г. Томск |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А27-13409/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кривошеиной С. В.
Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
при участии:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2 г. Белово) (07АП-834/15)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.12.2014
по делу N А27-13409/2014 (судья И.А. Конарева)
по заявлению индивидуального предпринимателя Величенкова Александра Павловича г. Белово (ИНН 420200067616, ОГРНИП 304420204800032) Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области
к Государственному учреждению-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2 г. Белово)
о признании недействительными решения N 40н/с и уменьшении размера штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Величенков Александр Павлович (далее- заявитель, предприниматель, Величенков А.П.) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Государственному учреждению-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 2 г. Белово) (далее - заинтересованное лицо, Фонд, ГУ КРОФСС РФ) о признании недействительным решения Фонда N 40н/с от 14.05.2014 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части привлечения к ответственности в виде штрафа за осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика в части неприменения норм действующего законодательства, позволяющих уменьшить размер штрафа не менее чем в два раза и просил суд уменьшить размер штрафа не менее чем в два раза.
Решением суда от 19.12.2014 (резолютивная часть объявлена судом 18.12.2014) требования удовлетворены частично. Решение Фонда N 40н/с от 14.05.2014 признано недействительным в части взыскания штрафа в размере, превышающем 103 350 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части удовлетворения заявленных требований, Фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить в части признания недействительным решения Фонда, и отказать в удовлетворении требований полностью. Заявитель жалобы считает неправомерным применения смягчающих обстоятельств в данном случае.
Подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении). В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, предприниматель Величенков А.П. 18.01.1999 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией города Белово Кемеровской области, 17.02.2004 Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Кемеровской области в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей была внесена запись об индивидуальном предпринимателе Величенков А.П. за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304420204800032.
Как страхователь предприниматель подал заявление на регистрацию в Фонде социального страхования только 13.03.2014.
На основании решения от 25.03.2014 N 45н/с в отношении предпринимателя была проведена проверка по вопросам исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период 01.01.2011 по 31.12.2013 о чем был составлен акт N 2010045н/с от 31.03.2014.
В ходе данной проверки, при изучении представленных предпринимателем документов был установлен факт наличия наемных работников, с которыми предприниматель заключил трудовой договор с июля 1999, то есть был выявлен факт осуществления предпринимателем, заключившим трудовой договор с наемным работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Зарегистрироваться в качестве страхователя предприниматель Величенков А.П. обязан был не позднее 05.07.1999. Данной проверкой было установлено, что в нарушение статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ предприниматель нарушил срок регистрации в качестве страхователя в филиале N 2 Фонда.
Предпринимателем были представлены документы за период 2011-2013. Облагаемая база страховыми взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за указанный период составила - 2 067 000,00 рублей.
Ответственность за данное нарушение законодательства об обязательном социальном страховании предусмотрена статьей 19 Федерального закона N 125-ФЗ, согласно которой осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых 4 взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тысяч рублей.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки страхователя было вынесено решение N 40н/с от 14.05.2014 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому страхователю были начислены штрафные санкции за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя - 206 700,00 рублей.
Не согласившись с решением Фонда от 14.05.2014, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия смягчающих вину обстоятельств и снизил размер финансовых санкций.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу пункта 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
Согласно абзацу 4 статьи 6 Закона N 125-ФЗ, регистрация страхователей - физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, осуществляется в исполнительных органах страховщика на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ предусмотрена, в частности, обязанность страхователя по своевременному представлению в исполнительные органы страховщика документов, необходимых для регистрации в качестве страхователя, в случаях, предусмотренных абзацами 3, 4 и 5 части 1 статьи 6 Закона N 125-ФЗ.
Из содержания пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ следует, что страхователь несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него названным Федеральным законом обязанностей, в частности, по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов, определяемой за весь период осуществления деятельности без указанной регистрации у страховщика, но не менее 20 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, заявителем оспаривается решение Фонда в части привлечения к ответственности за нарушение абзаца 4 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ и назначении наказания в виде штрафа в сумме 206 700,00 рублей, при этом заявитель просит снизить размер штрафа не менее чем в два раза учитывая совершение правонарушения впервые, тяжелые личные обстоятельства, тяжелое финансовое положение.
Факт обращения с заявлением в Фонд социального страхования Российской Федерации о регистрации в качестве страхователя только 13.03.2014 предприниматель не оспаривает.
Факт осуществление предпринимателем, заключившим трудовой договор с работником в 1999, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика, заявителем также не оспаривается.
Учитывая представленные материалы дела, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности выводов Фонда относительно того, что заявителем совершено нарушение, выразившиеся в осуществлении деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика.
Исходя из этого, Фонд обоснованно привлек предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ в виде взыскания штрафа.
Между тем, судом первой инстанции, верно указано, что привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (пункт 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 6 Информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в порядке, предусмотренном главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что страховщик пользуется правами и несет обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ, а страхователи наделяются правами налогоплательщиков (плательщиков сборов), установленными статьей 21 кодекса.
Таким образом, привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ (пункт 2 указанной статьи).
Пункт 3 статьи 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов, налагаемых на основании НК РФ за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Здесь же указано, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются перечисленные в статье обстоятельства, а также иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Пункт 4 статьи 112 НК РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П следует, что в целях обеспечения выполнения этой публичной обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.
Таким образом, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
При таких обстоятельствах, с учетом полномочий, предоставленных Фонду социального страхования, заинтересованное лицо, помимо соблюдения формальных требований законодательства о страховании при рассмотрении дела должен устанавливать размер штрафных санкций в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Учитывая изложенные нормы права, доводы Фонда о том, что к рассматриваемым отношениям положения статьи 112. НК РФ не применяются, признаются основанными на ошибочном толковании норм права.
Суд, исследовав и оценив характер и обстоятельства совершенного предпринимателем правонарушения, а именно, совершение правонарушения впервые, тяжелое материальное положение, тяжелые личные обстоятельства, пришел к выводу о необходимости снижения штрафных санкций.
Как следует из материалов дела, предпринимателем 13.03.2014 исполнена обязанность страхователя по регистрации в Государственном учреждении - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; ранее индивидуальный предприниматель не привлекался к ответственность за аналогичные правонарушения (доказательств обратного Фонд арбитражному суду не представил).
Согласно представленных предпринимателем в материалы дела врачебных справок, медицинских заключений, выписных эпикризов у предпринимателя имеется тяжелое заболевание, в октябре 2014 предприниматель проходил лечение в виде химиотерапии.
Также установлено, что в результате тяжело материального положения он был вынужден расторгнуть договор аренды в отношении одного из арендуемых им нежилых помещений, где им осуществлялась предпринимательская деятельность, а также уволить по сокращению нескольких работников. В качестве подтверждения данных фактов предприниматель предоставил суду копии дополнительного соглашения о расторжении договора аренды N 65/13 от 19.12.2013 от 30.05.2014, акта приема -передачи данного помещения арендодателю, копии приказов о прекращении трудовых договоров с работниками.
Также суд правомерно учел, что сумма выплат наемным работникам за 1-3 кварталы 2014 составила, согласно представленным Фондом сведения, составила 367 500 рублей, а размер штрафа по оспариваемому решению составляет 206 700,00 рублей, что превышает сумму выплат предпринимателя в пользу работников за один квартал.
Фонд в апелляционной жалобе выражает несогласие по каждому из данных пунктов, вместе с тем не учитывает, что право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства, смягчающим ответственность, принадлежит суду.
Выводы суда являются правильными, не противоречит нормам действующего законодательства и материалам дела. Суд первой инстанции реализовал предоставленное ему право снижения штрафа, указал в решении перечень смягчающих обстоятельств, закон не устанавливает предельных норм для снижения.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении норм материального и процессуального права, не установлено, право снижения размера штрафа предоставлено суду первой инстанции и определение его размера не может рассматриваться как процессуальное нарушение или неправильное применение права.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены (изменения) в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.12.2014 по делу N А27-13409/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Кривошеина С. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13409/2014
Истец: Величенков Александр Павлович
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 2