреплены в статье 223 Закона о банкротстве. Данная норма устанавливает специальные последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства несостоятельным (банкротом), отличные от последствий признания банкротом индивидуального предпринимателя. Поскольку решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2013 по делу N А07-4634/2013 Сагидуллин Х.З. признан несостоятельным (банкротом) именно как глава крестьянского (фермерского) хозяйства, а не как индивидуальный предприниматель, в качестве которого он не регистрировался, УФНС России по Республике Башкортостан неправомерно применило в рассматриваемом случае положения пункта 2 статьи 216 Закона о банкротстве. При этом суд первой инстанции учёл, что при регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей вносится запись не об индивидуальном предпринимателе, а о крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является определенное лицо. В отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Закон о банкротстве не содержит временных ограничений на приобретение им вновь статуса индивидуального предпринимателя. Совокупное толкование вышеуказанных норм, по мнению суда первой инстанции, свидетельствует, что правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального предпринимателя в случае банкротства не тождественен как по порядку формирования конкурсной массы, так и по последствиям признания названных субъектов несостоятельными (банкротами).
Проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает судебный акт подлежащим отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ) граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство (далее - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
В соответствии с пунктом 3 указанной выше статьи фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации предусмотрен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и государственных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), в силу статьи 1 которого государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.
Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.03.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" (вместе с "Правилами ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений") установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; правила, утвержденные настоящим Постановлением, применяются органами, осуществляющими государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, со дня введения в действие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии временных ограничений на приобретение главой крестьянского (фермерского) хозяйства статуса индивидуального предпринимателя, ранее признанного банкротом.
Пункт 5 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность для гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, быть главой крестьянского (фермерского) хозяйства.
В рассматриваемом случае запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Сагидуллин Х.З., внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2013 по делу N А07-4634/2013 индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сагидуллин Х.З. признан несостоятельным (банкротом).
Последующая государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства будет производиться регистрирующим органом в качестве индивидуального предпринимателя.
В статье 216 Закона о банкротстве указаны последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом, а именно: с момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.
Таким образом, последствия признания индивидуального предпринимателя банкротом распространяются и на главу крестьянского фермерского хозяйства зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.
Ни пункт 5 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, ни п. 4 ст. 22.1 Федерального закона N 129-ФЗ, не предусматривают для крестьянского (фермерского) хозяйства возможность осуществлять свою деятельность в качестве созданного без государственной регистрации. Напротив, статья 5 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ прямо предусматривает, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение налогового органа об исключении из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации Сагидуллина Х.З. в качестве индивидуального предпринимателя, является законным.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2014 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 3 ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а апелляционные жалобы конкурсного управляющего и УФНС России по Республике Башкортостан - удовлетворению.
Довод конкурсного управляющего о том, что поскольку на момент подачи иска в суд Сагидуллин Х.З. не обладал статусом индивидуального предпринимателя, данный спор рассмотрен арбитражным судом с нарушением подведомственности и подлежал рассмотрению судом общей юрисдикции, судом апелляционной инстанции отклонен.
В рассматриваемом случае, в арбитражном суде разрешался спор о наличии или отсутствии у Сагидуллина Х.З. статуса индивидуального предпринимателя, в связи с чем, спор подведомственен арбитражному суду.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку конкурсный управляющий действует от имени и в интересах должника, государственная пошлина в размере 900 руб. уплаченная по апелляционной жалобе конкурсного управляющего, подлежит возврату Сагидуллину Х.З.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.11.2014 по делу N А07-6175/2014 отменить.
В удовлетворении исковых требований Сагидуллина Хасана Закиулловича отказать.
Возвратить Сагидуллину Хасану Закиулловичу из федерального бюджета 900 руб. излишне уплаченной государственной пошлины платежным поручением N 8 от 27.06.2014 по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
М.Н. Хоронеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-6175/2014
Истец: САГИДУЛЛИН ХАСАН ЗАКИУЛЛОВИЧ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 39 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан
Третье лицо: Баширов Г. И., МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 39 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН