г. Пермь |
|
16 февраля 2015 г. |
Дело N А60-41069/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.,
при участии:
от заявителя (Федеральное государственное казенное учреждение "Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Свердловской области") (ОГРН 1069673048290, ИНН 6673141790): не явились;
от заинтересованного лица (Региональная энергетическая комиссия Свердловской области) (ОГРН 1026605237944, ИНН 6671113500): Спасова Ю.В., представитель по доверенности от 12.01.2015, предъявлен паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Федерального государственного казенного учреждения "Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Свердловской области"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 декабря 2014 года
по делу N А60-41069/2014,
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.,
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Свердловской области"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Свердловской области" (далее - ФГКУ "СПСЧ ФПС по Свердловской области", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области, административный орган) от 12.09.2014 N 422 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 03.12.2014 (резолютивная часть решения объявлена 26.11.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ФГКУ "СПСЧ ФПС по Свердловской области" обжаловало решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о том, что к спорным правоотношениям не подлежат применению правовые нормы, регулирующие правоотношения по оказанию коммунальных услуг населению, проживающему в жилых помещениях. Фактически заявителем оказывались коммунальные услуги гражданам, проживающим в служебных помещениях, не имеющих статус жилых. Наложение на учреждение штрафа является необоснованным в связи с фактическим отсутствием выручки от реализации коммунальных услуг вследствие неправомерного завышения регулируемых тарифов, все полученные от оказания коммунальных услуг средства направлены в доход федерального бюджета.
Представители заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в судебном заседании не принимали, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
РЭК Свердловской области по основаниям, изложенным в отзыве, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, состав правонарушения в действиях заявителя считает доказанным.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.07.2014 РЭК Свердловской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении ФГКУ "СПСЧ ФПС по Свердловской области" по соблюдению установленного порядка ценообразования и применения регулируемых цен (тарифов).
В ходе проверки установлено, что теплоснабжение зданий по адресу г. Екатеринбург, ул. Фронтовых бригад, 24 (пожарное депо) осуществляется ОАО "Уралтрансмаш" в соответствии с договорами, заключенными с заявителем. Таким образом ОАО "Уралтрансмаш" является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги теплоснабжения на нужды отопления потребителям, проживающим в здании по ул. Фронтовых бригад, 24.
При оказании услуг по теплоснабжению и электроснабжению учреждением допущено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в завышении тарифов на тепловую энергию и электрическую энергию при начислении платы гражданам, проживающим в здании по ул. Фронтовых бригад, д. 24 литер 23А.
По выявленным фактам нарушений административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 28.08.2014 (л.д.110-113), по итогам рассмотрения которого вынесено постановление от 12.09.2014 N 422 о привлечении ФГКУ "СПСЧ ФПС по Свердловской области" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 113 951 руб. 80 коп.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 1 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке) в виде административного штрафа для юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Как следует из оспариваемого постановления, административным органом выявлен факт нарушения ФГКУ "СПСЧ ФПС по Свердловской области" порядка ценообразования, выразившегося в завышении тарифов на тепловую энергию и на электрическую энергию.
Согласно положениям абз. 2 п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с ч. 2 ст. 5, ч. 3 ст. 7 и ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию.
Уполномоченным органом на территории Свердловской области по установлению тарифов на тепловую энергию, тарифов в сфере водоснабжения является РЭК Свердловской области (Указ Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 N 1067-УГ).
Постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2012 N 207-ПК для ОАО "Уралтрансмаш" утверждены тарифы на 2013 год и составили: для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии - 618,57 руб./Гкал (без НДС); для населения - 729,91 руб./Гкал (с НДС).
Согласно п. 3 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.
Постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2012 N 211-ПК на 2013 год, в том числе одноставочный тариф 01.01.2013 по 30.06.2013 - 1,80 руб./кВтч; тарифы, дифференцированные по зонам суток: дневная зона - 1,81 руб./кВтч; ночная зона - 0,84 руб./кВтч. С 01.07.2013 по 31.12.2013 одноставочный тариф - 2,07 руб./кВтч; тарифы, дифференцированные по зонам суток: дневная зона - 2,09 руб./кВтч; ночная зона - 0,97 руб./кВтч.
Судом по материалам дела установлено, что учреждение производило начисление гражданам за тепловую энергию по тарифам в размере 1193,96 руб./Гкал и 1408,87 руб./Гкал вместо применения утвержденного для ОАО "Уралтрансмаш" тарифа в размере 729,91 руб./Гкал.; начисление платы за электрическую энергию производилось по тарифам в размере 3,69 руб./кВтч, 3,96 руб./кВтч, 4,36 руб./кВтч, 4,95 руб./кВтч вместо применения утвержденного одноставочного тарифа в размере 2,07 руб./кВтч.
Таким образом в период с 01.10.2013 по 31.12.2013 обществом допущено завышение тарифов на тепловую и электрическую энергию на общую сумму 78 189 руб. 56 коп. (сумма излишне полученной выручки за указанный период составила 56 975 руб. 90 коп.).
Завышение утвержденных в установленном порядке тарифов на тепловую и электрическую энергию является нарушением порядка ценообразования и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Факт правонарушения подтвержден актом проверки от 28.08.2014 N 124, протоколом об административном правонарушении от 28.08.2014 и учреждением не опровергнут документально.
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно установил наличие в действиях учреждения события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ,
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Доказательств того, что учреждение предприняло все зависящие от него меры, направленные на недопущение нарушения, отсутствие у заявителя возможности для соблюдения требований законодательства в материалы дела не представлено, в связи с чем вина юридического лица является доказанной.
Вина учреждения в допущенном нарушении установлена РЭК и заключается в том, что осуществляя предоставление услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, учреждение обязано было при расчетах с потребителями применять только установленные тарифы.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях учреждения состава вменяемого административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ обоснован, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Доводы апеллянта о том, что услуги оказывались гражданам, проживающим в помещениях, не имеющим статус жилых, апелляционным судом отклонены как не имеющие правового значения для рассмотрения дела.
Поскольку учреждение осуществляет регулируемый вид деятельности, оно обязано соблюдать требования законодательства в сфере государственного регулирования цен независимо от статуса занимаемого помещения.
В соответствии с подп. "б" п.22 постановления правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений (включая подлежащий оплате этими лицами объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды), рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утвержден перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам. Согласно п. 4 данного перечня к таким категориям относятся, в том числе физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при расчетах с физическими лицами, проживающими в служебных помещениях пожарного депо должны применяться тарифы (цены), установленные для населения.
Довод заявителя об отсутствии статуса коммерческой организации, отсутствии выручки от оказании услуг, финансировании деятельности из федерального бюджета апелляционным судом отклонены, поскольку независимо от источника финансирования учреждение, осуществляющее регулируемый вид деятельности, обязано соблюдать требования законодательства в сфере государственного регулирования цен.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Учреждение привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности. Штраф назначен в размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 декабря 2014 года по делу N А60-41069/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Специализированная пожарно-спасательная часть федеральной противопожарной службы по Свердловской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41069/2014
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области