г. Санкт-Петербург |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А26-8185/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31121/2014) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.11.2014 по делу N А26-8185/2014 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
о признании незаконным отказа N 04-09/587/3863 от 22.09.2014
установил:
Федеральное казенное учреждение "Исполнительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" (далее - Учреждение, заявитель, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС, Управление) о признании незаконным отказа в согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным исполнителем от 22.09.2014 N 04-09/587/3863.
Решением суда от 06.11.2014 заявление Учреждения удовлетворено, суд признал незаконным, как не соответствующий Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) отказ Карельского УФАС в согласовании возможности заключения государственного контракта с единственным исполнителем, изложенный в письме от 22.09.2014 N 04-09/587/3863, а также обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 06.11.2104, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и пункта 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стороны извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 25.08.2014 Учреждение разместило в единой информационной системе в сети Интернет извещение о проведении электронного аукциона на поставку шкурки шлифовальной тканевой водостойкой в ассортименте (извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0306100001314000082).
В срок, определенный для подачи заявок участниками размещения заказа -02.09.2014, в адрес оператора электронной площадки по данному аукциону поступило 3 заявки. По итогам рассмотрения первых частей заявок единая комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки подавшего заявку под N 8596233 соответствующей аукционной документации; аукцион в электронной форме признан несостоявшимся (часть 8 статьи 67 Закона N 44-ФЗ). При рассмотрении второй части заявки единая комиссия приняла решение о соответствии единственного участника - ООО "Эркон" требованиям документации об аукционе.
08.09.2014 для согласования возможности заключения контракта на поставку шкурки шлифовальной с единственным участником - ООО "Эркон", в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент размещения спорного электронного аукциона) и Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2013 N 537 "Об утверждении порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Порядок) Учреждение направило в Управление документы, предусмотренные пунктами 6-8 Порядка.
Письмом от 22.09.2014 Карельское УФАС приняло решение об отказе в согласовании возможности заключения контракта на поставку шкурки шлифовальной с ООО "Эркон". Причиной отказа послужило необоснованное отклонение Заказчиком согласно протоколу рассмотрения первых частей аукциона в электронной форме от 03.09.2014 заявки участника под N 8617229 в связи с отсутствием наименования места происхождения товара или наименования производителя предлагаемого для поставки товара. Как установило Управление в ходе исследования аукционной документации и содержания представленных заявок, в заявке участника под N 8617229 указано место происхождения товара - Россия, что, по мнению Управления, соответствовало требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об аукционе в электронной форме.
Не согласившись с отказом Управления в согласовании возможности заключения контракта с единственным участником, Учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, полагая, что указание в заявке N 8617229 места происхождения товара - "Россия" противоречит понятию места происхождения товара, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации и пункте 3 аукционной документации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, согласился с правовой позицией Учреждения.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и оценив доводы жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене по причине неправильного применения и толкования судом норм материального права.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются с 01.01.2014 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), которым, в том числе, установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, на оказание которых осуществляется закупка (части 1, 3 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
На основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 3 статьи 66 Закона о закупках, аукционная комиссия принимает решение о допуске к участию в аукционе в электронной форме участника закупки и о признании участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника закупки к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент размещения рассматриваемого заказа) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Требования к содержанию первой части заявки утверждено заказчиком в Приложении N 2 Раздела 10 "Информационная карта" Документации об открытом аукционе в электронной форме. В Приложении указано, что наименование места происхождения товара или наименование производителя товара указывается в обязательном порядке (их понятия даны в пункте 3 инструкции по заполнению, л.д. 25, 29). В Инструкции также указано, что под наименованием места происхождения товара, являющимся одним из средств индивидуализации товаров, работ, услуг, понимается обозначение, представляющее собой наименование географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта факторами (статья 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Участник, зарегистрированный под N 8617229, в первой части заявки выразил согласие поставить товар в соответствии с условиями документации. В качестве места происхождения товара указал наименование "Россия", что, по мнению Заказчика, не соответствовало закону и положениям аукционной документации.
Суд первой инстанции согласился с выводами Учреждения о том, что такое указание не позволяет идентифицировать предложенные для поставки товары с конкретным производителем, указав также, что наименование места происхождения товара позволяет выделить этот товар среди прочих по специфическим свойствам, зависящих от природных географических условий или людских факторов и тем самым идентифицировать указанный товар с конкретным его производителем.
По мнению суда апелляционной инстанции, данные выводы суда основаны на произвольном и расширительном толковании подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.
Как следует из содержания подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ в прежней редакции (до вступления в силу Федерального закона 31.12.2014 N 498-ФЗ, которым установлено требование об указании в заявке наименования страны происхождения товара), участник размещения заказа должен был на свое усмотрение указать либо место происхождения товара, либо наименование производителя.
При этом, законодатель не конкретизировал и не раскрыл в данной норме понятие "место происхождения товара".
Вместе с тем, применение в рассматриваемом случае положения пунктов 1 и 2 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключает возможности указания в качестве места происхождения товаров наименования страны, что прямо следует из содержания указанной нормы.
В отсутствие более конкретного и определенного на момент размещения спорного заказа правового регулирования данного вопроса в самом Законе о контрактной системе, указание в заявке участника наименования страны происхождения товара - "Россия" следовало признать соответствующим как закону и требованиям спорной аукционной документации, иное свидетельствовало бы о недопустимом и формальном ограничении количества участников размещения заказа и необоснованном отказе в допуске к участию в электронном аукционе, на что и было обращено внимание Управления в оспариваемом решении об отказе в согласовании возможности заключения контракта.
Нормы таможенного законодательства, на которые сослался суд первой инстанции, к рассматриваемым правоотношениям неприменимы в силу положений статьи 2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 15 Порядка контрольный орган отказывает в согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона либо возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Так как Управление при рассмотрении обращения Учреждения выявило нарушения в действиях Заказчика положений статей 66 и 67 Закона о контрактной системе (необоснованное отклонение заявки участника под N 8617229), в согласовании заключения контракта с единственным участником в порядке пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системебыло отказано правомерно.
Оснований для отмены решения Карельского УФАС не имелось, в связи с чем апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления Учреждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06 ноября 2014 года по делу N А26-8185/2014 отменить.
В удовлетворении заявления Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8185/2014
Истец: федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия