город Ростов-на-Дону |
|
21 февраля 2015 г. |
дело N А32-20022/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21.02.2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильенко А.О.,
при участии:
от истца: от Росимущества: представитель Садовников Владимир Владимирович - доверенность от 11.12.2014,
от ответчика: представитель Шаповалов Александр Генрихович - доверенность от 10.12.2014,
эксперта Саввина Александра Вячеславовича, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.04.2014 по делу N А32-20022/2009,
принятое судьей Корейво Е.В.,
по иску: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330),
федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский центр экономических преобразований" (ИНН 7714043108, ОГРН 1027700282114)
к ответчику: открытому акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502)
при участии третьих лиц: администрации муниципального образования Темрюкский район (ИНН 2352023878, ОГРН 1022304744560),
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510),
государственного сельскохозяйственного предприятия "Светлый путь" (ИНН 2352001592, ОГРН 1022304746837)
о признании отсутствующим права собственности на самовольную постройку и освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - Росимущество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - общество "Роснефть") о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ответчика на скважину N 3 Чумаковская по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, погасив запись регистрации от 25 декабря 2008 года N 23-23-44/067/2008-573 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
признании скважины N 3 Чумаковская, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, самовольной постройкой и обязании ответчика освободить земельный участок от спорного строения путем его сноса своими силами и средствами либо за свой счет (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 6 л.д. 104 - 108) и принятых судом первой инстанции - определение от 30.09.2011 (т. 6 л.д. 115 - 117), а также письменных пояснений, предоставленных суду апелляционной инстанции.
Исковые требования мотивированы тем, что спорная скважина возведена на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, без получения разрешения на строительство. Администрация муниципального образования Темрюкский район не обладала необходимыми полномочиями на предоставление земельного участка ответчику, а договор аренды земельного участка от 10.11.2008, заключенный с ответчиком, является ничтожной сделкой.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.04.2010 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции указал, что в соответствии с положениями статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на земельные участки, предоставленные федеральным государственным предприятиям, право собственности Российской Федерации возникло в силу закона с 01.07.2006.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.06.2011 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский центр экономических преобразований" (далее - Унитарное предприятие) вступило в дело в качестве соистца с требованиями:
о признании недействительным зарегистрированного права собственности ответчика на скважину N 3 Чумаковская, расположенную по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район (свидетельство от 25.12.2008 серия 23-АЕ N 406127),
обязании ответчика в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу осуществить своими силам и средствами, либо за свой счет снос самовольной постройки - скважины N 3 Чумаковской, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, и привести земельный участок (рисовый чек) на котором расположена скважина N 3 в первоначальное состояние за свой счет (т. 10 л.д. 94 - 97), определение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2013 (т. 10 л.д. 125).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок, расположенный под спорной скважиной на момент предоставления земельного участка ответчику (обществу "Роснефть") относился к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому администрация муниципального образования Темрюкский район правомерно распорядилась земельным участком. Суд первой инстанции также указал, что поскольку истцы не владеют земельным участком, расположенным под спорной скважиной, иск о сносе самовольной постройки может быть удовлетворен только после истребования земельного участка из владения ответчика.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе повторены доводы иска, а также указаны следующие:
- как видно из иска, заявленное в нем требование направлено на возврат имущества - земельного участка, во владение Российской Федерации со ссылкой на ничтожность сделки по передаче земельного участка муниципальным образованием (т. 12 л.д. 6); неправильное указание норм материального права не препятствовало суду надлежащим образом квалифицировать заявленные требования;
- удовлетворение исковых требований Росимущества о сносе самовольных построек создает ситуацию, при которой у ответчика будут отсутствовать объекты недвижимости на земельном участке, следовательно будут отсутствовать основания для истребования земельного участка из чужого незаконного владения;
- вывод суда об отсутствии на земельном участке объектов искусственного происхождения, в том числе устройств, способных подавать воду, или каналов орошения, не мог быть сделан на основании фотографий, указанные обстоятельства могли быть установлены только на основании экспертного заключения;
- объекты нефтегазодобычи занимают относительно небольшие площадки, однако оказывают существенное отрицательное влияние на окружающую среду (за счет высокой активности транспортных средств, двигателей внутреннего сгорания в буровых установках, наличия сточных вод с высоким содержанием химических реагентов и т.д.), что препятствует совместной эксплуатации рисовой оросительной системы и спорной нефтяной скважины;
- вопросы ликвидации и консервации скважин урегулированы Инструкцией о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования, их устьев и стволов РД 08-492-02, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2002 N 22.
В отзывах на апелляционную жалобу общество "Роснефть" и администрация муниципального образования Темрюкский район (далее - Администрация) просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Росимущества и представитель общества "Роснефть" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу соответственно.
В судебном заседании объявлялся перерыв.
После перерыва эксперт Саввин А.В. в судебном заседании подписал экспертное заключение, пояснил, что отсутствие подписи обусловлено технической ошибкой.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, дело рассмотрено в соответствии с положениями части 3 и 5 статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по государственному акту от 20.11.1979 А-I N 247329 за совхозом "Светлый путь" закреплено в бессрочном и бесплатном пользовании 14 239,61 га земли для сельскохозяйственного использования (т. 2 л.д. 8 - 14).
На основании постановления Главы администрации Темрюкского района от 04.01.1993 N 1 совхозу "Светлый путь" предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование 13 970 га, в том числе 6 595 га сельскохозяйственных угодий и 7 375 га прочих угодий (копия свидетельства о праве пользования на землю - т. 2 л.д. 18).
Согласно кадастрового паспорта от 03.07.2009 N 2343/12/09-490611 земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, в постоянном бессрочном пользовании совхоза "Светлый путь" находился земельный участок площадью 57 959 456 +/- 66 615 кв.м., относящийся к землям сельскохозяйственного назначения. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 05.01.1993 (т. 2 л.д. 19 - 20).
Аналогичные сведения содержатся также в кадастровой выписке о земельном участке от 06.06.2011 N 2343/12/11-213772 (т. 6 л.д. 121 - 123). В данной выписке также содержится указание, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 образован из земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:1.
В материалы дела предоставлена также кадастровая выписка от 02.06.2008 N 30/08-03-7381 о земельном участке с кадастровым номером 23:30:1305000:1, согласно которой совхозу "Светлый путь" для сельскохозяйственного производства предоставлен земельный участок площадью 136 339 200 кв.м, что соответствует площади земельного участка, указанного в свидетельстве о праве постоянного бессрочного пользования на землю (13 970 га). При этом, в кадастровой выписке имеется отметка о том, что граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 01.01.2001 (т. 2 л.д. 21).
Указанная информация подтверждается также кадастровым планом земельного участка 23:30:1305000:1 от 29.05.2003 N 30/03-03-003-1014 (т. 2 л.д. 6 - 7), в котором приведен план границ земельного участка, находящегося в землепользовании ГСП "Светлый путь". При этом указано, что площадь земельного участка является ориентировочной и подлежит уточнению при межевании.
В материалы дела предоставлена копия устава государственного сельскохозяйственного предприятия "Светлый путь", утвержденного 15.12.1992 первым заместителем генерального директора департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Краснодарского края (т. 2 л.д. 30 - 34, 118 - 123). Из представленной копии следует, что государственное сельскохозяйственное предприятие "Светлый путь" зарегистрировано постановлением Главы администрации Темрюкского района от 21.01.1993 N 77, создано на базе рисосовхоза "Светлый путь", является его правопреемником и учреждено департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации Краснодарского края. Указанные обстоятельства подтверждаются содержанием судебных актов по делу N А32-11736/2003 о несостоятельности банкротстве государственного сельскохозяйственного предприятия "Светлый путь" и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов; до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации (пункт 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1).
В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о принятии Правительством Российской Федерации постановления о передаче имущества рисосовхоза "Светлый путь" в собственность Краснодарского края.
Поскольку соответствующее решение Правительством Российской Федерации не принималось - объекты рисосовхоза "Светлый путь" подлежали отнесению к федеральному уровню собственности.
Росимуществом в материалы дела представлена копия письма Краснодарского краевого комитета государственной статистики от 19.04.1995 N 36-6/1 (т. 3 л.д. 111), согласно которому государственное предприятие "Светлый путь" учтено за кодом формы собственности (КФС) 12 - федеральная собственность (постановление Госкомстата РФ от 20.04.1993 N 47 "Об утверждении Классификаторов форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов"), а также выписка из реестра федерального имущества от 18.01.2003 N 10-08/224 (т. 3 л.д. 112 - 117), согласно которой имущество совхоза "Светлый путь" включено в реестр федеральной собственности.
Кроме того, как следует из решения Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2004 по делу А32-11736/2003-27/111Б, в качестве собственника имущества предприятия к участию в деле о банкротстве государственного предприятия привлечено Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Краснодарскому краю.
В материалах дела отсутствуют сведения о наличии спора между Российской Федерацией и Краснодарским краем об уровне государственной собственности в отношении имущества, закрепленного за совхозом "Светлый путь".
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается, что уже по состоянию на 2003 год и далее полномочия собственника имущества государственного сельскохозяйственного предприятия "Светлый путь" реализовывались федеральными органами государственной власти.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившего в силу с 01.07.2006, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
При таких обстоятельствах, с 01.07.2006 государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 является разграниченной, а земельный участок принадлежит Российской Федерации.
Имеющиеся расхождения в датах внесения номеров земельных участков в государственный кадастр недвижимости (23:30:1305000:1, согласно кадастровому паспорту, внесен в государственный кадастр недвижимости 01.01.2001, а образованный из него земельный участок 23:30:1305000:67 - 05.01.1993) не свидетельствует о недостоверности представленных сведений. В связи с изменением законодательства о государственном кадастровом учете, сведения об указанных земельных участках как ранее учтенных переносились из одной информационной системы в другую и уточнялись в соответствии с документами о межевании, что могло повлиять на заполнение атрибута о дате внесения номера земельного участка в государственный кадастр недвижимости. Однако сведения о предоставлении совхозу "Светлый путь" земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование и о местоположении границ такого земельного участка лицами, участвующими в деле, не оспариваются и признаются арбитражным апелляционным судом достоверными.
Как следует из материалов дела, 25.12.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 23-23-44/067/2008-573 о государственной регистрации права собственности ответчика (общества "Роснефть") на скважину N 3 Чумаковская, расположенную по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район (копия свидетельства о государственной регистрации права от 25.12.2008 23-АЕ 406127 - т. 1 л.д. 41).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что скважина N 3 Чумаковская расположена на земельном участке площадью 15 940 кв.м. с кадастровым номером 23:30:1305000:98 с разрешенным использованием - для строительства буровой скважины N3 "Чумаковская".
Данный вывод суда первой инстанции соответствует материалам дела.
Размещение скважины N 3 "Чумаковская" относительно земельных участков с кадастровым номером 23:30:1305000:98 и 23:30:1305000:67 изображено на схеме (т. 8 л.д. 64) в составе заключения экспертов общества с ограниченной ответственностью "НовоТех" N 40/2012 (т. 8 л.д. 56 - 103).
По результатам проведенной экспертизы эксперты Волошина Т.Г. и Саввин А.В. пришли к выводу, что земельный участок с кадастровым номером N 23:30:1305000:98 расположен в границах (внутри границ) контура N 206 (N 195 по межевому плану) земельного участка с кадастровым номером N 23:30:1305000:67 (т. 8 л.д. 62).
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что спорная скважина N 3 Чумаковская расположена на земельном участке, из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных совхозу "Светлый путь" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно доводам истцов, скважина N 3 Чумаковская возведена в отсутствие прав на земельный участок и является самовольной постройкой.
При этом, из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что ответчиком на территории совхоза "Светлый путь" осуществлялась деятельность по бурению и эксплуатации скважин N 1 Грущаная, 1 ЮМГ, N 1 Чумаковская, N 2 Чумаковская, N 3 Чумаковская.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Приказом Территориального агентства по недропользованию по Краснодарскому краю от 25.10.2006 N 35 "О переходе права пользования участками недр" предписано переоформить лицензии, предоставленные предприятию ОАО "НК "Роснефть - Краснодарнефтегаз", на предприятие ОАО "НК "Роснефть" (ответчика) в связи с прекращением деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу (т. 2 л.д. 50). В связи с чем, обществу "Роснефть" выдана лицензия на право пользования недрами серия КРД N 03241 вид лицензии НР с целевым назначением "геологическое изучение (поиски и оценка месторождений), добыча нефти и газа Славянско-Темрюкского участка, срок окончания действия лицензии 2019 год (т. 2 л.д. 43 - 52).
Постановлением главы муниципального образования Темрюкский район от 10.12.2007 N 4547 (т. 2 л.д. 57) предварительно согласовано место размещения буровой скважины N 3 "Чумаковская" на земельном участке площадью 2 200 кв.м. на землях сельскохозяйственного назначения, утвержден акт "О выборе земельного участка (трассы) для строительства буровой скважины N 3 "Чумаковская" от 05 сентября 2006 года.
По акту на передачу скважины N 3 Чумаковская из бурения в эксплуатацию от 30.03.2007 комиссия приняла скважину из бурения и передала в эксплуатацию с 30.03.2007 (т. 1 л.д. 44 - 46).
На основании заявления от 16.10.2008 N 351 (т. 1 л.д. 20, т. 2 л.д. 67) ООО "РН-Краснодарнефтегаз", действующего в интересах общества "Роснефть" (ответчика) по агентскому договору от 01.10.2006 N 2/12-1083/0002406/1526 (т. 1 л.д. 54 - 65), главой муниципального образования Темрюкский район принято постановление от 06.11.2008 N 3453 (т. 2 л.д. 68 - 69) о предоставлении обществу "Роснефть" в аренду на 360 дней земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, по адресу: Темрюкский район 1,5 км на север от берега Курчанского лимана, площадью 15 940 кв.м., необходимого для строительства скважин. В постановлении имеется указание на кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости) от 07.10.2008 N 30/08-03-15706 (кадастровый номер земельного участка 23:30:1305006:126, дата постановки земельного участка на кадастровый учет 02.10.2008 - т. 1 л.д. 81, т. 2 л.д. 76).
Между Администрацией муниципального образования Темрюкский район (арендодатель) и обществом "Роснефть" (арендатор) подписан договор от 10.11.2008 N 3000003915 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения площадью 15 940 кв.м. для строительства буровой скважины N 3 Чумаковская (т. 2 л.д. 70 - 75, 77).
Вместе с тем, указанный договор не мог породить у ответчика право на использование земельного участка, находящегося в федеральной собственности.
Во-первых, Администрация муниципального образования Темрюкский район не обладала полномочиями на распоряжение землями, входящими в состав земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67.
Как было указано ранее, с 01.07.2006 государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером 23:30:1305000:67 является разграниченной, а земельный участок принадлежит Российской Федерации.
Земельный участок для строительства и эксплуатации скважины N 3 Чумаковская был поставлен на кадастровый учет 02.10.2008 с кадастровым номером 23:30:1305006:126 и предоставлен в аренду 10.11.2008 - т.е. после вступления в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Следовательно, администрация принимала решения о формировании и предоставлении земельного участка из состава земель, которые в силу закона отнесены к федеральному уровню собственности. Однако органы местного самоуправления не обладают полномочиями по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности (статья 11 ЗК РФ).
Во-вторых, при заключении договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2008 N 3000003915 были нарушены нормы земельного законодательства о предоставлении земельных участков для строительства.
Так, по договору аренды от 10.11.2008 N 3000003915 земельный участок предоставлен для строительства буровой скважины N 3 Чумаковская.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ. После определения участков, подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10 по делу N А76-4758/2009-63-92 разъяснено правовое значение информирования населения. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса). Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования. По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
В материалы дела предоставлена копия газеты "Тамань" от 06.05.2006 N 63 (т. 11 л.д. 124), в которой содержится публикация следующего содержания: "ОАО НК "РОСНЕФТЬ" - КРАСНОДАРНЕФТЕГАЗ" и ООО "КРАСНОДАР-НЕФТЕГАЗ-БУРЕНИЕ" информирует население Темрюкского района Краснодарского края о том, что в период 2006 - 2010 гг. на территории района будут осуществляться работы по поиску нефти на месторождении Чумаковское и на перспективных структурах ЮМГ и Новая, расположенных на землях ГСП "Светлый путь".
Однако указанная публикация не отвечает требованиям пункта 3 статьи 31 ЗК РФ, поскольку не содержит информацию о возможности предоставления конкретных земельных участков для строительства.
Таким образом, при заключении договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2008 N 3000003915 для строительства буровой скважины N 3 Чумаковская были нарушены положения пункта 3 статьи 31 ЗК РФ, что в соответствии со статьей 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения сделки) является достаточным основанием для констатации ничтожности указанного договора.
В-третьих, при заключении договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2008 N 3000003915 были нарушены нормы земельного законодательства о переводе земель в соответствующую категорию.
В силу требований пункта 5 статьи 31, статьи 32 ЗК РФ до принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства должен быть осуществлен надлежащий государственный кадастровый учет земельного участка, в том числе осуществлен перевод земель в соответствующую категорию.
В акте о выборе земельного участка (трассы) для строительства буровой скважины N 3 - Чумаковская от 05.09.2006 (т. 1 л.д. 68 - 73, т. 2 л.д. 58 - 63) отражены следующие характеристики земельного участка, рассматриваемого для предоставления ответчику: площадь участка - 2,2 га; в том числе пашня, занятая инженерными рисовыми системами - 2,2 га; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; наименование землепользователя, землевладельца, арендатора - ГСП "Светлый Путь"; характеристика рельефа - плавневая зона (плавня Купковатая) представляет собой низменную равнину с небольшим количеством ериков и лиманов, пониженные участки с отрицательными отметками круглый год заполнены водой, образуя водоемы, абсолютные отметки местности изменяются от 0,3 м до 0,1 м; типы и подтипы почв - торфяно-глеевые освоенные слабосолончаковые, озерно-лиманные отложения (спланированная рисовая система).
В письме территориального отдела по Темрюкскому району Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 28.11.2006 N 1290 также отражены следующие характеристики земельного участка: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид угодий - пашня, занятая инженерными рисовыми системами; землепользователь, арендатор - ГСП "Светлый Путь" (т. 1 л.д. 43).
Таким образом, ни у администрации, ни у арендатора не могло быть сомнений в отнесении предоставляемого земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, а также в нахождении на предоставляемом земельном участке рисовой системы.
В соответствии со статьей 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ, действовавшей на момент заключения договора аренды), земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. Данное правило продублировано в части 6 статьи 11 указанного закона.
При этом в статье 7 ЗК РФ закреплен принцип целевого назначения использования земель. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Разработка полезных ископаемых организациями нефтегазовой промышленности может осуществляться на землях промышленности, которые относятся к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (пункт 4 статьи 88 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Решение о переводе земельного участка, необходимого для строительства и эксплуатации скважины N 3 Чумаковская, в земли промышленности Правительство Российской Федерации не принимало.
Согласно доводам ответчика, на момент заключения договора аренды государственная собственность на земли совхоза "Светлый Путь" не была разграничена.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в иных помимо предусмотренных частью 1 указанной статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При этом статьей 36 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" установлено: до разграничения государственной собственности на землю полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земель были закреплены за высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края; органам местного самоуправления были предоставлены полномочия только в отношении земель или земельных участков в составе таких земель, находящихся в муниципальной или частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2014 обществу "Роснефть" было предложено представить доказательства обращения в органы государственной власти Краснодарского края с заявлением о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. Однако соответствующие доказательства суду апелляционной инстанции не были предоставлены.
Таким образом, при заключении договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2008 N 3000003915 в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения администрацией и обществом "Роснефть" были нарушены нормы земельного законодательства в части целевого использования земельных участков.
Вывод суда первой инстанции о том, что переводу земельного участка в категорию земли промышленности препятствовало отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок, противоречит приведенным нормам законодательства и не подтвержден материалами дела. Статьей 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрен закрытый перечень оснований отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Названное судом первой инстанции основание в тексте статьи отсутствует. Кроме того, обществом "Роснефть" не представлены доказательства самого факта обращения с заявлением о переводе земельного участка из одной категории в другую.
В-четвертых, в акте о выборе земельного участка (трассы) для строительства буровой скважины N 3 - Чумаковская от 05.09.2006 (т. 1 л.д. 68 - 73, т. 2 л.д. 58 - 63) отражено наименование землепользователя земельного участка - ГСП "Светлый Путь".
Следовательно, договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2008 N 3000003915 не мог быть заключен до изъятия в установленном порядке соответствующей части земельного участка.
При этом, в акте о выборе земельного участка (трассы) для строительства буровой скважины N 3 - Чумаковская от 05.09.2006 (т. 1 л.д. 68 - 73, т. 2 л.д. 58 - 63), письме территориального отдела по Темрюкскому району Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 28.11.2006 N 1290 (т. 1 л.д. 43) отражено наличие на испрашиваемом земельном участке инженерной рисовой системы.
Место расположения буровых скважин N 1 Чумаковская, N 2 Чумаковская и N 3 Чумаковская относительно инженерной рисовой системы отражено на схеме, составленной государственным унитарным предприятием Краснодарского края "Крайтехинвентаризация - краевое БТИ" (приложение к письму ГУП КК "Крайтехинвентаризация - краевое БТИ" от 18.02.2011 N 01-05/252 - т. 6 л.д. 49 - 52).
Согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Из материалов дела следует, что рисовая система, расположенная на земельном участке совзоха "Светлый путь" является частью Азовской рисовой оросительной системы (т. 4 л.д. 113, т. 9 л.д. 53 - 58).
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-20281/2007 установлено, что рисовая оросительная система предприятия является частью Азовской государственной рисовой оросительной системы и составляет 85% от общей площади указанной системы, строительство Азовской государственной рисовой оросительной системы осуществлялось за счет средств государственного бюджета.
В постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2013 по делу N А32-40412/2011 отражено, что, согласно техническому паспорту на гидротехническое сооружение - рисовая система, инвентарный номер 001513, литера 1-15, по состоянию на 20.07.2009 - общая площадь орошаемых земель рисовой системы ГСП "Светлый путь" составляет 5886 га; источники орошения - река Кубань и повторно используемые сбросные воды, способ подачи воды - механический. Типы рисовой карты: карты "Краснодарского" типа (литер VII-IX), карты-чеки с отсеченными дренами "Азовского" типа (литер VIII- X-XX), карты системы "Кубанская" (литер IV,V), равновеликие чеки с отсеченными дренами (литер I-III) средняя площадь чека - 6 га. В состав строений и сооружений рисовой системы входят: картовые сбросы, открытые оросительные каналы, коллекторы, открытая дренажная сеть, переезды, мосты, дюкеры, акведуки, быстротоки, перепады, перегораживающие сооружения, водовыпуски в чек, водовыпуски из чека, эксплуатационные дороги, оградительные дамбы. Фактическая застроенная площадь земельного участка - 5886 га.
Указанные обстоятельства не являются преюдициальными для общества "Роснефть". Однако, в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.
Обществом "Роснефть" не представлены доказательства, которые бы позволили суду апелляционной инстанции прийти к иным выводам.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" к федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом.
Судебными актами по делу N А32-20281/2007 и делу N А32-40412/2011 установлено, что Азовская рисовая оросительная система осуществляет межхозяйственное водораспределение и построена за счет государственных средств.
Право собственности Российской Федерации на рисовую систему общей площадью 58860000 кв.м., инвентарный номер 001513, литер 1-15, местоположение: Краснодарский край, Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, ГСП "Светлый путь" зарегистрировано в ЕГРП 21.05.2010, запись регистрации N 23-23-44/005/2010-681, что подтверждается свидетельством 23-АЖ N 514731 (т. 5 л.д. 51).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 27.12.2011 N 824-р (т. 9 л.д. 14 - 16) рисовая система, литер 1-15, расположенная по адресу: Темрюкский район, п. Светлый Путь Ленина, общей площадью 58 860 000 кв.м. и рисовая система, литер 1-14, расположенная по адресу: Темрюкский район, п. Красный Октябрь, общей площадью 38 540 000 кв.м. закреплены на праве хозяйственного ведения за Унитарным предприятием. Государственная регистрация права хозяйственного ведения Унитарного предприятия на рисовую систему осуществлена 02.03.2012 (свидетельства о государственной регистрации права собственности - т. 9 л.д. 152 - 153).
Вместе с тем, право собственности Российской Федерации на Азовскую рисовую оросительную систему, как возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", существовало независимо от факта его государственной регистрации (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Следовательно, распоряжение администрацией частью земельного участка, расположенного под мелиоративной системой, принадлежащей Российской Федерации, противоречит пункту 4 статьи 35 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, ввиду многочисленных нарушений законодательства о предоставлении земельного участка, договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 10.11.2008 N 3000003915 является ничтожной сделкой (ст. 168 ГК РФ) и не мог породить права на использование земельного участка.
Следовательно, спорная скважина N 3 Чумаковская является самовольной постройкой, поскольку возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом (пункт 1 статьи 222 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
С учетом изложенного, исковые требования Росимущества и Унитарного предприятия о сносе самовольной постройки подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае иск о сносе самовольной постройки должен быть заявлен вместе с требованием о виндикации земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:98, либо после удовлетворения такого иска.
Согласно доводам ответчика, с которыми согласился суд первой инстанции, Российская Федерация утратила владение земельным участком, расположенным под спорной скважиной N 3 Чумаковская.
Однако данный вывод суда первой инстанции сделан при неполном исследовании доказательств, приведенный вывод о фактических обстоятельствах противоречит материалам дела.
Как было указано ранее, постановление от 06.11.2008 N 3453 (т. 2 л.д. 68 - 69) о предоставлении обществу "Роснефть" в аренду на 360 дней земельного участка, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, по адресу: Темрюкский район 1,5 км на север от берега Курчанского лимана, площадью 15 940 кв.м., необходимого для строительства скважин, было принято с указанием на кадастровый паспорт земельного участка (выписку из государственного кадастра недвижимости) от 07.10.2008 N 30/08-03-15706 (кадастровый номер земельного участка 23:30:1305006:126, дата постановки земельного участка на кадастровый учет 02.10.2008 - т. 1 л.д. 81, т. 2 л.д. 76).
Однако данные сведения носили временный характер и были аннулированы в соответствии с правилами, содержащимися в части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" 30.11.2010 - т.е. в период рассмотрения спора о сносе самовольной постройки.
Однако, согласно документов, предоставленных суду апелляционной инстанции филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, общество "Роснефть" вновь обратилось с заявлением от 08.09.2011 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, предоставив межевой план, подготовленный на основании акта выбора земельного участка от 05.09.2006 и постановления главы муниципального образования Темрюкский район от 10.12.2007 N 4547 "О предварительном согласовании ОАО "НК "Роснефть" места размещения буровой скважины N 3 "Чумаковская".
На основании указанных документов 04.10.2011 (в период рассмотрения настоящего дела) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:1305000:98 (кадастровая выписка о земельном участке от 16.11.2011 N 2343/12/11-472192 - т. 7 л.д. 111 - 114).
При этом в кадастровой выписке в графе предыдущие номера отсутствует какая-либо информация. В графе 17 "Характер сведений ГКН (статус записи о земельном участке)" указано: сведения о земельном участке носят временный характер.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер; такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Таким образом, внесение в государственный кадастр недвижимости в период рассмотрения настоящего спора временных сведений о земельном участке не свидетельствует о формировании земельного участка как объекта гражданских прав.
Следовательно, Российская Федерация не могла утратить владение несуществующим объектом прав - земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:98. В данном случае обществом "Роснефть" лишь созданы препятствия в использовании части земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:67, в границах которого кадастровым инженером определено местоположение и возможное формирование земельного участка с кадастровым номером 23:30:1305000:98.
В то же время, Российской Федерацией в лице Росимущества осуществляется хозяйственное господство над земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67.
В частности, фактическое господство Российской Федерации проявляется в осуществлении контроля за использованием земельного участка, изымаемого из конкурсной массы совхоза "Светлый Пусть".
Так, 25.12.2008 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 23-23-44/067/2008-573 о государственной регистрации права собственности ответчика (общества "Роснефть") на скважину N 3 Чумаковская.
А письмом от 12.03.2009 N 10-10/2704 Росимуществом дано поручение Управлению Роснедвижимости по Краснодарскому краю осуществить проверку по использованию обществом "Роснефть" земельного участка в границах совхоза "Светлый Путь" (письмо Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 02.04.2009 N 448, адресованное Росимуществу - т. 1 л.д. 32 - 35).
Исковое заявление Росимущества о сносе самовольной постройки поступило в суд 17.07.2009 (т. 1 л.д. 6).
Лицо не может быть признано утратившим владение земельным участком, если сохраняет фактическое господство хотя бы над какой-то его частью.
Поскольку Российской Федерацией не утрачен контроль над земельным участком с кадастровым номером 23:30:1305000:67, то строительство самовольной постройки на его части не привело к утрате истцом владения над всем земельным участком.
Следовательно, постановка на временный кадастровый учет части земельного участка, занятой самовольной постройкой, не означает, что такая часть земельного участка стала самостоятельным объектом гражданских прав и собственник земельного участка может устранить препятствия в ее использовании только путем ее виндикации.
Требование о сносе самовольной постройки в данном случае является надлежащим способом защиты.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, общество "Роснефть" указывает, что требование о сносе самовольной постройки скважины N 3 Чумаковская стоимостью по состоянию на 30.04.2007 123,894 млн. рублей, направлено исключительно на причинение вреда ответчику.
Указанный довод ответчика отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
При рассмотрении кассационной жалобы, в постановлении от 01.06.2011 Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа указал: вывод о наличии в действиях управления признаков злоупотребления правом, выраженного в необеспечении представляющим интересы Российской Федерации лицом исследования экономической целесообразности сноса постройки при явной убыточности иска как для общества, так и для его акционера - Российской Федерации не может быть признан обоснованным; действующим законодательством возникновение обязанности по сносу самовольно возведенного объекта недвижимости не поставлено в зависимость от соотношения стоимостей названного объекта и земельного участка, на котором осуществлено строительство.
Кроме того, в суде первой инстанции и в тексте апелляционной жалобы Росимущество поясняло, что характер деятельности, осуществляемой ответчиком с использованием спорной скважины (степень негативного воздействия на окружающую среду в виде сбросов сточных вод с высоким содержанием химических реагентов, пролива нефти и нефтепродуктов при их транспортировке автотранспортом и т.п.) препятствует эксплуатации рисовой оросительной системы.
В градостроительном обосновании от 10.07.2006 N 1758, подготовленном Управлением архитектуры и градостроительства администрации Темрюкского района для целей предоставления земельного участка ответчику, отражено, что земельный участок расположен в 500 метровой водоохраной зоне от лиманов, в водно-болотных угодьях. К градостроительным ограничениям относятся все виды деятельности, приводящие к нарушению естественного гидрологического режима в водоемах, сбросы, выбросы загрязняющих веществ и хранение отходов производства, ограничение или полный запрет движению водного, наземного и воздушного транспорта (т. 1 л.д. 50 - 53).
Собственник земельного участка не обязан доказывать факт причинения вреда самовольной постройкой.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" строительство на мелиорируемых (мелиорированных) землях объектов и проведение других работ, не предназначенных для мелиорации земель, не должны ухудшать водного, воздушного и питательного режимов почв на мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также препятствовать эксплуатации мелиоративных систем, отдельно расположенных гидротехнических сооружений и защитных лесных насаждений.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 ответчику предложено представить доказательства возможности совместной эксплуатации буровой скважины и рисовой оросительной системы.
Однако ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что при строительстве или последующей эксплуатации спорной скважины N 3 Чумаковская были приняты технические решения, позволяющие исключить неблагоприятное воздействие на рисовую оросительную систему.
Доводы ответчика о потенциальной возможности принятия таких решений не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска собственника земельного участка о сносе самовольно возведенной буровой скважины.
В соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Унитарное предприятие просит обязать ответчика в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу осуществить снос самовольной постройки.
Оценив все обстоятельства дела в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости установления срока для добровольного исполнения судебного акта равного 8 месяцам.
Согласно пункту 1.4 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2002 N 22, консервация, ликвидация скважин осуществляется в соответствии с проектной документацией в сроки, согласованные с территориальными органами Госгортехнадзора России.
Материалы на ликвидацию скважин представляются в Госгортехнадзор России или его территориальный орган. Во всех случаях заключение должно быть принято в срок не позднее одного месяца после получения представленных материалов (пункт 1.8 Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2002 N 22).
Таким образом, ответчику необходимо осуществить разработку или адаптацию существующей проектной документации на ликвидацию или консервацию скважины, обеспечить согласование документации и выполнение самих работ. Поскольку ответчиком не предоставлено обоснование срока выполнения указанных работ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что срок в 8 месяцев является достаточным для обеспечения ликвидации (консервации) буровой скважины в порядке, установленном действующим законодательством.
При этом вопрос о ликвидации или консервации буровой скважины должен быть решен при разработке проектной документации в соответствии с пунктом 9 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Кроме того, Унитарное предприятие просит привести рисовый чек в первоначальное состояние.
При этом, Унитарным предприятием не указано, какие именно действия, помимо возведения буровой скважины осуществлены ответчиком на земельном участке.
Поскольку требования о приведении рисового чека в первоначальное состояние являются неконкретными, а потому неисполнимыми, в указанной части в иске следует отказать.
Поскольку судом первой инстанции неполностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции об обстоятельствах дела противоречат представленным в материалы дела доказательствам - решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2014 по делу N А32-20022/2009 отменить. Принять по делу N А32-20022/2009 новый судебный акт.
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" на скважину N 3 Чумаковская по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, погасить запись регистрации от 25.12.2008 N 23-23-44/067/2008-573 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Обязать открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) в течение восьми месяцев с момента вступления в силу постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда осуществить снос самовольной постройки - скважины N 3 Чумаковской, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район (запись государственной регистрации от 25.12.2008 N 23-23-44/067/2008-573).
В остальной части в иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.