г. Москва |
|
12 февраля 2015 г. |
Дело N А40-108470/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попов В.И.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "9-й таксомоторный парк"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2014 по делу N А40-108470/14, принятое судьей Кузиным М.М. (шифр судьи 149-911),
по заявлению ОАО "9-й таксомоторный парк"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве", Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Корнушкаев Э.В. по доверенности от 30.12.2014; |
третьи лица: |
Вейн К.В. по доверенности от 30.12.2014 (Департамент городского имущества города Москвы); Вейн К.В. по доверенности от 01.09.2014 (Правительство Москвы); ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве"-не явился, извещен; Национальный совет по оценочной деятельности-не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "9-й таксомоторный парк" (далее Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с уточенным заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 17.06.2014 об отказе в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0009001:10 и определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости; обязании вынести решение о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0009001:10 в размере его рыночной стоимости на основании отчета N 0135/14 от 11.03.2014, что составляет 162 771 729 руб.
Решением от 06.11.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, признав отсутствие к тому совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.13 Гражданского кодекса РФ, ст.ст.198-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Управление Росреестра по Москве (далее Управление, ответчик) представило письменные пояснения по апелляционной жалобе, в которых просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения ввиду несостоятельности ее доводов, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Отзывы на апелляционную жалобу от других лиц, участвующих в деле, в суд не поступали.
Представители заявителя, ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве", Национального совета по оценочной деятельности, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. В соответствии со ст.ст.121, 123, 156 АПК РФ, с учетом мнения явившихся представителей ответчика и третьих лиц, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представители ответчика и третьих лиц поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считая ее необоснованной, просили решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы- отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей ответчика и третьих лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и достоверно установлено судом первой инстанции, открытое акционерное общество "9-й таксомоторный парк" является правообладателем земельного участка с кадастровым N 77:05:0009001:10 расположенного по адресу: г.Москва, Харьковский пр., вл.2, общей площадью 25 082 кв.м., с разрешенным использованием под производственную базу (далее- земельный участок).
Земельный участок принадлежит ОАО "9-й таксомоторный парк" на основании договора аренды земельного участка N М-05-009458 от 25.07.1997, заключенного с Департаментом городского имущества г. Москвы.
В 2014 году кадастровая стоимость земельного участка на основании Постановления Правительства Москвы N 751 -ПП от 26.11.2013 составила 225 325 401,10 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы N 273-ПП от 25.04.2006 арендная плата за указанный земельный участок составляет 1,5% от кадастровой стоимости.
Согласно ст.24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее- Закон N 135-ФЗ) и пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, Правительством Москвы было принято решение о проведении очередного тура государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Для проведения работ по государственной кадастровой оценке земель города Москвы был сформирован перечень объектов недвижимости. Для формирования перечня объектов оценки предоставлялись сведения государственного кадастра недвижимости, содержащие характеристики земельных участков, включенных в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2013.
Земельный участок с кадастровым номером 77:05:0009001:10 был включен в перечень объектов оценки с разрешенным использованием "использование территории под существующую производственную базу", кадастровая стоимость была определена для 9 вида разрешенного использования земель населенных пунктов.
Рассчитанный удельный показатель кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым номером 77:05:0009001:10 составил 8 983,55 руб./кв.м., кадастровая стоимость данного земельного участка составила 225 325 401,10 рублей.
Результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" и вступили в силу с 01.01.2014.
Не согласившись с проведенной кадастровой оценкой, ОАО "9-й таксомоторный парк" заключил договор с ООО "ЭнПиВи Консалтинг" на определение рыночной стоимости земельного участка.
ООО "ЭнПиВи Консалтинг" по заказу ОАО "9-й таксомоторный парк" выполнены оценочные работы по определению рыночной стоимости земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, общая площадь 25 082 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: г.Москва, Харьковский проезд, вл.2, и подготовлен отчет от 11.03.2014 N 0139/14, согласно которому по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0009001:10 составляет 162 771 729 рублей.
Соответствие отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации подтверждено экспертным заключением от 12.05.2014 N 330/05/014, подготовленным Экспертным советом НП СОО "Сибирь".
В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве (далее- Комиссия) поступило заявление ОАО "9-й таксомоторный парк" от 21.05.2014 N 47115/2014 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0009001:10.
Заявление было подано в соответствии со ст.24.19 Закона N 135-ФЗ и Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 N 263 (далее- Порядок), в целях установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0009010:10 рыночной стоимости в размере 162 771 729 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013 на основании отчета об оценке от 11.03.2014 N 0139/14, подготовленного ООО "ЭнПиВи Консалтинг".
17.06.2014 по результатам рассмотрения заявления ОАО "9-й таксомоторный парк" Комиссией было принято решение об отказе в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:05:0009010:10 и определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя арбитражный суд.
В силу ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, Комиссия создана в соответствии со ст.24.19 Закона N 135-ФЗ и Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 N 263.
Состав Комиссии утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.10.2012 N П/481. Приказами Росреестра от 08.04.2013 N П/129, от 06.12.2013 N П/502 внесены изменения в состав Комиссии.
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным государственным органом.
Согласно Отчету об оценке, предоставленному ОАО "9-й таксомоторный парк", рыночная стоимость 1 кв.м. с учетом площади земельного участка с кадастровым номером 77:05:0005006:198 (33 191 кв.м.) составляла 6 489,58 рублей. Данный показатель существенно ниже удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка, равного 8 983,55 руб./кв.м., установленного в соответствии с Постановлением N 751-ПП, а также ниже удельного показателя кадастровой стоимости, установленного в соответствии с Постановлением N 670-ПП, в размере 7 368,71 руб./кв.м.
При рассмотрении представленных документов Комиссией было установлено, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям ст.11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете информации, используемой при проведении оценки, установленными федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет об оценке не соответствует принципам однозначности и проверямости, предусмотренным п.4 Федерального стандарта оценки N 3 (ФСО N 3), утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254, в части выбора объектов аналогов в рамках доходного подхода.
Исходя из изложенного, апелляционная коллегия, вопреки доводам жалобы, приходит к выводу о правомерности оспоренного решения ответчика.
Доводы об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости, являются несостоятельными на основании следующего.
Согласно п.1 ст.66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В соответствии со ст.3 Закона N 135-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Однако заявитель не представляет доказательств того, что спорные земельные участки подлежат отчуждению на открытом рынке.
Кроме того, заявителю принадлежит только право аренды участка, но не сам земельный участок как вещь и объект продажи. Заявителю право на совершение сделок непосредственно с объектами оценки (земельными участками) законодательством не предоставлено.
Из заявления и апелляционной жалобы ОАО "9-й таксомоторный парк" следует, что по результатам независимой оценки Общество пришло к выводу, что результаты государственной кадастровой оценки являются недостоверными и нарушают права Общества.
Между тем в соответствии со ст.24.19 Закона N 135-ФЗ недостоверность сведений государственного кадастра недвижимости и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости- это два разных основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Заявитель не обращался в Комиссию с заявлением на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости. Документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, также не представлены.
Также следует отметить, что заявитель не оспаривает саму процедуру проведения работ в 2013 году по государственной кадастровой оценке земель города Москвы, не оспаривает Отчет о государственной кадастровой оценке, подготовленный по результатам данных работ.
Арендная плата за государственный участок является нормативно регулируемой ценой. Право установления размера арендной платы в данном случае в силу ст.65 Земельного кодекса РФ принадлежит Правительству Москвы.
Обществом не доказано, что размер арендной платы, установленный с 01.01.2013, за арендуемые им участки существенно превышает размер арендной платы, взимаемой частными собственниками в аналогичных условиях.
Согласно ч.1 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В силу ч.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В настоящем случае, принимая во внимание вышеизложенное, заявителем не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Более того, как верно отмечено судом первой инстанции, Обществом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку возможность оспаривания (наличие спора) результатов определения кадастровой стоимости предполагает исковой порядок защиты права.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.198 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права и иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательства, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Срок, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем в данном случае не пропущен, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со ст.110 АПК РФ и отнесению на ее подателя.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.11.2014 по делу N А40-108470/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-108470/2014
Истец: ОАО "9-й таксомоторный парк"
Ответчик: Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Национальный совет по оценочной деятельности, Правительство г. Москвы, Правительство Москвы, ФГБУ ФКП Росреестра по г. Москве, ФИЛИАЛ ФГБУ ФКП РОСРЕЕСТРА ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
10.05.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4053/15
21.01.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53058/15
24.09.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-108470/14
14.05.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4053/15
12.02.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57694/14
06.11.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-108470/14