г. Томск |
|
16 февраля 2015 г. |
Дело N А27-11158/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.02.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего судьи Д.Г. Ярцева
судей: В.М. Сухотиной, Т.Е. Стасюк
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.Н. Лупак
при участии в судебном заседании:
от истца: Демиденко Т.А., по доверенности от 24.11.2014 г.
от ответчика: Баженова А.В., по доверенности от 01.09.2014 г.
от третьего лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области и ООО "Бор" (номер апелляционного производства 07АП-55/15(1-2)) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 ноября 2014 г. по делу N А27-11158/2014 (Судья О.С. Ходякова)
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592)
к ООО "Бор" (ОГРН 1054250013982, ИНН 4250002304)
третье лицо: Департамент лесного комплекса Кемеровской области (ОГРН 1074205000924, ИНН 4205121451)
о взыскании 36 980 017,82 руб. задолженности и пени
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее по тексту ТУ Росимущества в КО, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к ООО "Бор" о взыскании 32 131 403,20 руб. задолженности по арендной плате и 4 848 614,62 руб. пени.
Исковые требования мотивированы тем, что в связи со сменой категории арендуемых ответчиком земельных участков с земель лесного фонда на земли населенных пунктов правомочия собственника от имени Российской Федерации осуществляет истец. Арендная плата, по мнению истца, в связи с указанными обстоятельствами должна быть определена, исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г., N 582, на основании отчета независимого оценщика. На этом основании у ответчика имеется задолженность по арендной плате.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Департамент лесного комплекса Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.11.2014 г. (резолютивная часть объявлена 27.11.2014 г.) в удовлетворении заявленных истцом требований было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, стороны подали апелляционные жалобы.
Истец в свое жалобе просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель указал, что изменение категории земель, независимо от формы собственности, при включении в границы населенных пунктов и право совершения таких действий до 31.12.2012 г. было предоставлено исполнительным органам власти субъектов РФ законодательством РФ о градостроительной деятельности; судом не принято во внимание решение суда, имеющее преюдициальное значение; судом принят судебный акт о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а именно органа, принявшего распоряжение от 11.12.2009 г., N 1129-р.
Ответчик в свое жалобе просит изменить мотивировочную часть обжалуемого решения суда.
В обоснование своей апелляционной жалобы ее податель указал, что распоряжение от 11.12.2009 г., N 1129-р, принято уполномоченным органом. Также ответчик указал, что у истца отсутствует право на взыскание задолженности по арендным платежам в рамках заключенного с третьим лицом договора.
Отзывов на апелляционные жалобы в материалы дела не поступило.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции, третье лицо своего представителя в заседание суда не направило.
На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие его представителя, по имеющимся материалам.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал требования своей жалобы по основаниям, в ней изложенным.
Представитель ответчика уточнил требования по своей жалобе, просил исключить из обжалуемого решения вывод суд о незаконности распоряжения от 11.12.2009 г., N 1129-р, против удовлетворения апелляционной жалобы истца возражал.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив в порядке ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 28.11.2014 г., суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Кемеровской области (арендодатель) и ООО "Бор" (арендатор) на основании протокола аукциона N 1 от 06.05.2009 г. был заключен договор N 40/09-р от 15.05.2009 г. аренды 6 лесных участков.
В соответствии с п. 5 договора N 40/09-р от 15.05.2009 г. размер арендной платы в год составляет 3 566 263 руб.
В п. 7 договора N 40/09-р от 15.05.2009 г. указано, что размер арендной платы подлежит изменению арендодателем в одностороннем порядке пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 05.06.2009 г.
Распоряжением коллегии Администрации Кемеровской области "О включении земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области" от 11.12.2009 г., N 1129-р, спорные земельные участки из состава земель лесного фонда общей площадью 97,36 га включены в исторически сложившиеся границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области и установлен вид их разрешенного использования - жилищное строительство.
Согласно ответу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области от 19.09.2014 г., N 05-10/5693, на запрос суда сведения о категории указанных земельный участков - "земли населённых пунктов" были внесены в государственный кадастр недвижимости 19.01.2010 г. на основании распоряжения коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2009 г., N 1129-р.
10.04.2014 г. на основании распоряжения коллегии Администрации Кемеровской области "Об отмене распоряжения коллегии администрации Кемеровской области от 11 декабря 2009 года N 1129-р" от 18.02.2014 г., N 136-р, в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о категории земельных участков с кадастровыми номерами 42:04:0211003:7, 42:04:0211003:8, 42:04:0211003:154, 42:04:0211003:153, 42:04:0211003:155, 42:04:0211003:156 - "земли лесного фонда". Дополнительно кадастровая палата сообщила, что земельный участок с кадастровым номером 42:04:0211003:153 с 25.08.2014 г. является архивным.
Территориальное управление, ссылаясь на осуществление правомочий собственника в отношении арендуемых земельных участков, относившихся в спорный период к категории земель населенных пунктов, обратилось в суд с настоящим иском о взыскании с ООО "Бор" задолженности по арендной плате, соответствующих сумм пени. Размер арендной платы определен в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г., N 582, на основании отчета независимого оценщика ООО "Торгово-Консалтинговая Группа" N 61/12 от 09.08.2012 г. и составил 8 986 512,72 руб. в год.
Отказывая в удовлетворении заявленных истом требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не имеет полномочий по распоряжению спорными земельными участками, относящимися к землям лесного фонда, в связи с чем является ненадлежащим истцом по делу.
Апелляционный суд также не усматривает оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и при этом исходит из следующего.
Истец просит взыскать с ответчика задолженность по договору аренды земельного участка, исходя из измененного им в одностороннем порядке расчета арендной платы.
Из материалов дела следует, что в отношении спорных участков по результатам аукциона с ответчиком был заключен договор аренды лесных участков.
Согласно п. 4 ст. 73 Лесного кодекса РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно ст. 74 Лесного кодекса РФ (в редакции на дату заключения договора) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи (п. 1).
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается (п. 2).
На настоящий момент редакция п. 2 ст. 74 Лесного кодекса РФ изменена и изложена в следующей редакции "При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса."
Также добавлен п. 2.1, согласно которому договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Исходя из содержания изложенных выше норм, изменение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, возможно только при наличии указанных в данной статье обстоятельств. Истцом наличия указанных обстоятельств не доказано.
Таким образом, представленный истцом расчет арендной платы и соответственно задолженности ответчика не основан на указанном им договоре аренды.
В связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Вывод суда о том, что категория спорных земельных участков была изменена с категории земли лесного фонда на категорию земли населенных пунктов неуполномоченным лицом, апелляционный суд находит неверным, однако не приведшим к вынесению неверного решения.
Согласно разъяснениям, данным в п. 35 Постановления N 36 Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" от 28.05.2009 г., в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно ст. 11 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" от 21.12.2004 г. перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии со ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно п. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 г. до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно п. 14 данной статьи в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет такие документы для согласования в:
2) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на распоряжение лесными участками (за исключением случаев, если указанные полномочия переданы в порядке, установленном лесным законодательством, органу государственной власти субъекта Российской Федерации), в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда.
В п. 17 указанной статьи предусмотрено, что в случае непоступления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации от предусмотренных частью 14 настоящей статьи органов информации в письменной форме о согласовании заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленный срок заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка считается согласованным с указанными органами.
Согласно п. 18 данной нормы исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок не более чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции от 28 ноября 2014 г. по делу N А27-11158/2014 является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 110, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 ноября 2014 г. по делу N А27-11158/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11158/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области
Ответчик: ООО "Бор"
Третье лицо: Департамент лесного комплекса Кемеровской области