г. Ессентуки |
|
25 февраля 2015 г. |
Дело N А63-8785/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Луговой Ю.Б., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014 по делу N А63-8785/2014 (судья Карпель В.Л.)
по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ОГРН 1022601949644)
к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Кущетерову Назиму Султановичу (ОГРН 260319346215)
о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Министерства имущественных отношений Ставропольского края - не явились, извещены;
от ответчика - индивидуального предпринимателя главы КФХ Кущетерова Назима Султановича - Сорокина О.С. (доверенность от 05.09.2014 26АА1756153),
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к индивидуальному предпринимателю главе КФХ Кущетерову Назиму Султановичу (далее - глава КФХ) о взыскании задолженности по арендной платы по договору аренды от 29.02.2012 N 3-18 земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, за период с 29.02.2012 по 30.06.2014 в размере 132 540,88 рубля и пени с 29.02.2012 по 30.06.2014 в размере 79 170,11 руб..
Решением суда от 17.11.2014 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что произведенный истцом расчет арендной платы с применением ставок 1,5% и 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582, Правила), согласно пункту 3 которого арендная плата должна определяться с применением базовой ставки, равной 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка. Арендные платежи внесены ответчиком с применением базовой ставки, равной 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка, задолженности не имеется.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права. По мнению истца, постановление N 582 призвано определять порядок определения размера арендной платы для земель находящихся в собственности Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в ведении субъектов федерации относится к ведению субъектов. Следовательно, при расчете стоимости арендных платежей применению подлежит постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 64-п. По мнению истца, ответчиком обязательства по внесению арендных платежей не исполнены, задолженность не погашена.
В судебном заседании представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы отзыва на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направил, о причинах неявки суд не известил. Отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Проверив правильность решения от 17.11.2014 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266 АПК РФ, выслушав мнение представителя ответчика, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 29.02.2012 на основании распоряжения министерства от 29.02.2012 N 402 между министерством (арендодателем) и главой КФХ (арендатором) заключен договор N 3-18 аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Ставропольского края (далее - договор), предметом которого являются земельные участки: с кадастровым номером 26:18:110508:13, площадью 814 459 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Александровский район, в плане земель СХП "Новоставропольское", поле NN 3, 7, п.с.о., в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, для сельскохозяйственного производства; с кадастровым номером 26:18:110508:12, площадью 581 849 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Александровский район, в плане земель СХП "Новоставропольское", поле NN 3, 7, п.с.о., в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, для сельскохозяйственного производства; с кадастровым номером 26:18:110508:14, площадью 10 000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Александровский район, в плане земель СХП "Новоставропольское", поле NN 3, 7, п.с.о., в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, для сельскохозяйственного производства (под дорогами).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 05.05.2012 за N 26-26-02/002/2012-468.
Согласно пункту 2.1 договора он заключен на срок с 29.02.2012 по 28.02.2022.
В соответствии с пунктами 5.1 и 5.4 договора годовой размер арендной платы составляет 127 350,76 руб. и вносится арендатором равными долями ежеквартально до 10 числа последнего месяца квартала.
В силу пункта 8.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает пеню из расчета 0,1% от размера невнесенной платы за каждый календарный день просрочки.
Во исполнение договорных обязательств земельные участки переданы арендатором арендатору по акту приема-передачи от 29.02.2012.
Ненадлежащее исполнение арендатором договорных обязательств по внесению арендных платежей явилось основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества (пункт 1 статьи 611 ГК РФ). В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (статья 614 ГК РФ). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 2 статьи 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
При этом стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установление порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 64-п (далее - Порядок N 64-п).
Судом первой инстанции правильно установлено, что заключенный сторонами договор аренды предоставлял арендодателю право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке в связи с решением местного органа власти по установлению базовых ставок арендной платы с письменным извещением арендатора (пункт 5.3 договора).
Согласно расчетам истца в 2012 году ответчик должен был уплатить 106 708,74 руб., в 2013 году - 128 974,22 руб., за 1-2 кварталы 2014 года - 79 857,92 руб.
Арендная плата рассчитана министерством как произведение площади земельных участков, УПКСЗ и ставок арендной платы, соответствующих основному виду использования земельных участков, в том числе для земельного участка с кадастровым номером 26:18:110508:13 (пашня) - 1,5%; с кадастровым номером 26:18:110508:12 (пашня) - 1,5%; с кадастровым номером 26:18:110508:14 (дорога) - 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Пересчет размера арендной платы в 2013 и 2014 годах произведен министерством в связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 202 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае" (далее - приказ министерства от 25.12.2012 N 202) и базового размера арендной платы на основании постановления правительства Ставропольского края от 24.09.2013 N 362-п "О внесении изменений в Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04. 2008 N 64-п".
В соответствии с пунктами 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013) в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Таким образом, плата за пользование земельными участками, находящимся в государственной собственности Ставропольского края, относится к категории регулируемых цен.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 582 (действующее с 04.08.2009), согласно которому к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, в постановлении N 582 определены соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Принципы, закрепленные в постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящиеся в публичной собственности земельные участки для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 также разъяснено, что применительно к статье 12 ГК РФ и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам с точки зрения их соответствия вышеуказанным ориентирам при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды земельных участков, в том числе ранее принятым нормативным актам, но только с даты вступления в силу постановления N 582 (04.08.2009).
Пункт 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установил предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды.
Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил арендная плата в отношении земельного участка, предоставляемого для сельскохозяйственного использования, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается в размере 0,6% от кадастровой стоимости этого земельного участка.
Из материалов дела следует, в частности из кадастровых паспортов земельных участков и договора, что земельные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и предоставлены ответчику для сельскохозяйственного использования. Земельные участки с кадастровыми номерами 26:18:110508:13 и 26:18:110508:12 представляют собой пашни, земельный участок с кадастровым номером 26:18:110508:14 занимает дорога.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истцом применены для расчета размера арендной платы ставки в размере 1,5% и 0,3% от кадастровой стоимости, которые противоречат основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, утвержденным постановлением N 582. Данная ставка значительно превышает ставку, рассчитанную в соответствии с постановлением N 582, в связи с чем подлежит применению порядок определения размера арендной платы, предусмотренный постановлением N 582 (подход получил отражение в постановлениях кассационного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2014 по делу N А22-1266/2013 и от 20.10.2014 N А53-26942/2013).
Таким образом, размер арендной платы, истребуемой министерством с главы КФХ, превышает 0,6% от кадастровой стоимости земельных участков, предоставленных в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности.
Следовательно, при расчете размера долга необходимо применять методику и ставки, утвержденные постановлением N 582.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, а также признавалось сторонами, что ответчик вносил арендную плату в спорный период из расчета базового размера арендной платы - 0,6 %.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению порядок определения размера арендной платы, предусмотренный постановлением N 582, из расчета базового размера арендной платы - 0,6 %, расчет, в связи с чем истца выполнен неверно, а поскольку ответчиком в заявленный период вносилась плата в соответствии с положениями постановления N 582, то арендные платежи за спорный период внесены в полном объеме, задолженности не имеется, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
Таким образом, в удовлетворении иска законно и обоснованно отказано.
Доказательств обратного ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не предоставлено.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 АПК РФ).
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом как противоречащие обстоятельствам дела и основанные на неверном толковании норм материального права по указанным ранее основаниям.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ истец не представил суду доказательств в обоснование доводов апелляционной жалобы.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску распределены судом первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает решение от 17.11.2014 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции при проверке дела в апелляционном порядке, не установлено.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 17.11.2014 по делу N А63-8785/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8785/2014
Истец: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: Кущетеров Назим Султанович
Третье лицо: Сорокина О. С.
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-30/15
21.03.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-30/15
01.03.2016 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8785/14
10.12.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8785/14
28.05.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2417/15
25.02.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-30/15
17.11.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-8785/14