г. Хабаровск |
|
19 февраля 2015 г. |
А73-10885/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карасева В.Ф.
судей Михайловой А.И., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании:
от Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго": не явились;
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Власенко М.В., представитель по доверенности от 19.12.2014 N 90;
от Министерства обороны Российской Федерации: Гержан В.А., представитель по доверенности от 04.02.2015 N 212/1/193;
от Администрации муниципального образования "Чугуевское сельское поселение" Чугуевского муниципального района Приморского края: не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства обороны Российской Федерации,
Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 05.12.2014
по делу N А73-10885/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Бутковским А.В.
по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в интересах теплового района "Чугуевский" филиала "Арсеньевский"
к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства о обороны Российской Федерации
о взыскании 453 055 руб. 72 коп.
третье лицо: Администрация муниципального образования "Чугуевское сельское поселение" Чугуевского муниципального района Приморского края
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП "Примтеплоэнерго") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "ДВТУ ИО), Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 453 055 руб. 72 коп., в том числе 444 419 руб. 10 коп. задолженности по оплате за тепловую энергию, потребленную в период с октября 2013 по май 2014 года на отопление жилых помещений, а также 8 636 руб. 62 коп. процентов за период с 01.06.2014 по 10.08.2014.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечена Администрация муниципального образования "Чугуевское сельское поселение".
Решением суда от 05.12.2014 заявленный иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "ДВТУ ИО" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, отказав в удовлетворении иска.
В судебном заседании представители заявителей жалоб свои доводы поддержали. Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
КГУП "Примтеплоэнерго" в лице теплового района "Чугуевский" филиала "Арсеньевский" оказывает услуги по теплоснабжению объектов жилого фонда сельского поселения по договору аренды от 01.03.2013 N 40/0035-13.
В заявленный период истцом осуществлялось теплоснабжение квартир многоквартирного жилого дома в селе Чугуевка по ул. Дзержинского, 2 на территории военного городка 41, включая квартиры N 1, 3, 4, 10, 12, 13, 15, 23, 24, 27, 38, 39, 42, 43, 44 (постановления администрации сельского поселения от 08.10.2013 N 173 и от 23.04.2014 N 85 о начале и об окончании отопительного сезона 2013-2014 годов, акты подключения от 15.10.2013 и отключения 13.05.2014 системы теплоснабжения).
Расчет за потребленную тепловую энергию производен исходя из действовавших нормативов, тарифов теплопотребления. На оплату выставлены счета N 0901/0000111 от 14.05.2014, N 0901/0000141 от 30.05.2014, N 0901/0000110 от 14.05.2014, N 0901/0000241 от 19.06.2014.
Ссылаясь на неоплату счетов со стороны ответчика, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд пришел к выводу о его обоснованности представленными доказательствами.
Повторно рассмотрев дело, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционных жалоб в связи со следующим.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Статьями 210, 123.22, части 4 статьи 298 ГК собственник (обладатель права оперативного управления) несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Как видно из материалов дела многоквартирный жилой дом в с. Чугуевка по ул. Дзержинского, 2 входил в состав военного городка N 41.
Согласно приложению 1 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление ВС РФ N 3020-1) исключительно к федеральной собственности относится имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, при разграничении государственной собственности все квартиры в указанном жилом доме отнесены к федеральной собственности как имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до 01.03.2005, включение жилого помещения в состав служебных производилось на основании решения исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Постановлениями Администрации сельского поселения от 19.09.1996 N 909, от 04.06.1998 N 502, от 24.12.2004 N 752 на основании отношения войсковой части 35764 спорные квартиры по ул. Дзержинского, 2 включены в число служебных.
При этом, ранее на основании распоряжения Минимущества России от 14.01.2004 N 85 жилой дом по ул. Дзержинского, 2 был закреплен на праве оперативного управления за ФГУ "Даубихинская КЭЧ района" Минобороны России, впоследствии реорганизованного путем присоединения к ФГКУ "ДВТУ ИО" (пункт 44 сведений о правопредшественниках выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 03.09.2014).
На основании приказа Минобороны России от 19.03.2013 N 153 жилой дом по ул. Дзержинского, 2 передан из федеральной собственности в муниципальную собственность сельского поселения, с оговоркой "за исключением служебных и специализированных квартир".
Статус спорных квартир как служебных, их отнесение к федеральной собственности и нахождение в оперативном управлении ФГКУ "ДВТУ ИО" подтверждены выписками из реестра федерального имущества от 16.12.2013, от 29.10.2014.
Согласно письменному ответу ФГКУ "Востокрегионжилье" на обращение сельского поселения по поводу передачи спорных квартир в муниципальную собственность и соответствующего снятия с них статуса служебного жилья, для военнослужащих округа имеется потребность в жилых помещениях в с. Чугуевка, поэтому основания для передачи жилых помещений в муниципальную собственность отсутствуют.
Представленное суду письмо ФГКУ "Востокрегионжилье" в адрес Территориального управления N 04-03/0013201 от 09.10.2014 со ссылкой на согласованный сторонами список квартир, подлежащих передаче в собственность сельского поселения, перечень служебных федеральных квартир, в котором отсутствую спорные, правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку оно не может считаться основанием для отнесения спорных квартир к муниципальной собственности в заявленный период.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" безвозмездная передача военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность производится на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 8 указанного закона данное решение является основанием для прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и права оперативного управления организаций на здания и возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Согласно части 10 статье 8 данного закона в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в ЕГРП, право собственности муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия указанного решения (исключение из положений частей 1, 2 ст. 8.1 ГК РФ).
Таким образом, с 19.03.2013, с даты принятия приказа Минобороны России N 153, определенные данным приказом имущество военного городка N 41 с. Чугуевка считается перешедшим в муниципальную собственность сельского поселения.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства принятия в порядке части 2 статьи 92 ЖК РФ, действующей в настоящее время, органом, осуществляющим управление государственным жилым фондом, решения об исключении спорных квартир из состава служебного жилого фонда.
Данное обстоятельство, с учетом приведенной выше оговорки приказа N 153 Минобороны России, свидетельствует о том, что спорные квартиры по состоянию на 19.03.2013 юридически не утратили статус служебных и соответственно не изменили 19.03.2013 правообладателя, то есть не перешли в муниципальную собственность сельского поселения.
Об этом свидетельствует и передаточный акт от 08.05.2013 N 24, не содержащий сведений о спорных квартирах.
Подписание только 21.10.2014 (в ходе рассмотрения настоящего дела) ФГКУ "ДВТУ ИО" и сельским поселением дополнительного соглашения N 1 к акту N 24, с оговоркой о вступлении его в силу с момента подписания, в котором уже указаны спорные квартиры, не подтверждает переход права собственности на квартиры 19.03.2013.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в заявленный период правообладателями спорных квартир являлись соответчики, а не сельское поселение, которые и несут обязанность по оплате потребленного их имуществом коммунального ресурса.
Расчет стоимости потребленной тепловой энергии в заявленный период произведен по каждой квартире на основании утвержденных нормативов теплопотребления в зависимости от площади квартир (постановление главы сельского поселения от 11.11.2010 N 4-ш) и тарифов теплопотребления (постановления Департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2012 N 87/1, от 18.12.2013 г. N 79/6), и является верным.
В этой связи заявленный иск о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными в порядке статьи 395 ГК РФ, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В силу абзаца третьего части 2 статьи 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В силу пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23, согласно подпункту 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно подпункту 31 пункта 10 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий. Следовательно, на него должна быть субсидиарная ответственность по обязательствам ответчика, в случае недостаточности денежных средств у учреждения.
На основании изложенного, апелляционные жалобы подлежат отклонению, а решение суд - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.12.2014 по делу N А73-10885/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-10885/2014
Истец: КГУП "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО" в интересах теплового района "Чугуевский" филиала "Арсеньевский", Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в интересах теплового района "Чугуевский" филиала "Арсеньевский"
Ответчик: Министерство обороны РФ, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений"Министерства оборонны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Чугуевское сельское поселение" Чугуевского муниципального района Приморского края, КГУП "Примтеплоэнерго", Территориальное управление Росимущества в Приморском крае
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1258/15
19.02.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-15/15
05.12.2014 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-10885/14
02.12.2014 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-10885/14