г. Москва |
|
11 февраля 2015 г. |
Дело N А41-31461/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Шпарук В.Н., по доверенности от 12.11.2013,
от заинтересованных лиц:
от администрации муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Афанасьев А.Б., по доверенности от 17.06.2014 N 774,
от Главы сельского поселения "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания", Муниципального учреждения администрации муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 октября 2014 года по делу N А41-31461/14, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению открытого акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания" (ИНН 7715877096, ОГРН 1117746590500) к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Главе сельского поселения "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, третье лицо - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Национальная Девелоперская Компания" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением:
- о признании недействительным постановления руководителя администрации сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 20.05.2014 N 87;
- об обязании администрацию муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Национальная Девелоперская Компания", и не позднее одного месяца с момента принятия решения Арбитражным судом Московской области принять и выдать открытому акционерному обществу "Национальная Девелоперская Компания" акт об изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" следующих земельных участков, принадлежащих открытому акционерному обществу "Национальная Девелоперская Компания" на праве собственности:
|
Адрес |
Площадь земельного участка, м2 |
Кадастровый номер |
Категория |
1 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 034 179 |
50:05:0010414:15 |
Земли сельхозназначения |
2 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
626 069 |
50:05:0010526:398 |
Земли сельхозназначения |
3 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
124 845 |
50:05:0010403:28 |
Земли сельхозназначения |
4 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
2 034 705 |
50:05:0010316:227 |
Земли сельхозназначения |
5 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
49 636 |
50:05:0010414:14 |
Земли сельхозназначения |
6 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
486 078 |
50:05:0010413:7 |
Земли сельхозназначения |
7 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
3 053 174 |
50:05:0010403:27 |
Земли сельхозназначения |
8 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
3 081531 |
50:05:0010316:236 |
Земли сельхозназначения |
9 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 463 843 |
50:05:0010316:231 |
Земли сельхозназначения |
10 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 509 508 |
50:05:0010414:16 |
Земли сельхозназначения |
11 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
50 421 |
50:05:0010414:17 |
Земли сельхозназначения |
12 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
114 059 |
50:05:0010316:232 |
Земли сельхозназначения |
13 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
402 849 |
50:05:0010316:234 |
Земли сельхозназначения |
14 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
56 494 |
50:05:0010316:235 |
Земли сельхозназначения |
15 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
635 490 |
50:05:0010526:401 |
Земли сельхозназначения |
16 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
1 438 772 |
50:05:0010526:400 |
Земли сельхозназначения |
17 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
34 159 |
50:05:0010414:18 |
Земли сельхозназначения |
18 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
148 527 |
50:05:0010316:230 |
Земли сельхозназначения |
19 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
243 807 |
50:05:0010316:233 |
Земли сельхозназначения |
20 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
439 668 |
50:05:0010526:399 |
Земли сельхозназначения |
21 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
215 671 |
50:05:0010316:226 |
Земли сельхозназначения |
22 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
2 625 419 |
50:05:0010316:229 |
Земли сельхозназначения |
23 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
153 214 |
50:05:0010311:2 |
Земли сельхозназначения |
24 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
66 771 |
50:05:0010413:8 |
Земли сельхозназначения |
25 |
МО Сергиево-Посадский р-н, АО "Кузьминское" |
47 248 |
50:05:0010413:9 |
Земли сельхозназначения |
В качестве заинтересованных лиц, в отношении которых предъявлены требования, в деле участвуют Муниципальное учреждение администрация муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Глава сельского поселения "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области.
Решением от 24 октября 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования общества удовлетворил в части признания недействительным постановления руководителя администрации сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области от 20.05.2014 N 87 в части земельного участка с кадастровым номером 50:05:0010403:28, площадью 124 845 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером 50:05:0010414:18, площадью 34 159 кв.м.; обязания администрации муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Национальная Девелоперская Компания" и не позднее одного месяца с момента принятия решения Арбитражным судом Московской области принять и выдать ОАО "Национальная Девелоперская Компания" акт об изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" следующих земельных участков, принадлежащих ОАО "Национальная Девелоперская Компания" на праве собственности: земельный участок с кадастровым номером 50:05:0010403:28, площадью 124 845 кв.м, адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, АО "Кузьминское"; земельный участок с кадастровым номером 50:05:0010414:18, площадью 34 159 кв.м, адрес: Московская область, Сергиево-Посадский район, АО "Кузьминское". В удовлетворении требований, заявленных к Главе сельского поселения "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Национальная Девелоперская Компания", Муниципальное учреждение администрация муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считают незаконным и необоснованным.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов своей жалобы представитель общества ссылался на дело N А41-59384/13, в рамках которого судом установлено, что ввиду отсутствия утвержденных документов территориального планирования сельского поселения Шеметовское оснований для отказа в изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков по мотиву, изложенному в пункте 3 статьи 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не имеется. По мнению общества, результаты осмотра спорных земельных участков, проведенного 29.09.2014, не соответствуют действительности, поскольку осмотр проведен без участия представителей уполномоченных органов (Россельхознадзора, Росреестра), специалиста для подтверждения соответствия участка его кадастровому номеру, без участия лица, в пользовании которого находятся земельные участки. Вместе с тем, до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение разрешенного использования таких земельных участков, за исключением особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, может осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". При этом ни протокол публичных слушаний от 17.04.2014, ни оспариваемое постановление руководителя администрации сельского поселения Шеметовское, не содержат возражений граждан проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположены земельные участки, правообладателей земельных участков, имеющих общие границы с земельными участками, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателей объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с данным земельным участком, против изменения вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих заявителю. Просил обжалуемое решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации в обоснование доводов своей жалобы пояснил, что результаты публичных слушаний не приняты во внимание комиссией, так как они противоречит действующему законодательству в области оборота земель сельскохозяйственного назначения и не являются обязательными для органа муниципального образования. Допускается использование для дачного строительства лишь тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. Закон не предусматривает вида использования "под дачное строительство" в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в собственности, законном владении хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных коммерческих организаций или некоммерческих организаций, созданных в ином порядке, чем предусмотрено Законом. ОАО НДК не является юридическим лицом, созданным в порядке, предусмотренном Законом, требование об изменении вида разрешенного использования принадлежащих ему земельных участков с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" является незаконным. Просит обжалуемое решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Главы сельского поселения "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционных жалоб в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд находит основания для изменения обжалуемого решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "НДК" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 50:05:0010414:15, 50:05:0010526:398, 50:05:0010403:28, 50:05:0010316:227, 50:05:0010414:14, 50:05:0010413:7, 50:05:0010403:27, 50:05:0010316:236, 50:05:0010316:231, 50:05:0010414:16, 50:05:0010414:17, 50:05:0010316:232, 50:05:0010316:234, 50:05:0010316:235, 50:05:0010526:401, 50:05:0010526:400, 50:05:0010414:18, 50:05:0010316:230, 50:05:0010316:233, 50:05:0010526:399, 50:05:0010316:226, 50:05:0010316:229, 50:05:0010311:2, 50:05:0010413:8, 50:05:0010413:9, расположенные по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, АО "Кузьминское", категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
25.09.2013 ОАО "НДК" обратилось к Главе сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области с просьбой об изменении вида разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" с проведением всех предусмотренных законодательством процедур и мероприятий, включая публичные слушания.
Письмом N 312 от 10.10.2013 Глава сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области отказал заявителю в изменении вида разрешенного использования, сославшись на то, что проект генерального плана и проект правил землепользования застройки сельского поселения "Шеметовское" находится в стадии обсуждения на публичных слушаниях.
Полагая названный отказ незаконным, ОАО "НДК" обжаловало его в судебном порядке.
Постановлением Десятого арбитражного суда Московской области от 14.04.2014 по делу N А41-59384/13 решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2014 отменено, требования заявителя удовлетворены - признано недействительным решение Главы администрации муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, оформленное письмом от 10.10.2013 исх. N 312, об отказе в проведении публичных слушаний по вопросу об изменении вида разрешенного использования с "сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для дачного строительства" вышеуказанных земельных участков, принадлежащих ОАО "Национальная Девелоперская Компания" на праве собственности, суд обязал Главу сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "НДК" и не позднее одного месяца с момента принятия Решения Арбитражным судом Московской области назначить и провести публичные слушания в населенных пунктах сельского поселения Шеметовское по вопросу об изменении вида разрешенного использования с "сельскохозяйственного производства" на разрешенное использование "для дачного строительства" земельных участков, принадлежащих ОАО "НДК" на праве собственности.
17.04.2014 проведены публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" в отношении вышеуказанных земельных участков, по результатам которых составлен протокол N 1, согласно которому - рекомендовано Главе сельского поселения Шеметовское с учетом проведенных обсуждений с общественностью издать Постановление об изменении вида разрешенного использования земельных участков на "для дачного строительства".
20.05.2014 руководителем администрации сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области издано постановление N 87 "Об отказе в изменении условно разрешенного вида пользования земельных участков ОАО НДК"".
В преамбуле данного постановления указано, что оно вынесено в соответствии со статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, статьями 78, 81 Земельного кодекса РФ, статьями 1, 2, 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также на основании заключения о результатах публичных слушаний, проведённых 17.04.2014, рекомендаций Комиссии по проведению публичных слушаний, утвержденной постановлением Главы сельского поселения Шеметовское от 14.03.2014 N 17 "О назначении публичных слушаний по вопросу изменения видов разрешенного использования земельных участков", заявления ОАО "НДК" от 21.02.2014 и постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А41-59384/13, а так же с учетом рекомендаций Комиссии по публичным слушаниям по вопросу изменения вида разрешенного использования в отношении земельных участков, собственником которых является ОАО "НДК".
Заявитель, считая постановление руководителя администрации сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 20.05.2014 N 87 незаконным, обратился в суд с заявлением.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в части в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство основывается, в том числе, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с порядком, установленным статьей 39 ГрК РФ, решение о представлении разрешения на разрешенный вид использования принимается Главой местной администрации на основании рекомендаций комиссии, которые, в свою очередь подготавливаются на основании заключения о результатах публичных слушаний.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ, в их числе названы земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, перевод из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 172-ФЗ от 21.12.04 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В силу пункта 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.
Пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Из части 2 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ следует, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 Закона Московской области N 75/2004-03 от 12.06.04 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" к особо ценным сельскохозяйственным угодьям относятся:
- сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов;
- сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков;
- искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.
Отнесение земельного к участка к сельскохозяйственным угодьям возможно в случае, когда на земельном участке находятся пашни, пастбища, многолетние насаждения, что подтверждается соответствующим актом обследования земельного участка с участием представителей уполномоченных органов
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Московской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области", использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, а также для целей дачного строительства, не допускается.
Согласно материалам дела причиной отказа в изменении вида разрешенного использования земельных участков явилось то обстоятельство, что спорные земельные участки имеют статус сельскохозяйственных угодий.
На основании определения суда первой инстанции от 12.09.2014 администрация сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области и ОАО "НДК" осуществили осмотр 27 земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ОАО "НДК" на праве собственности, о чем составлены соответствующие акты осмотров.
В результате осмотра установлено следующее:
на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0010311:2, 50:05:0010413:7, 50:05:0010413:8, 50:05:0010413:9, 50:05:0010414:15, 50:05:0010414:16, 50:05:0010414:17, 50:05:0010316:228, 50:05:0010316:227, 50:05:0010316:229, 50:05:0010316:230, 50:05:0010316:231, 50:05:0010316:232, 50:05:0010316:233, 50:05:0010316:234, 50:05:0010526:398, 50:05:0010526:399, 50:05:0010526:400, 50:05:0010526:401, 50:05:0010403:27 находится пашня;
на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0010316:225 находится пастбище (часть участка заболочена);
земельные участки с кадастровыми номерами N N 50:05:0010414:14, 50:05:0010316:235, 50:05:0010316:226 находятся в залежи;
земельный участок с кадастровым номером N 50:05:0010316:235 относится к пашне и пастбищу;
земельные участки с кадастровыми номерами N N 50:05:0010414:18, 50:05:0010403:28 заросли сорной травой и заболочены.
В материалы дела также представлены фотографии осмотренных земельных участков.
Таким образом, судом первой инстанции на основании актов и фотоматериала правильно установлено, что спорные земельные участки относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства и используются как сельхозугодья.
В суде апелляционной инстанции заявителем представлены акты осмотра спорных земельных участков от 04.10.2014, в которых изложено, что на рассматриваемых участках отсутствуют пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние насаждения, в связи с чем, по мнению общества, спорные земельные участки не являются сельскохозяйственными угодьями.
Апелляционный суд указанные акты не принимает в качестве достаточного и надлежащего доказательства по делу, поскольку осмотры проводились в выходной день (суббота) без участия представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области. Также из пояснений представителя администрации суду апелляционной инстанции и его письменных возражений, изложенных в актах осмотра, следует, что земельные участки фактически не обследовались с выездом на место, акты составлены и подписаны в административном здании арендатора со слов работников СХА (кооператив) "Кузьминский". Представителем общества данные обстоятельства не оспаривались.
Суд апелляционный инстанции также считает, что изложенные в актах сведения на основе утверждений работников СХА (кооператива) "Куьмински", не могут безусловно подтверждать отсутствие на земельных участках пашни, пастбищ, залежей, поскольку кооператив является лицом, заинтересованным в исходе дела как арендатор спорных земельных участков заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 450 на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно заключению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 06.10.2014 N исх-5482/17-06-01, составленному по результатам осмотра спорных земельных участков, осмотренные земельные участки, за исключением участков с кадастровыми номерами 50:05:0010414:18, 50:05:0010403:28, относятся к сельскохозяйственным угодьям и, по мнению Министерства, должны использоваться для сельскохозяйственного производства.
При таких обстоятельствах, независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования, оснований для изменения вида разрешенного использования с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства" без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имелось, в противном случае это противоречило бы действующему законодательству.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N ВАС-300/12 от 03.04.2012.
Суд первой инстанции правильно отмечено, что итоговый документ, принятый в рамках публичных слушаний, носит рекомендательный характер и орган местного самоуправления с учетом целей и задач по развитию соответствующей территории не связан высказанным на нем мнением.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 ГрК РФ).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Указанная правовая позиция сформулирована в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации от 04.06.2014.
Таким образом, принимая во внимание выявленный в ходе осмотра 12.09.2014 факт зарастания сорной травой и заболоченности земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:0010414:18, 50:05:0010403:28, установленный федеральным законодательством запрет на перевод земель сельскохозяйственных угодий в иной вид разрешенного использования, апелляционный суд приходит к выводу о том, что постановление руководителя администрации сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 20.05.2014 N 87 об отказе в изменении условно разрешенного вида пользования земельных участков ОАО "НДК", за исключением вышеуказанных участков, не может нарушать права и интересы заявителя.
Ссылка общества на постановление апелляционного суда по делу N А41-59384/13 апелляционным судом отклоняется, поскольку вывод апелляционного суда по данному делу о том, что спорные земельные участки не относятся к сельхозугодьям основан на том, что в материалы дела не было представлено доказательств соответствия земельных участков ОАО "НДК" вышеназванным критериям, тогда как при рассмотрении дела N А41- 31461/14 материалы дела содержат такие доказательства, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о незаконности оспариваемого постановления руководителя администрации сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области от 20.05.2014 N 87 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0010403:28, площадью 124 845 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером 50:05:0010414:18, площадью 34 159 кв.м.
С целью восстановления нарушенного права общества суд первой инстанции правомерно обязал администрацию не позднее одного месяца с момента принятия решения принять и выдать ОАО "НДК" акт об изменении вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" земельных участков с кадастровым номером 50:05:0010403:28 и с кадастровым номером 50:05:0010414:18.
Апелляционная жалоба администрации не подлежит удовлетворению апелляционным судом, поскольку ссылка на ч. 2 ст. 81 ЗК РФ и несоответствие заявителя требованиям ФЗ от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" является несостоятельной и не относящейся к предмету спора. Законодательных ограничений для нахождения в собственности юридического лица земельного участка с видом разрешенного использования: "для дачного строительства" - не имеется.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению путем указания в резолютивной части на отказ в удовлетворении остальной части требований, заявленных обществом к администрации муниципального образования сельское поселение "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
Поскольку к Главе сельского поселения "Шеметовское" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области никаких требований в пределах его компетенции не заявлено, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований к нему.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.10.2014 по делу N А41-31461/14 изменить, дополнив резолютивную часть указанием на отказ в удовлетворении остальной части требований заявителя к администрации муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31461/2014
Истец: ОАО "Национальная Девелоперская Компания"
Ответчик: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Глава сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования сельское поселение Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11561/18
26.05.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5704/15
11.02.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14860/14
24.10.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-31461/14