г. Вологда |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А13-3748/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Потеевой А.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.
при участии от крестьянского (фермерского) хозяйства Мызина Александра Васильевича Иванова В.В. по доверенности от 24.12.2014, от государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховажском районе Вологодской области Сивовой Т.В. по доверенности от 19.12.2012 N 04-41/88,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства Мызина Александра Васильевича на решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 ноября 2014 года по делу N А13-3748/2014 (судья Ковшикова О.С.),
установил:
крестьянское (фермерское) хозяйство Мызина Александра Васильевича (ОГРН 1023502493244; ИНН 3505001474; место нахождения: 162311, Вологодская область, Верховажский район, деревня Сметанино, улица Советская, дом 47; далее - КФХ Мызина А.В.) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным требования государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Верховажском районе Вологодской области (ОГРН 1023502494245; ИНН 3505003256; место нахождения: 162300, Вологодская область, село Верховажье, улица Стебенева, дом 30; далее - Отдел ПФР) от 06.03.2014 N 04500540034997 об уплате страховых взносов и пеней.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
КФХ Мызина А.В. в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Считают, что у главы крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в качестве юридического лица, отсутствует обязанность исчислять и уплачивать страховые взносы в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей.
Отдел ПФР в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы, изложенные в ней, не признали, полагают, что основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Заслушав объяснения представителей КФХ Мызина А.В. и Отдела ПФР, исследовав доказательства, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 25.06.1992 Комитетом по управлению имуществом администрации Верховажского района КФХ Мызина А.В. зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем 20.11.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1023502493244 (листы дела 22 - 25). Главой крестьянского хозяйства является Мызин Александр Васильевич (далее - Мызин А.В.).
На основании заявлений от 09.07.1992 и от 01.01.1998 (листы дела 66, 67) КФХ Мызина А.В. зарегистрировано в органе Пенсионного фонда Российской Федерации в качестве страхователя за номерами 417 и 317 соответственно.
В 2013 году КФХ Мызина А.В. имело наемных работников (листы дела 49 - 56) и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) являлось плательщиком страховых взносов, в связи с чем на основании пункта 1 части 2 статьи 28 указанного Закона обязано было исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Данная обязанность КФХ Мызина А.В. выполнена в полном объеме, что подтверждается материалами дела и не оспаривается Отделом ПФР.
Полагая, что глава крестьянского хозяйства в отношении себя является плательщиком страховых взносов в фиксированном размере, Отдел ПФР начислил Мызину А.В. страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 32 479 рублей 20 копеек и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3185 рублей 46 копеек. В связи с несвоевременной уплатой названных сумм Мызину А.В. начислены пени в суммах 580 рублей 57 копеек и 56 рублей 94 копеек соответственно (листы дела 28 и 29).
КФХ Мызина А.В. направлено требование от 06.03.2014 N 04500540034997 на уплату указанных сумм страховых взносов и пеней.
Полагая, что глава крестьянского хозяйства не является индивидуальным предпринимателем и не обязан исчислять и уплачивать за себя страховые взносы, КФХ Мызина А.В. обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 198 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанными решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного акта, действий (бездействий) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
КФХ Мызина А.В. создано в качестве юридического лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с частью 7 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" со дня официального опубликования данного Федерального закона (31.12.2012) к крестьянским (фермерским) хозяйствам, которые созданы в качестве юридических лиц в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", подлежат применению правила статьи 86.1 ГК РФ (в редакции данного Федерального закона). Перерегистрация ранее созданных крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ не требуется.
Согласно статье 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 ГК РФ), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Пунктом 5 статьи 23 ГК РФ предусмотрено право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. При этом указано, что главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, законодательством предусмотрено два способа регистрации лиц, ведущих деятельность в области сельского хозяйства.
В рассматриваемом случае КФХ Мызина А.В. зарегистрировано в качестве юридического лица, сведения о его главе не внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, следовательно, Мызин А.В. не является индивидуальным предпринимателем.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ независимо от способа регистрации крестьянского хозяйства на глав крестьянских (фермерских) хозяйств возложена обязанность уплачивать соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1551-О каких-либо ограничений, связанных с организационно-правовой формой крестьянских хозяйств, Федеральный закон N 212-ФЗ не содержит. Таким образом, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей. При этом из положений Федерального закона N 212-ФЗ не следует возможность двойного обложения страховыми взносами в виде фиксированного платежа - одновременно крестьянского хозяйства (как юридического лица) и его главы.
В названном определении также указано, что приведенное правовое регулирование, предоставляющее главам крестьянских (фермерских) хозяйств возможность формировать свои пенсионные права с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 104/13 по делу N А63-1885/2012.
Таким образом, независимо от того, что КФХ Мызина А.В. осуществляет свою деятельность в виде юридического лица, его глава Мызин А.В. является самостоятельным плательщиком страховых взносов, в связи с чем обязан уплачивать страховые взносы.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ, действовавшей в 2013 году, фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение фиксированного размера страхового взноса и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ в той же редакции фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ (26%), увеличенное в 12 раз.
Частью 1.2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ (5,1%), увеличенное в 12 раз.
Федеральным законом от 03.12.2012 N 232-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2013 установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5205 рублей.
Таким образом, Отдел ПФР правильно определил размер подлежащих уплате Мызиным А.В. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 32 479 рублей 20 копеек (5205 х 2 х 26% х 12) и в Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3185 рублей 46 копеек (5205 х 5,1% х 12).
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей в 2013 году (до внесения изменений Федеральным законом от 23.07.2013 N 237-ФЗ), страховые взносы за расчетный период, каким в силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ является календарный год, уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Таким образом, Мызин А.В. должен был уплатить страховые взносы в фиксированном размере за 2013 год не позднее 31.12.2013.
В установленный срок суммы страховых взносов в фиксированном размере Мызиным А.В. не уплачены.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неисполнением Мызиным А.В. в установленные сроки обязанности по уплате страховых взносов Отделом ПФР ему начислены пени в сумме 580 рублей 57 копеек в Пенсионный фонд Российской Федерации и в сумме 56 рублей 94 копеек в Фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 06.03.2014 (листы дела 28 и 29).
Расчеты сумм пеней проверены судом первой инстанции, признаны соответствующими требованиям статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ.
На основании изложенного Отдел ПФР вправе потребовать от Мызина А.В. уплаты страховых взносов и пеней в указанных выше суммах.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам и пеней направляется плательщику страховых взносов.
В рассматриваемом случае плательщиком страховых взносов в фиксированном размере и соответствующих сумм пеней является глава крестьянского хозяйства Мызин А.В. Оспариваемое требование адресовано КФХ Мызина А.В., то есть иному лицу.
Вместе с тем согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2013 N 104/13, хотя плательщиком страховых взносов в фиксированном размере является глава крестьянского хозяйства, источником для их выплат является имущество крестьянского хозяйства, следовательно, исходя из особого правового статуса крестьянского хозяйства, вопрос о том, кому может быть направлено требование об уплате страховых взносов: самому крестьянскому хозяйству или его главе, правового значения не имеет.
На основании изложенного является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое требование соответствует положениям законодательства и не нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 10 ноября 2014 года по делу N А13-3748/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства Мызина Александра Васильевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3748/2014
Истец: Крестьянское (фермерское) хозяйство Мызина Александра Васильевича, КФХ Мызина Александра Васильевича
Ответчик: Государственное учреждение-отдел Пенсионного фонда Российской Федерации