г. Москва |
|
17 февраля 2015 г. |
Дело N А41-49940/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства - Лубинца В.И. (по паспорту от 23.09.2010),
от администрации сельского поселения Гжельское Раменского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от администрации Раменского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лубинца В.И. на решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2014 по делу N А41-49940/14, принятое судьей Федуловой Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лубинец В.И. (далее - Лубинец В.И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации сельского поселения Гжельское Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация сельского поселения) со следующими требованиями:
1. Признать незаконными решения администрации сельского поселения от 02.06.2014 N 598, от 21.03.2014 N 270, от 18.02.2014 N 154, от 31.12.2013 N 1636, от 01.07.2013 N 833 и обязать администрацию на основании статьи 11, пункта 3 подпункта 7
2. Согласовать использование водного объекта (пруда) площадью 12 600 кв.м., расположенного на кадастровом квартале 50:23:0010302 в 200 метрах северо-восточнее д. Минино Раменского района Московской области, для аквакультуры (рыбоводства),
3. Согласовать использование водного объекта (пруда) площадью около 1,2 га, расположенного на кадастровом квартале 50:23:0020392 в 1560 метрах юго-западнее ж/д станции Гжель около СНТ "Горняк" Раменского района Московской области для аквакультуры (рыбоводства),
4. На основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставить в аренду фермерскому хозяйству земельные участки, находящиеся вокруг прудов для:
- цель использования земельных участков - осуществление деятельности фермерского хозяйства - аквакультура (рыбоводство),
- испрашиваемое право - аренда,
- срок аренды земельных участков - 49 лет,
- размер испрашиваемых земельных участков: 12 400 кв.м - предполагаемое местоположение земельного участка - в 200 метрах северо-восточнее д.Минино, Раменского района, расположенный на кадастровом квартале 50:23:0010302 и 1.6 га - предполагаемое местоположение земельного участка - в 1560 метрах юго-западнее ж/д станции Гжель около СНТ "Горняк" Раменского района Московской области, расположенный на кадастровом квартале 50:23:0020392,
- в течение месяца изготовить проекты границ испрашиваемых земельных участков и утвердить их,
- в течение 14 дней принять решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду с приложением проекта их границ,
- в течение семи дней после представления заявителем кадастровых карт (плана) земельных участков заключить с ним договоры аренды для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация района).
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.10.2014 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Лубинец В.И. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств им по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Лубинец В.И. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации сельского поселения, администрации района.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав Лубинца В.И., суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Лубинец В.И. обращался к Главе администрации сельского поселения с рядом заявлений.
В письме, поступившем в администрацию сельского поселения 07.05.2014 вх. N 426 (л.д.9-10), заявитель просил согласовать ему право законного пользования водными объектами - прудами в целях аквакультуры (товарного рыбоводства) с предоставлением в аренду земельных участков, находящихся в границах прудов с целью их эксплуатации.
При этом, как следует из данного заявления (с учетом заявлений от 20.03.2014 вх. N 87 (л д.16) и от 03.02.2014 вх. N 84 (л.д. 13-14), на которые имеется ссылка в первом заявлении), в нем идет речь о следующих двух водных объектах и двух земельных участках:
- пруд - площадью 12 600 кв.м., расположенный в 200 метрах северо-восточнее д. Минино Раменского района Московской области для аквакультуры (рыбоводства), кадастровый квартал 50:23:0010302;
- земельный участок площадью 12 400 кв.м. вокруг данного пруда с предполагаемым местоположением земельного участка - в 200 метрах северо-восточнее д. Минино, Раменского района, кадастровый квартал 50:23:0010302;
- пруд площадью около 12 000 кв.м., расположенный в 1 560 метрах юго-западнее ж/д станции Гжель около СНТ "Горняк" Раменского района Московской области, в кадастровый квартал 50:23:0020392;
- земельный участок площадью 16 000 кв.м. вокруг этого пруда с предполагаемым местоположением в 1 560 метрах юго-западнее ж/д станции Гжель около СНТ "Горняк" Раменского района Московской области, кадастровый квартал 50:23:0020392.
В ответ на обращения заявитель получил ответы от 01.07.2013 N 833, от 31.12.2013 N 1636, от 18.02.2014 N 154, от 21.03.2014 N 270, от 02.06.2014 N 598.
Письмом от 02.06.2014 N 598 (л.д. 36) администрация сельского поселения в ответ на письмо заявителя, поступившее в администрацию сельского поселения 07.05.2014 вх. N 426, сообщила, что запрашиваемый водный объект, расположенный в 200 метрах северо-восточнее д. Минино на территории сельского поселения Гжельское относится к землям населенных пунктов и используется для забора водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; водный объект общей площадью 1,2 га, расположенный около СНТ "Горняк", находится в общедоступном, открытом пользовании, вблизи садовых участков.
В связи со ссылкой заявителя на статью 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс) и его доводом о том, что для осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении заявителю водного участка в пользование для осуществления предпринимательской деятельности, администрация сельского поселения в данном письме отметила, что данная статья Водного кодекса отдает приоритет общедоступному бесплатному водопользованию: для любительского рыболовства, купания, полива садовых участков и проч.
Кроме того, администрация сельского поселения в этом письме отметила, что не допускается отчуждение таких водных объектов, как пруд и обводненный карьер, без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.
Не согласившись с решениями, содержащимися в данных ответах, в том числе в письме от 02.06.2014 N 598, Лубинец В.И. оспорил их в судебном порядке 05.08.2014.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В данном случае заявитель пропустил срок на оспаривание в судебном порядке решений администрации сельского поселения, содержащихся в письмах от 01.07.2013 N 833, от 31.12.2013 N 1636, от 18.02.2014 N 154, от 21.03.2014 N 270, обратившись в суд с заявлением об оспаривании этих решений только 05.08.2014.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Между тем ходатайство о восстановлении срока подачи в арбитражный суд заявления в части требований об оспаривании решений администрации сельского поселения, содержащихся в письмах от 01.07.2013 N 833, от 31.12.2013 N 1636, от 18.02.2014 N 154, от 21.03.2014 N 270, Лубинец В.И. не заявлял, обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о наличии уважительных причин его пропуска, не привел, таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Данная позиция подтверждена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в 2011 году (постановление Президиума от 26.07.2011 N 18306/10).
Довод Лубинца В.И. о том, что судья в случае пропуска срока обязана была бы вернуть заявление без его рассмотрения по существу, не основан на положениях АПК РФ.
Требование об оспаривании ответа администрации сельского поселения, содержащегося в письме от 02.06.2014 N 598, на обращение Лубинца В.И. от 07.05.2014, заявлено Лубинцом В.И. в судебном порядке 05.08.1014, то есть с соблюдением трехмесячного срока.
В соответствии частями 4, 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов. При этом для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Согласно части 2 статьи 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 11 Водного кодекса не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:
4) забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
7) осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов;
16) полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;
17) купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
1) аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры;
2) объекты аквакультуры - водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания;
3) искусственно созданная среда обитания - водные объекты, участки континентального шельфа Российской Федерации, участки исключительной экономической зоны Российской Федерации, сооружения, где разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры осуществляются с использованием специальных устройств и (или) технологий;
5) рыбоводный участок - водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
9) рыбоводное хозяйство - юридическое лицо, крестьянское (фермерское) хозяйство, а также приравненный к ним в целях настоящего Федерального закона и осуществляющий аквакультуру (рыбоводство) индивидуальный предприниматель.
Водным законодательством не предусмотрено согласование с администрацией городского поселения использования прудов для целей, указанных в части 3 статьи 11 Водного кодекса, в том числе для рыбоводства и купания.
Водный кодекс основан на принципе привязки водных объектов к земельным участкам, на которых они расположены. Пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, могут принадлежать на праве собственности только собственнику земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральным законами.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Водного кодекса право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Водного кодекса пруд водный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Однако не допускается отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Порядок предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Исходя из содержания данной статьи, а также статьи 30 Земельного кодекса указанный порядок также распространяется и на юридических лиц, в случаях предоставления им земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно части 1 статьи 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
При этом в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно части 4 статьи 34 Земельного кодекса орган местного самоуправления на основании указанного в заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 01.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указано в том числе обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
В данном случае такое обоснование не представлено.
Часть 3 статьи 12 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" устанавливает, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В случае представления заявления через многофункциональный центр схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В связи с этим требование заявителя об обязании администрации изготовить проекты границ испрашиваемых земельных участков нельзя признать правомерным.
Из приведенных норм следует, что компетентные органы обязаны утвердить и выдать заинтересованному лицу схему расположения земельного участка в силу прямого указания на то норм Земельного кодекса РФ.
При этом, исходя из этих норм, в процессе утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории или кадастровом плане земельного участка орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий, на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков, рассматривает вопрос о принципиальной возможности предоставления испрашиваемого заявителем земельном участке для заявленных целей, и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по утверждению схемы этого участка : определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иных условия использования соответствующей территории целям, для которых заявитель просит предоставить земельный участок. В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей совершение соответствующим органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.
Утверждение схемы земельного участка, равно как и выбор земельного участка возможны только при отсутствии к тому препятствий.
Поэтому если на первоначальном этапе при обращении заинтересованного физического или юридического лица с заявлением в органы местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка, будет установлено, что на испрашиваемом земельном участке принципиально не возможно осуществление деятельности, для которого данный земельный участок испрашивается, орган местного самоуправления имеет право отказать в удовлетворении подобного заявления.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности предусматривает, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности городского округа и объектов муниципальной собственности, включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития городского округа (в том числе организация и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов, создание условий и проведение мероприятий по тушению лесных пожаров, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, организация работ по содержанию в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности).
В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения в числе прочих относятся водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно решению Раменского городского суда Московской области от 12.09.2011 названные пруды относятся к источникам противопожарного водоснабжения.
Согласно статье 53 Водного кодекса забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве. Использование водных объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности, для иных целей запрещается.
Из доводов Лубинца В.И., материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.10.2014 по делу N А41-49940/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49940/2014
Истец: Лубинец Василий Иванович
Ответчик: Администрация сельского поселения Гжельское
Третье лицо: Администрация сельского поселения Гжельское