г. Томск |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А45-10144/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Агапов М.С. по доверенности от 12.01.2015;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26 ноября 2014 года по делу N А45-10144/2014 (судья В.Н. Юшина)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34" (ОГРН 1025401496680, ИНН 5404167325, г. Новосибирск, ул. Титова, д. 18)
к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019, г. Новосибирск, проспект Красный, д.80)
о признании недействительными решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34" (далее - ГБУЗ НСО "ГКБ N 34", заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решения Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г. Новосибирск (далее - Фонд, заинтересованное лицо, апеллянт) от 18.04.2014 за N 1536-05 "о нецелевом использовании Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34" в сумме 5 112 806 рублей 43 копейки" и предписания за N 1673-05 от 29.04.2014.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 26 ноября 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неполное выяснение судом обстоятельств дела, полагает, что самостоятельное перераспределение медицинской организацией средств из одной статьи расходов в другую, в пределах тарифов, утвержденных по разным статьям, является нецелевым использованием средств.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов апеллянта, просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме в связи с законностью и обоснованностью решения суда первой инстанции.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на её удовлетворении.
Учреждение явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя апеллянта, проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, Территориальным Фондом обязательного медицинского страхования Новосибирской области проведена проверка ГБУЗ НСО "Городская клиническая больница N 34" по вопросу контроля за деятельностью учреждения за период с 01.07.2011 по 31.12.2013. Результаты проверки нашли отражение в акте проверки N 05-08-18 от 04.04.2014.
Согласно акту проверки установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования (далее ОМС) на оплату расходов не входящих в структуру тарифов по ОМС, в сумме 1370673 рублей 45 копеек, в том числе средства по статьям 2011, 2013 в сумме 1270673 рублей 45 копеек, направленные на возмещение расходов на содержание медицинской организации и 100000 рублей за услуги авторского надзора по объекту капитального ремонта, а также 5012806 рублей 43 копейки использованные на заработную плату врачей-психиатров, труд которых оплачивается за счет средств областного бюджета.
По акту проверки ГБУЗ НСО "ГКБ N 34" в ТФОМС НСО представлены возражения, которые руководством Фонда рассмотрены и признаны обоснованными в части суммы 1270673 рублей 45 копеек, направленные на возмещение расходов на содержание медицинской организации. В части 100000 рублей за услуги авторского надзора по объекту капитального ремонта и 5012806 рублей 43 копейки, использованные на заработную плату врачей- психиатров, возражения Учреждения отклонила, указав данные обстоятельства в письме N 1536-05 от 18.04.2014, выдав ГБУЗ НСО "Городская клиническая больница N 34" предписание за N 1673-05 от 29.04.2014, обязав Учреждение в течение 10 дней со дня предъявления данного требования вернут в бюджет Территориального Фонда обязательного медицинского страхования 5112806 рублей 43 копейки и уплатить штраф в размере 511280 рублей 64 копеек.
Не согласившись с вышеназванными ненормативными правовыми актами ТФОМС НСО, ГБУЗ НСО "Городская клиническая больница N 34" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением в порядке статьи 198 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что учреждением не допущено нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно статей 2, 3, 13 Закона Российской Федерации "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ) законодательство об обязательном медицинском страховании основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федерального закона от 16 июля 1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Закона N 326-ФЗ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом N 165-ФЗ предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Бюджетным кодексом РФ закреплены понятия бюджетов, в том числе субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, в том числе определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Материалами дела установлено, что в проверяемом периоде Законодательным собранием Новосибирской области принимались Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, которыми определялись виды и условия оказания медицинской помощи и источники финансирования.
Так пунктом 3.1 Программ указаны виды медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, где одним из видов медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, указаны травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин.
Судом установлено и следует из материалов дела, что государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N 34" не является специализированным медицинским учреждением, указанных в пунктах 3.2 Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области в 2011-2013 годах.
Поскольку в ГКБ N 34 работает Центр острых отравлений, указанному учреждению необходимо наличие врачей психиатров.
Приказом Минздрава РФ от 08.01.2002 N 9 "О мерах по совершенствованию организации токсикологической помощи населению РФ" утверждены "Положения об организации деятельности отделений острых отправления" и Штатные нормативы медицинского персонала центров (отделений) острых отравлений, согласно которым отделение острых отравлений создаются на базе лечебно-профилактического учреждения: больницы скорой медицинской помощи республиканской (краевой, окружной, областной) или другой многопрофильной больницы и является его структурным подразделением. Данное отделение может быть отнесено по своему назначению к психиатрическому при наличии больных с суицидальными попытками и другими острыми психическими расстройствами. В отделении острых отравлений в соответствии со штатными нормативами медицинского персонала предусмотрена должность врачей-психиатров из расчета 1 должность на 25 человек.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Новосибирской области N 918 от 29.03.2013 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Новосибирской области от 11.01.2012 N 24" установлены ГБУЗ НСО "ГКБN 34" объемы государственного задания на оказание государственных услуг и нормативы финансовых затрат для государственных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Новосибирской области на 2012-2013 в размере 557,12 тысяч рублей при оказании первой консультационной психиатрической помощи в амбулаторных условиях.
Согласно пункту 3.2 Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Новосибирской области в 2011-2013 годах за счет областного бюджета Новосибирской области производится оплата медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы:
- медицинское обследование в областных наркологических, психиатрических и противотуберкулезных учреждениях граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе;
- оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях государственными медицинскими организациями, находящимися на территории г. Новосибирска при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ;
- специализированная медицинская помощь, оказываемая в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, психиатрических и других специализированных медицинских организация, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения РФ при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.
Изучив и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ материалы дела, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о том, что финансирование за счет средств областного бюджета врачей-психиатров, работающих в Центре острых отравлений, не предусмотрено, а значит вывод Фонда о нецелевом использовании средств на выплату врачам-психиатрам заработной платы, является ошибочным.
Приказом Министерства финансов РФ N 65н от 01.06.2013 утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации в РФ".
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в письме N 4509/21-н от 06.06.2013 разъяснил, что в структуру тарифа базовой программы ОМС входит "оплата прочих услуг", которые относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги". Номенклатурой подстатей к 226 отнесены, в том числе расходы "проведение архитектурно-археологических обмеров" и "проведение инженерного и технического обследования конструкций", что в принципе составляют собой суть авторского архитектурного надзора.
Судом установлено, что согласно указанному выше письму расходы на текущий ремонт относятся на подстатью 225.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что расходы по оплате работ, проведенных ООО Дизайн-проектное бюро "Архитоника" подлежат оплате за счет средств Фонда.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют доводы, приведенные заинтересованным лицом в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции. Доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих сделать вывод о неправомерности принятого судебного акта апелляционная инстанция не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого определения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены определения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 26 ноября 2014 года по делу N А45-10144/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10144/2014
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая больница N34"
Ответчик: Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области