г. Тула |
|
16 февраля 2015 г. |
Дело N А09-10036/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.02.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Ерёмичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухарёвой Е.А., при участии в судебном заседании до перерыва - 05.02.2015: представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области - Климушкиной В.В. (доверенность от 12.01.2015 N 5, удостоверение), представителя общества с ограниченной ответственностью "Цифровые системы" - Пилипкова А.Н. (президент общества, приказ от 09.12.2011 N 56); при участии в судебном заседании после перерыва - 09.02.2015: представителя общества с ограниченной ответственностью "Цифровые системы" - Пилипкова А.Н. (президент общества, приказ от 09.12.2011 N 56), в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Цифровые системы" на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 по делу N А09-10036/2014 (судья Петрунина С.М.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244008829, ИНН 3250055537) к обществу с ограниченной ответственностью "Цифровые системы" (г. Брянск, ОГРН 1023202745081, ИНН 3234045524) о привлечении к административной ответственности, установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области (далее по тексту - Управление Роскомнадзора по Брянской области, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Цифровые системы" (далее по тексту - ООО "Цифровые системы", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), за совершение правонарушений, зафиксированных в протоколах об административных правонарушениях от 15.08.2014 N 02.03-06/273-ю, от 15.08.2014 N02.03-06/274-ю, от 15.08.2014 N02.03-06/275-ю, от 15.08.2014 N 02.03-06/276-ю.
В ходе рассмотрения дела заявитель заявил ходатайство об отказе от заявленных требований в части привлечения ООО "Цифровые системы" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении от 15.08.2014 N 02.03-06/276-ю.
Частичный отказ от заявленных требований принят судом первой инстанции, в части требования заявителя о привлечении ООО "Цифровые системы" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении от 15.08.2014 N 02.03-06/276-ю, производство по делу прекращено на основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 заявление административного органа удовлетворено, общество с ограниченной ответственностью "Цифровые системы": за совершение административного правонарушения, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении от 15.08.2014 N 02.03-06/273-ю, привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей; за совершение административного правонарушения, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении от 15.08.2014 N 02.03-06/274-ю, привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей; за совершение административного правонарушения, зафиксированного в протоколе об административном правонарушении от 15.08.2014 N02.03-06/275-ю, привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с решением, общество с ограниченной ответственностью "Цифровые системы" обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный суд, в которой просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В обоснование своей позиции, ссылаясь на Федеральный закон N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", заявитель указал, что проверка была проведена с грубым нарушением: согласно акту проверки N А-32/164 проверка проводилась с 04.08.2014 по 08.08.2014 общей продолжительностью 5 рабочих дней/25 часов 30 минут.
Как указал заявитель апелляционной жалобы, несоблюдение требований о сроках проведения проверки в отношении субъектов малого предпринимательства в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является грубым нарушением, влекущим признание недействительным результатов проверки. Судом первой инстанции данному факту не была дана оценка, что повлекло принятие необоснованного решения.
Также общество полагает, что в силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а согласно материалам дела административным органом было установлено неосуществление обществом предпринимательской деятельности на момент проведенной проверки, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения.
Управление Роскомнадзора по Брянской области возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из отзыва следует, что в информационной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Цифровые системы" отсутствует какая-либо информация о принадлежности данной организации к микропредприятию. Общий реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в Брянской области отсутствует. Кроме того, согласно письму ООО "Цифровые системы" от 02.12.2009 N 64, данная организация является малым предприятием. Проект плана проведения плановых проверок Управления Роскомнадзора по Брянской области на 2014 год был рассмотрен органами прокуратуры, замечаний по поводу его содержания и законности включения в него проверки в отношении ООО "Цифровые системы" не поступало, а копия Приказа Управления Роскомнадзора по Брянской области от 29.07.2014 N 108-нд о проведении плановой выездной проверки ООО "Цифровые системы" с указанием срока проведения проверки была направлена обществу для ознакомления.
По мнению административного органа, у общества имелась возможность для заблаговременного ознакомления со сроком проведения проверки. Ни до, ни в ходе проведения проверки письменных либо устных возражений по поводу ее срока от общества не поступало, данный факт можно считать согласием общества с формальными условиями проверки.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что она подлежит удовлетворению по следующим причинам.
Как следует из материалов дела, ООО "Цифровые системы", как оператор связи, имеет следующие лицензии: N 99858 от 04.10.2012 на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на срок до 04.10.2017; N 115999 от 07.12.2011 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на срок до 07.12.2016; N 96978 от 15.03.2012 на оказание услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на срок до 15.03.2017.
Управлением Роскомнадзора по Брянской области в период с 04.08.2014 по 08.08.2014 на основании приказа от 29.07.2014 N 108-нд была проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Цифровые системы" по вопросам соблюдения обществом требований законодательства, лицензионных требований и условий, при осуществлении указанных выше видов деятельности.
В ходе проверки административным органом выявлены следующие нарушения: пункта 1 статьи 46, пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункта 10 раздела I Перечня лицензионных условий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, и лицензионных условий пункта 10 лицензии N 99858, в части не внедрения технических средств для проведения ОРМ в г. Дятьково, пос. Ивот, г. Клинцы и в части не обеспечения выполнения установленных действий при проведении ОРМ; пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пунктов 2-4 разделов XIV, XV Перечней лицензионных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, и лицензионных условий пунктов 2-4 лицензий N115999, N 96978 в части неоказания услуг связи более трех месяцев подряд с даты начала оказания таких услуг.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N А-32/164 от 08.08.2014 (т.1, л.д. 65).
Рассмотрев материалы проверки, Управление Роскомнадзора по Брянской области 15.08.2014 составило в отношении ООО "Цифровые системы" протоколы об административных правонарушениях N N 02.03-06/273-ю, 02.03-06/274-ю, 02.03-06/275-ю, согласно которым в действиях общества было установлено наличие признаков правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С целью привлечения ООО "Цифровые системы" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган, руководствуясь статьи 23.1 КоАП РФ, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту также - Федеральный закон N 294-ФЗ, ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
В соответствии с частью 2 статьи 1 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящим законом устанавливаются:
1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Как следует из статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. Одним из условий отнесения лица к субъектам малого и среднего предпринимательства является средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий; до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Из представленных в материалы ООО "Цифровые системы" документов: копии налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный 2013 год (т.2, л.д.76), копий штатного расписания по ООО "Цифровые системы" (т.2, л.д. 80, 81) следует, что количество сотрудников общества по состоянию на 01.01.2014 составляло 12 человек, с 01.01.2013 составляло 13 человек, т.е. рассматриваемое предприятие является микропредприятием.
В соответствии с частью 2 статьи 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Как установлено судом и следует из акта проверки от 08.08.2014 N А-32/164 (т.1, л.д. 65-82), составленного по результатам проверки ООО "Цифровые системы", суммарная продолжительность проверки, проводимой в отношении общества с 04.08.2014 по 08.08.2014, составила 5 рабочих дней/25 часов 30 минут.
В части 2 статьи 20 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в числе прочих к грубым нарушениям при проведении проверки отнесено нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, время проведения плановой проверки в отношении общества было превышено на 09 часов 30 минут.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отмечает, что проверка в отношении ООО "Цифровые системы", была проведена Управлением Роскомнадзора по Брянской области с грубым нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, ссылка административного органа на письмо ООО "Цифровые системы" в адрес управления от 02.12.2009 N 64 о принадлежности общества к субъектам малого предприятия, т.е. по состоянию на 2009 год, признается необоснованной, а решение Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 - подлежащим отмене в части.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 06.11.2014 по делу N А09-10036/2014 отменить в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Цифровые системы" к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и зафиксированные в протоколах от 15.08.2014 N 02.03-06/273-ю, N 02.03-06/274-ю, N 02.03-06/275-ю.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Ерёмичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10036/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области
Ответчик: ООО "Цифровые системы"