г. Челябинск |
|
27 февраля 2015 г. |
Дело N А07-12879/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Забутыриной Л.В.,
судей Бабкиной С.А., Серковой З.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мызниковой А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Идрисова Рафаэля Исмагиловича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2014 по делу N А07-12879/2014 (судья Шагабутдинова З.Ф.).
Идрисов Рафаэль Исмагилович (ИНН 0264054866, ОГРНИП 1060264099994, далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в отказе по исключению из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - реестр) записи о государственной регистрации заявителя как индивидуального предпринимателя, возложении обязанности на инспекцию исключить из реестра Идрисова Р.И. как индивидуального предпринимателя, выдать соответствующий документ, подтверждающий, что государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, утратила силу с 01.01.2005.
В ходе судебного заседания заявитель уточнил заявленные требования, просит признать незаконным решение инспекции N 2831 от 27.12.2004 о государственной регистрации Идрисова Р.И. в качестве индивидуального предпринимателя, обязать инспекцию исключить из реестра Идрисова Р.И., выдать соответствующий документ, подтверждающий, что государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, утратила силу с 24.07.2002.
Уточнение судом принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От заявителя поступило ходатайство об отказе от заявления в части признания бездействия инспекции незаконным.
Определением суда от 12.12.2014 (резолютивная часть от 08.12.2014) производство по делу части признания бездействия инспекции незаконным прекращено.
Решением суда от 12.12.2014 (резолютивная часть от 08.12.2014) в удовлетворении требований отказано.
С решением суда не согласился заявитель, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель указал, что 23.07.1992 исполнительным комитетом Кумертауского городского Совета народных депутатов ему выдано свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя сроком на 10 лет, но фактически предпринимательскую деятельность заявитель не осуществляет с 01.01.1998, о чем написано заявление в инспекцию. Деятельность предпринимателя прекращается, когда утрачивает силу его регистрация в качестве предпринимателя. Это происходит по окончании срока действия свидетельства о регистрации предпринимателя, поскольку указанный документ подтверждает регистрацию только на указанный в нем срок. В спорный период действовали правовые нормы, указанные в статье 3 Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации". Поскольку срок действия свидетельства истец 23.07.2002, государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня окончания срока его действия. При внесении соответствующих записей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя налоговый орган снимает предпринимателя с налогового учета. Эта процедура согласно письму МНС РФ от 29.12.2003 N ММ-6-09/1384 проводится налоговым органом без заполнения заявлений предпринимателем. Следовательно, с 24.07.2002, как считает заявитель, он не является индивидуальным предпринимателем, к категории предпринимателей, зарегистрированных до 01.01.2004, не имеет отношения, с указанной даты он является физическим лицом, перерегистрацию проходить не должен был. Поскольку срок предпринимательской деятельности прекращен, то, как физическое лицо, считает заявитель, он должен был представить заявление по форме Р21001 согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19.07.2002 N 439. Как указывает заявитель, такого заявления он не подавал, государственную пошлину не оплачивал. Ссылка суда на то, что в регистрационном деле имеется заявление по форме Р 27001, несостоятельна, поскольку на момент представления заявления заявитель уже в силу Закона не являлся предпринимателем. Заявитель жалобы указал, что о присвоении ему 27.12.2004 государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя (ОГРНИП) он узнал только на заседаниях суда. Между тем свидетельство о регистрации ему не выдавалось. О фактической регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявитель узнал в 2009 году, считал, что регистрация произведена ошибочно, в отсутствие каких-либо документов для осуществления предпринимательской деятельности.
Инспекция посредством системы "Мой арбитр" представила отзыв на жалобу с доказательствами его направления заявителю. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В отзыве выражено не согласие с доводами жалобы.
Инспекция в ходатайстве, изложенном в отзыве, просила рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Заявитель посредством почтовой связи представил ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Заявитель в судебное заседание не явился, представителя, как и инспекция, не направил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны уведомлены почтовой связью и посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя, его представителя и представителя инспекции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в исполнительный комитет Кумертауского городского Совета народных депутатов 07.07.1992 Идрисовым Р.И подано заявление о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
23.07.1992 на основании постановления N 192 от 07.07.1992 главы администрации города Кумертау Республики Башкортостан Идрисову Р.И. выдано свидетельство N 150 для осуществления предпринимательской деятельности с указанием срока - на десять лет.
26.12.2004 Идрисовым Р.И. в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 17 по Республике Башкортостан подано заявление по форме N Р27001 о внесении в реестр записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, подписанное лично.
27.12.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 17 по Республике Башкортостан вынесено решение о государственной регистрации N 2831, присвоен основной регистрационный номер индивидуального предпринимателя и внесена соответствующая запись о государственной регистрации в реестр.
Полагая, что срок действия свидетельства, подтверждающего возможность осуществления им предпринимательской деятельности, истек в 2002 году, оснований для перерегистрации его в 2004 году у инспекции не имелось, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что регистрация индивидуального предпринимателя носит заявительный характер, заявителем в инспекцию представлено заявление по установленной форме, нарушений законодательства в действиях инспекции не имеется, заявителем пропущен срок исковой давности, учитывая, что о фактической регистрации в качестве предпринимателя заявитель узнал в 2009 году.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в силу следующего.
Исходя из положений статей 65, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений государственных органов необходимо установить несоответствие их закону, иному нормативному правовому акту, а также нарушением прав заявителя таким решением.
В соответствии со статьей 3 Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией районного, городского (города без районного деления), районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов по месту постоянного жительства этого лица. Для регистрации физическое лицо представляет заявление (пункт 1). Физическому лицу выдается свидетельство на срок, указанный в его заявлении, после представления им документа об уплате регистрационного сбора (пункт 2). Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя (пункт 5). Свидетельство о государственной регистрации, выданное физическому лицу, подлежит возврату в 15-дневный срок: а) по истечении срока, на который выдано свидетельство; б) с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности; в) в случае выхода из состава участников полного товарищества; г) в иных случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.
Таким образом, в названных актах предусмотрены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращении в связи с этим их предпринимательской деятельности, проводившейся на основании соответствующих регистрационных свидетельств. Указанные нормы не связывают факт утраты статуса индивидуального предпринимателя с истечением срока действия самого свидетельства.
Наличие обстоятельств, с которыми законодательство связывает утрату государственной регистрации, в рамках настоящего дела не установлено.
Так, в деле не имеется доказательств того, что свидетельство, выданное заявителю 23.07.1992, было сдано (возвращено) заявителем регистрирующему органу в установленный (15-дневный) срок по истечении срока, на который выдано свидетельство. Доказательств подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей свидетельство, в период до либо после 23.07.2002 заявления о прекращении предпринимательской деятельности либо заявления об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации также не представлено.
В связи с чем, доводы заявителя о том, что с истечением срока действия свидетельства была утрачена регистрация заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Не совершив действий, предусмотренных Законом РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1, указом Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1482, заявитель, действуя своей волей и в своем интересе, самостоятельно несет риск наступления последствий, вызванных их не совершением (статьи 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.2003 N 617 "Об утверждении Правил передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 г." документы об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01.01.2004, подлежат передаче в территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам органами, осуществлявшими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" с 01.01.2004 введен новый порядок регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ документы о зарегистрированных ранее индивидуальных предпринимателях, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 года, являются частью федерального информационного ресурса и подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - регистрирующий орган), до 1 января 2005 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, до 1 января 2005 года обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы, перечень которых определен статьей 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ, на основании которых вносится соответствующая запись с последующей выдачей (направлением) документа, подтверждающего факт внесения записи.
В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, предусмотренной настоящей статьей обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 г. утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статья 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ).
Для представления документов в регистрирующий орган индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными до 01.01.2004, предусмотрена специальная форма заявления N Р27001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г." (постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439).
Непосредственно самим заявителем в надлежащий регистрирующий орган представлено заявление установленной формы (Р27001), подписанное собственноручно, что подтверждается заявлением и распиской. Факт подписания заявления и его представления непосредственно заявителем не оспорен и не опровергнут.
Обратившись с заявлением указанной формы, заявитель тем самым реализовал волю на продолжение осуществления предпринимательской деятельности.
Данное заявление послужило основанием для принятия решения регистрирующим органом о внесении в реестр сведений об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, на основании которого и была внесена соответствующая запись.
Учитывая, что регистрация заявителя в качестве индивидуального предпринимателя не утратила силу до 01.01.2004, а до 01.01.2005 заявителем представлено в инспекцию заявление по форме Р 27001, оснований для представления заявления по форме N Р21001 о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не имелось. В связи с чем, отсутствие обращения с заявлением по форме N Р21001 правового значения не имеет.
Таким образом, нарушений положений законодательства о регистрации со стороны регистрирующего органа не имеется, что верно установлено судом первой инстанции. Само по себе наличие решения и записи о регистрации не нарушает прав заявителя.
Учитывая изложенное, следует признать, что совокупность условий для признания решения незаконным отсутствует.
Кроме того, срок для обращения с заявлением об оспаривании решения государственного органа составляет 3 месяца со дня, когда заявителю стало известно о нарушении своих прав. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как указывает заявитель, ему о наличии регистрации стало известно в 2009 году.
Между тем, оспариваемое решение принято 27.12.2004, а заявление о признании его недействительным подано 24.06.2014 (штамп на конверте), то есть по истечении почти 10 лет с момента принятия оспариваемого решения и по истечении почти 5 лет, с момента, указанного заявителем.
Таким образом, трехмесячный срок на обращение с заявлением пропущен. Период пропуска срока не только значителен, но и выходит за рамки общего срока исковой давности (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено. Уважительных причин пропуска срока из материалов дела не усматривается.
Более того, суд апелляционной инстанции полагает, что о принятии оспариваемого решения заявитель мог и должен был узнать не позднее января 2005 года, учитывая дату обращения с заявлением - 26.12.2004 и сроки, установленные законодательством о регистрации для внесения соответствующей записи (5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, статья 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ, статья 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Пропуск срока на обращение, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие ходатайства о его восстановлении и уважительных причин пропуска срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. Указанная процессуальная норма подлежит применению независимо от того, заявлено о пропуске срока или нет.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи с чем, подлежат отклонению.
Следовательно, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы, исходя из доводов жалобы, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.12.2014 по делу N А07-12879/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Идрисова Рафаэля Исмагиловича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
Л.В. Забутырина |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12879/2014
Истец: ИДРИСОВ РАФАЭЛЬ ИСМАГИЛОВИЧ
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 39 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН