г. Саратов |
|
24 февраля 2015 г. |
Дело N А06-5412/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Нечитайло В.М.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства обороны Российской Федерации - Сидорина М.Ю., действующего на основании доверенности от 20 января 2015 года,
в отсутствие иных участников процесса, уведомлённых надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Северо-кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и Министерство обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 декабря 2014 года по делу N А06-5412/2014 (судья Богатыренко С.В.),
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр" (ОГРН 1103022000036; ИНН 3001730012) к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-кавказское территориальное управление имущественных отношений", Войсковой части 19196 (ОГРН 1023000508497; ИНН 3001008150) Открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ИНН 7714783092)
о взыскании Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России неосновательного обогащения в сумме 165 262 руб. 45 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 5 680 руб. 90 коп., о взыскании с войсковой части 19196 неосновательного обогащения в сумме 525 891 руб. 01 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 18 077 руб. 50 коп., о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации неосновательного обогащения в сумме 2 605 руб. 66 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 89 руб. 57 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр" (далее по тексту - ООО УК "Центр", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Территориальному управлению Росимущества в Астраханской области (далее по тексту - ТУ Росимущества Астраханской области, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 693 759 руб. 12 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 14 308 руб. 78 коп.
По ходатайству представителя истца в соответствии со статьёй 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) произведена замена ненадлежащего ответчика - Территориального управления Росимущества на надлежащих - Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России.
По ходатайству представителя истца в соответствии со статьёй 46 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчиков привлечена войсковая часть 19196, и открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление".
В соответствии со статьёй 49 АПК РФ истец, заявил об уточнении исковых требований к каждому из ответчиков: просил суд взыскать с ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России неосновательное обогащение в сумме 165 262 руб. 45 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 5 680 руб. 90 коп. При недостаточности денежных средств у основного должника взыскать указанную сумму задолженности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации; взыскать с войсковой части 19196 неосновательное обогащение в сумме 525 891 руб. 01 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 18 077 руб. 50 коп. При недостаточности денежных средств у основного должника взыскать указанную сумму задолженности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации; взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации неосновательное обогащение в сумме 2 605 руб. 66 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 89 руб. 57 коп.
Судом первой инстанции уточнение иска принято.
Также, в соответствии со статьёй 49 АПК РФ истец заявил отказ от иска в отношении исковых требований к ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление".
В соответствии с частью 2 статьи 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ, если истец отказался от иска, арбитражный суд прекращает производство по делу.
Суд первой инстанции принял отказ от иска и удовлетворил ходатайство о прекращении производства по делу в отношении исковых требований к ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", поскольку заявлен отказ полномочным лицом и не затрагивает права и имущественные интересы третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Астраханской области суда от 08 декабря 2014 года с ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в пользу ООО УК "Центр" взыскано неосновательное обогащения в сумме 165 262 руб. 45 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 5 680 руб. 90 коп. При недостаточности денежных средств основного должника взыскать указанные средства с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
С войсковой части 19196 в пользу ООО УК "Центр" взыскано неосновательное обогащение в сумме 525 891 руб. 01 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 18 077 руб. 50 коп.
С Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу ООО УК "Центр" взыскано неосновательное обогащение в сумме 2 605 руб. 66 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 89 руб. 57 коп.
В остальной части иска отказано.
С ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 6128 руб. 30 коп.
С войсковой части 19196 в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскана государственная пошлина в сумме 13 879 руб. 37 коп.
В отношении исковых требований к ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объёме.
Заявитель жалобы указывает, что не является собственником нежилых помещений, указанных в иске, а в соответствии со статьёй 210 ГК РФ именно собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, в связи, с чем заявленные требования истца к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России необоснованные.
Также, не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований истца отказать в полном объёме.
Податель жалобы указывает, что истцом не представлено надлежащих доказательств бездоговорного потребления ФГКУ "Северо - Кавказское ТУИО" Минобороны России тепловой энергии в спорный период.
Истец в порядке статьи 262 АПК РФ суду апелляционной инстанции письменный отзыв, не представил.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьёй 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, заслушав лиц участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между Муниципальным учреждением "Отдел имущественных отношений и землепользования администрации МО "Город Ахтубинск" (арендодатель) и ООО УК "Центр" (арендатор) заключен договор аренды имущества N 42/10 от 30.08.2010 согласно которому арендодатель предоставляет арендатору за плату во временное владение и пользование недвижимое имущество и инженерные коммуникации, находящиеся в муниципальной собственности города Ахтубинск Астраханской области, предназначенное для оказания услуг в сфере теплоснабжения. Срок аренды с 30.08.2010 по 29.08.2015 (т. 3, л.д. 26-32).
Истец с 01 января 2013 года по 17 апреля 2014 года включительно поставлял через присоединённую сеть тепловую энергию (отопление) в нежилые помещения: нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4976, площадью 322 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 070; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:2430, магазин, площадью 381,5 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 069; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4964, площадью 119,7 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 071; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:1359, площадью 73,5 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, дом 8, помещение 03 "б"; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:3066, площадью 86 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 17, кв. 07; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150103:313, площадью 50 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Агурина, дом 17, пом. 079; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:1678, площадью 136,4 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, дом 5, пом. 0112; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:2533, площадью 6,1 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, дом 8, помещение 054; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4841, площадью 272,7 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, дом 6, помещение 038; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:2543, площадью 176,6 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 14, помещение 022;
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4976, площадью 322 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 070, нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:2430, магазин, площадью 381,5 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 069, нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4964, площадью 119,7 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 071, нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:1359, площадью 73,5 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, у л. Циолковского, дом 8, помещение 03 "б", нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:3066, площадью 86 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 17, кв. 07 до 24.02.2013; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150103:313, площадью 50 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Агурина, дом 17, пом. 079; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:1678, площадью 136,4 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, дом 5, пом. 0112 до 24.02.2013; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4841, площадью 272,7 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, дом 6, помещение 038 до 24.02.2013; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:2543, площадью 176,6 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 14, помещение 022 на праве оперативного управления принадлежат Войсковой части 19196.
С 25.02.2013 года нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:3066, площадью 86 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 17, кв. 07, нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4841, площадью 272,7 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, дом 6, помещение 038, нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:1678, площадью 136,4 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, дом 5, пом. 0112 на праве оперативного управления принадлежат ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Собственником нежилого помещения с кадастровым номером 30:01:150101:2533, площадью 6,1 кв. м, расположенного по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, дом 8, помещение 054 является Российская Федерация, данное помещение не содержит обременений.
Постановлением Главы администрации Муниципального образования "Город Ахтубинск" от 24.11.2008 за N 836 установлены нормативы отопления для населения МО "Город Ахтубинск", согласно которым с 01.01.2009 норматив отопления для населения МО "Город Ахтубинск" установлен в размере 0,0146 Гкал на 1 кв. м в месяц из расчета на 12 месяцев.
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 31.10.2012 N 116 "о тарифах на тепловую энергию ООО УК "Центр" установлены тарифы на тепловую энергию с 01.01.2013 по 30.06.2013 - 1 178 руб. 34 коп. за ед. Гкал и с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 1 346 руб. 94 коп. за ед. Гкал.
Постановлением Службы по тарифам Астраханской области от 13.12.2013 N 197 "о тарифах на тепловую энергию ООО УК "Центр" установлены тарифы на тепловую энергию с 01.01.2014 по 31.12.2014 - 1 346 руб. 94 коп. за ед. Гкал и с 01.07.2013 по 31.12.2013 - 1 402 руб. 17 коп. за ед. Гкал.
На основании приказов ООО УК "Центр" отопительный сезон 2012-2013 начат 24 октября 2012 года, закончен 17 апреля 2013 года; отопительный сезон 2013-2014 начат с 06.10.2013 и закончен 18 апреля 2014 года.
Поскольку ответчики с 01 января 2013 года по 17 апреля 2014 года оплату за поставку тепловой энергии услуг не произвели, истец обратился суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования истца в части, правильно руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела не следует, что между истцом и ответчиком была заключены договоры на поставку тепловой энергии.
На основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) передача тепловой энергии, теплоносителя - это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В силу части 6 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 17 настоящего Федерального закона.
Порядок заключения и исполнения такого договора установлен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" указано, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, отсутствие между сторонами в спорный период времени письменного договора не освобождает ответчиков от обязанности оплатить фактически потребленную тепловую энергию.
Из материалов дела следует, что в помещениях, принадлежащих ответчикам, отсутствуют приборы учёта тепловой энергии.
Расчёт стоимости тепловой энергии произведён истцом исходя из нормативной потребности тепловой энергии на год, установленных Постановлением Главы администрации МО "Город Ахтубинск" от 24.11.2008 N 836 "О установлении норматива отопления для населения МО "Город Ахтубинск" и тарифов, установленных для ООО УК "Центр" Службой по тарифам Астраханской области в постановлениях от 31.10.2012 N 116 "О тарифах на тепловую энергию ООО УК "Центр" от 13.12.2013 N 197 "О тарифах на тепловую энергию ООО УК "Центр".
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из диспозиции нормы статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в предмет доказывания по иску о взыскании стоимости неосновательного обогащения (неосновательного сбережения) входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества истца, отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, и размер взыскиваемой суммы.
Обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех условий.
1. Имело место приобретение или сбережение имущества. Имеется в виду увеличение стоимости собственного имущества приобретателя
2. Приобретение или сбережение произведено за счёт другого лица. Это означает, что имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать, например неполучение платы за произведённую работу либо потеря собственником владения вещью и т.п.
3. Третьим необходимым условием является отсутствие правовых оснований, а именно приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, т.е. происходит неосновательно.
При этом не имеет значения, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения обогатившегося, самого потерпевшего или третьих лиц, либо произошло помимо их воли.
Под обогащением в правовом смысле следует понимать основательно (правомерно) приобретённое или сбережённое имущество. При этом о приобретении следует вести речь тогда, когда имеет место прибавление (прирост), сбережение же означает избежание потерь (экономия).
В рассматриваемом случае под неосновательным обогащением следует признать стоимость принятых ответчиками услуг по теплоснабжению (отоплению).
Истец с 01 января 2013 года по 17 апреля 2014 года включительно поставлял через присоединённую сеть тепловую энергию (отопление) в нежилые помещения, расположенные в г. Ахтубинске Астраханской области по адресам: ул. Жуковского, дом 24, помещение 070; магазин, ул. Жуковского, дом 24, помещение 069; ул. Жуковского, дом 24, помещение 071; ул. Циолковского, дом 8, помещение 03 "б"; ул. Сталинградская, дом 17, кв. 07; ул. Агурина, дом 17, пом. 079; ул. Бахчиванджи, дом 5, пом. 0112; ул. Циолковского, дом 8, помещение 054; ул. Нестерова, дом 6, помещение 038; ул. Сталинградская, дом 14, помещение 022.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Указанные выше помещения являются собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и располагаются в многоквартирных жилых домах.
Частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение).
Доводы жалобы ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, что они не является собственником данных помещений, в связи, с чем заявленные требования истца к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России необоснованные, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества нежилые помещения, нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4976, площадью 322 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 070, нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:2430, магазин, площадью 381,5 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 069, нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4964, площадью 119,7 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, дом 24, помещение 071, нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:1359, площадью 73,5 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, у л. Циолковского, дом 8, помещение 03 "б", нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:3066, площадью 86 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 17, кв. 07 до 24.02.2013 г.; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150103:313, площадью 50 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Агурина, дом 17, пом. 079; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:1678, площадью 136,4 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, дом 5, пом. 0112 до 24.02.2013; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4841, площадью 272,7 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, дом 6, помещение 038 до 24.02.2013; нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:2543, площадью 176,6 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 14, помещение 022 на праве оперативного управления принадлежат Войсковой части 19196.
С 25.02.2013 года нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150101:3066, площадью 86 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, дом 17, кв. 07, нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:4841, площадью 272,7 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Нестерова, дом 6, помещение 038, нежилое помещение с кадастровым номером 30:01:150102:1678, площадью 136,4 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, дом 5, пом. 0112 на праве оперативного управления принадлежат ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Помещение с кадастровым номером 30:01:150101:2533, площадью 6,1 кв. м, расположенное по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, дом 8, помещение 054 в оперативное управление никому не передано.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Как указано в статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации оперативное управление наряду с правом собственности является вещным правом.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи, право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (абзац пятый пункта 1 статьи 216 ГК РФ, абзац второй пункта 5 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьёй 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу пункта 2 статьи 8.1. Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что обязательство по оплате у Войсковой части N 19196 и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России возникло с момента возникновения права оперативного управления на нежилые помещения.
Доводы жалобы Министерства обороны Российской федерации, что истцом не представлены надлежащие доказательства бездоговорного потребления ФГКУ "Северо - Кавказское ТУИО" Минобороны России тепловой энергии в спорный период, и судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку факт оказания услуг подтверждается актами о бездоговорном потреблении услуг теплоснабжения.
Согласно расчёту истцу, задолженность ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России составляет 165 262 руб. 45 коп., задолженность войсковой части 19196 составляет 525 891 руб. 01 коп., задолженность Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации составляет 2 605 руб. 66 коп.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчёт, признаёт его верным и обоснованным.
Судом установлено, что ответчики, в отсутствие установленных законом или сделкой оснований, в спорный период пользовались услугами истца, в связи с чем, он обязан оплатить истцу плату за оказанные услуги.
Доводы ответчика о том, что оснований для оплаты не имеется, поскольку истцом не направлялись счета для оплаты, и ответчикам не было известно о задолженности, потребитель не извещался о предполагаемой проверке, судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку неполучение счетов от ресурсоснабжающей организации не освобождает собственников помещений от оплаты за услуги отопления.
Кроме того, из пояснений представителя истца и актов о бездоговорном потреблении услуг следует, что помещения, принадлежащие ответчикам, закрыты, не используется, а потому установить лиц, которым принадлежат эти помещения, было невозможно.
Указанные факты стали известны истцу только после направления запросов в Управление федеральной регистрационной службы по Астраханской области о правах на помещения.
Кроме того, сам факт поставки тепловой энергии в спорный период ответчики не оспорили, доказательств поставки тепловой энергии в спорные помещения иной организацией, а не истцом, материалы дела не содержат, а сам факт отсутствия договорных отношений не освобождает от обязанности по оплате потребленного энергоресурса..
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что неосновательное обогащение подлежит взысканию в пользу истца с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в сумме 165 262 руб. 45 коп., войсковой части 19196 в сумме 525 891 руб. 01 коп., с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в сумме 2 605 руб. 66 коп.
Как следует из материалов дела, истец просил также взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами с 01.05.2014 по 30.09.2014 по ставке рефинансирования 8,25% с ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в сумме 5 680 руб. 90 коп., с войсковой части 19196 в сумме 18 077 руб. 50 коп., с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в сумме 89 руб. 57 коп.
Пунктом 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской федерации предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Статьёй 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счёт другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Суд апелляционной инстанции, проверив расчёт процентов за пользование чужими денежными средствами, считает его правильным.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию с 01.05.2014 по 30.089.2014 с ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в сумме 5 680 руб. 90 коп., с войсковой части 19196 в сумме 18 077 руб. 50 коп., с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в сумме 89 руб. 57 коп.
В качестве субсидиарного должника истцом указана Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. В случае недостаточности денежных средств у ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны и с войсковой части 19196 истец просил взыскать задолженность и проценты за пользование чужими денежными средствами с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации.
Статьёй 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ, вступившим в действие с 01.01.2011, в статью 120 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения.
Согласно данным изменениям, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счёт выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несёт ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Согласно статье 399 указанного кодекса до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
При определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
На основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к собственникам - публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени публично-правого образования главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса.
Таким образом, субсидиарный должник не имеет своих (самостоятельных) обязательств перед кредитором, а несёт гражданско-правовую ответственность за неисполнение обязательств основным должником.
В соответствии с пунктами 9, 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Учитывая изложенное, субсидиарная ответственность по долгам учреждения должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства обороны за счёт средств казны.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьёй 309 ГК РФ, распространяются с особенностями, установленными статьёй 120 Кодекса.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечён к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Таким образом, суд считает, что при недостаточности денежных средств у ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России денежные средства подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Суд первой инстанции, также верно счёл, что Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации не может являться и субсидиарным ответчиком при отсутствии денежных средств у войсковой части 19196.
Войсковая часть 19196 является федеральным государственным учреждением.
В статью 11.1. Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83) внесены изменения в части определения организационно-правового статуса воинских частей в качестве федеральных казенных учреждений, вступившие в силу с 01.01.2011.
В соответствии со статьёй 33 Федерального закона N 83 установлен переходный период с 01.01.2011 до 01.07.2012 в течение которого, правовой статус бюджетных учреждений подлежит приведению в соответствие с положениями указанного Федерального закона.
Согласно положениям Федерального закона N 83-ФЗ и Гражданского кодекса Российской Федерации в период после 01.01.2011 право кредитора на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения может быть ограничено только в случае доказанности осуществления процедуры реорганизации и, как следствие, изменения вида соответствующего бюджетного учреждения, а также наделения данного бюджетного учреждения правом собственности на все принадлежащее ему имущество, которым учреждение должно отвечать по своим обязательствам.
Как верно установлено судом первой инстанции, Командующим войсками Южного военного округа 07.02.2012 издан приказ о ликвидации войсковой части 19186.
Запись о том, что войсковая часть находится в процессе ликвидации, внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 19.04.2012.
Таким образом, Войсковая часть 19196 не реорганизована в федеральное казенное учреждение и оснований для применения субсидиарной ответственности к Российской Федерации в лице Министерства обороны за неисполнение денежных обязательств указанным учреждением не имеется.
Доводы заявителя жалобы о том, что ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является бюджетным учреждением и других источников финансирования не имеет, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду того, что, согласно специфике предмета самого денежного обязательства, в денежных обязательствах исключается невозможность исполнения, а отсутствие у должника необходимых денежных средств ни при каких условиях, даже при наличии обстоятельств, которые могут быть квалифицированы как непреодолимая сила, не может служить основанием для освобождения должника от исполнения денежного обязательства
Подателями жалоб не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в спорный период времени собственник нежилого помещения не пользовался услугами истца, либо доказательства самостоятельного несения затрат на содержание общего имущества многоквартирного дома, равно как и не представлено доказательств оказания услуг иными лицами.
С учётом обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Указанные в апелляционных жалобах доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 декабря 2014 года по делу N А06-5412/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе в доход Федерального бюджета Российской Федерации.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5412/2014
Истец: ООО УК "Центр", ООО Управляющая компания "Центр"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Астраханской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Войсковая часть 19196, ВЧ 19196, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, ОАО "Рементно-эксплуатационное управление", ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", ОАО "РЭУ", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по АО, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2163/20
25.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23938/15
24.02.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-580/15
08.12.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-5412/14