г. Москва |
|
19 февраля 2015 г. |
Дело N А40-47925/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2014 по делу N А40-47925/14 принятое судьей Денискиной Е.Г. (шифр судьи: 17-474)
по заявлению ЗАО "ФРИЗ-ТРИДЕМ" (ОГРН 1027700263854, 127543, Москва, МКАД 87 км., д. 8, стр. 4)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822, 115191, Москва, ул., Б. Тульская, д. 15)
третьи лица: 1) ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1); 2) Департамент городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20); 3) Правительство Москвы (125032, Москва, Тверская ул., д. 13); 4) Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков" (105066, Москва, 1-й Басманный переулок, д. 2А, стр. 1)
о признании недействительный решения комиссии,
при участии:
от заявителя: |
Ветров И.В. по доверенности от 01.06.2014; Пашковский С.Ю. по протоколу от 31.08.2014; |
от ответчика: |
Скиперский А.С. по доверенности от 30.12.2014; |
от третьего лица: Белова А.А. по доверенности от 01.09.2014; по доверенности от 30.12.2014; 1).4) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ЗАО "ФРИЗ-ТРИДЕМ" с заявлением, с учетом утонения, принятого в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным Решения Комиссии N 51-141/2014 от 14.03.2014; обязании Управления Росреестра по Москве установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002004:12 площадью 29 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. 87-й км. МКАД вл. 8 по состоянию на 01.01.2013 равной рыночной стоимости в размере 444 655 935 руб. В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002004:12 площадью 29 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. 87-й км. МКАД вл. 8, в соответствии с договором аренды земельного участка N М-02-014046 от 30.08.1999.
В качестве третьих лиц привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы, Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков".
Решением суда от 23.12.2014 признано недействительным Решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 51-141/2014 от 14.03.2014. Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002004:12 площадью 29 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. 87-й км. МКАД вл. 8 по состоянию на 01.01.2013 равной рыночной стоимости в размере 444 655 935 руб. При этом суд исходил из того, что ответчиком установлены недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002004:12.
С решением суда не согласился ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и третьи лица - Департамент городского имущества г. Москвы и Правительство Москвы и обратились с апелляционными жалобами.
Ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что обществом избран ненадлежащий способ защиты, поскольку по существу требование заявлено об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на иную стоимость.
Третьи лица в апелляционной жалобе просят отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований третьи лица ссылаются на то, что решение Комиссии не может являться предметом рассмотрения судебного дела.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения, поскольку считает решение суда законным и обоснованным. Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Представители третьих лиц (ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков"), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды земельного участка от 30.08.1999 N М-02-014046 (далее - Договор) Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002004:12, расположенного по адресу: город Москва, МКАД 87-й км., вл. 8 (далее - земельный участок).
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы. Указанное Постановление вступило в силу с 01.01.2014.
В соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002004:12 была определена в размере 1 086 524 730 руб. 00 коп. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка определена неверно, Заявитель обратился к Обществу с ограниченной ответственностью "Атлант Оценка", аккредитованному при Российском обществе оценщиков и включенному в Реестр оценщиков и оценочных фирм Российского общества оценщиков (далее - Оценщик), с целью определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно Отчету об оценке рыночной стоимости арендуемого истцом земельного участка общей площадью 29 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, 87-й км МКАД, вл. 8 N АЮ-101-913/0114 от 03.02.2014, составленного Оценщиком, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002004:12 по состоянию на 01.01.2013 равна 444 655 935 руб.
Согласно Экспертному заключению N 313/2014/4 от 10.02.2014 Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" Отчет N АЮ-101-913/0114 от 03.02.2014 соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
В соответствии с порядком оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, установленным ст. 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", 04.03.2014 заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории города Москвы, созданную на основании Приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481. Заявитель просил пересмотреть установленную кадастровую стоимость земельного участка на основании установления в отношении указанного участка его рыночной стоимости.
Решением Комиссии N 51-141/2014 от 14.03.2014 заявление Общества было отклонено. При этом основания для принятия указанного решения в его обосновании отсутствуют.
В соответствии с п.2 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.06.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
-нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
-документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
-положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, Комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности. Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии установлен Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 20 Порядка в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Таким образом, именно на саморегулируемую организацию оценщиков возложены функции по проверке достоверности экспертного заключения.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" размер арендной платы за земельные участки исчисляется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Оценщиком рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 определена неверно, а также доказательств несоответствия отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком установлены недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:02:0002004:12. При этом, установление завышенной кадастровой стоимости земельного участка, повлекшее существенное увеличение арендной платы, нарушает права заявителя, создавая дополнительные расходы, нарушая права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной деятельности.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности государственной кадастровой оценке.
В соответствии с п. 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве было утверждено Приказом Росреестра от 23.10.2009 N 298.
В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, утвержденному Приказом Росреестра от 23.10.2009 N 298, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Принимая во внимание, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории города Москвы, созданная на основании Приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481, не является юридическим лицом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в данном случае заинтересованным лицом по делу является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, при котором создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Доводы ответчика и третьих лиц о том, что заявители избран ненадлежащий способ и защиты и, что решение Комиссии не может являться предметом рассмотрения судебного дела не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 24.19 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло, юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.06.2006 г. N 273-ПП арендная плата в г. Москве исчисляется из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии Законом об оценочной деятельности.
Обращаясь в суд с настоящим иском, заявитель преследовал цель защиты своего права как арендатора земельного участка, поскольку размер подлежащих уплате арендных платежей поставлен законодательным актом города Москвы в зависимость от кадастровой стоимости.
Таким образом, возможность оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости арендатором земельного участка согласуется с положениями статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
При этом на момент обращения общества в суд действовала редакция Закона об оценочной деятельности, позволявшая обращаться напрямую в арбитражный суд для оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка.
С учетом изложенного оспариваемое решение не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции с учетом положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в целях устранения допущенных Управлением Росреестра по Москве нарушений, правомерно обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.12.2014 по делу N А40-47925/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47925/2014
Истец: ЗАО "ФРИЗ-ТРИДЕМ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, Общероссийская общественная организация "Российское общество оценщиков", Правительство г. Москвы, Правительство Москвы, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра"