г. Владивосток |
|
03 марта 2015 г. |
Дело N А59-3700/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы фермерского хозяйства Орлова Артема Николаевича,
апелляционное производство N 05АП-596/2015,
на решение от 21.11.2014
судьи И.Н. Шестопал
по делу N А59-3700/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению главы фермерского хозяйства Орлова Артема Николаевича (ИНН 650702386219, ОГРНИП 313650109900098, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 09.04.2013)
к администрации муниципального образования "Анивский городской округ" (ИНН 6510003232, ОГРН 1036500602093, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.01.2003)
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 29.07.2014 N 05-409/14, и о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии решения о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000028:456,
при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;
УСТАНОВИЛ:
Глава фермерского хозяйства Орлов Артем Николаевич (далее по тексту - "заявитель", "Орлов А.Н.") обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования "Анивский городской округ" (далее по тексту - "администрация") о признании незаконным решения, оформленного письмом от 29.07.2014 N 05-409/14, об отказе в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 65:05:0000028:456 общей площадью 30 022 кв.м, местоположение: Сахалинская область, р-н Анивский, 19 км автодороги "Южно-Сахалинск-Корсаков", категория земель "земли сельско-хозяйственного назначения", разрешенное использование "для организации крестьянского (фермерского) хозяйства", о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка, и об обязании администрацию принять решение и предоставить спорный земельный участок в аренду заявителю.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 19.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, заявитель считает, что основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка у администрации отсутствовали. Настаивает на том, что границы земельного участка, поставленного на кадастровый учет, полностью совпадают с границами, отображенными на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Считает, что при формировании земельного участка администрацией указывается лишь ориентировочная площадь, которая может быть самостоятельно увеличена заинтересованным лицом при выполнении межевания и последующей постановке земельного участка на кадастровый учет. По мнению заявителя, все необходимые процедуры, предусмотренные законом для получения земельного участка, им были проведены, постановка земельного участка на кадастровый учет свидетельствует об отсутствии нарушения закона со стороны кадастрового инженера при проведении работ по межеванию.
Администрация по тексту представленного в материалы дела отзыва возражала против доводов апелляционной жалобы. Решение суда просила оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В апреле 2013 г. Орлов А.Н. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка общей площадью 10 га в районе с.Мицулевка для создания фермерского хозяйства.
Письмом от 06.05.2013 N 03-199/13 предпринимателю было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на корректировку генерального плана с.Мицулевка.
Указанный отказ обжалован заявителем в судебном порядке и решением Арбитражного суда Сахалинской области от 07.11.2013 по делу N А59-2165/2013 признан незаконным. В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал администрацию рассмотреть заявление предпринимателя от 11.04.2013 и выдать ему схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в районе с. Мицулевка Анивского городского округа Сахалинской области.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 решение Арбитражного суда Сахалинской области от 07.11.2013 по делу N А59-2165/2013 оставлено без изменений и вступило в законную силу.
28.02.2014 Орлов А.Н. обратился в администрацию с заявлением о выдаче схемы расположения испрашиваемого им земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Постановлением администрации от 28.04.2014 N 565-па предпринимателю в кадастровом квартале 65:05:0000028 сформирован земельный участок ориентировочной площадью 3000 кв.м, местоположение: Сахалинская область, р-н Анивский, 19 км автодороги "Южно-Сахалинск-Корсаков", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для организации крестьянского (фермерского) хозяйства" и утверждена схема его расположения на кадастровом плане территории.
На основании указанного постановления заявителем организовано проведение межевых работ, по результатам которых для организации крестьянского (фермерского) хозяйства заявителя 11.07.2014 на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 30 022 кв.м с кадастровым номером 65:05:0000028:456.
15.07.2014 Орлов А.Н. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 30 022 кв.м с кадастровым номером 65:05:0000028:456, к которому был приложен кадастровый паспорт.
Письмом от 29.07.2014 N 05-409/14 администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка, указав на необходимость проведения межевания земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения ориентировочной площадью 3000 кв.м.
Посчитав, что отказ администрации не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности гражданам, изъявившим соответствующее желание, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности установлен статьей 12 Федерального закона от 11.07.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее по тексту - "Федеральный закон N 74-ФЗ").
Так, согласно пункту 1 данной статьи в целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
По правилам пункта 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
По смыслу указанной нормы формирование земельного участка, то есть определение его размеров и местоположения границ, осуществляется именно органом местного самоуправления.
Заявитель, в свою очередь, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
При этом согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Частью 10 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ к таковым отнесена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Орлова А.Н. администрацией был сформирован земельный участок ориентировочной площадью 3000 кв.м в районе 19 км автодороги "Южно-Сахалинск-Корсаков", и постановлением администрации от 28.04.2014 N 565-па утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории. Указанное постановление по своей сути является решением об образовании земельного участка.
Следовательно, кадастровый учет должен был производиться предпринимателем в отношении земельного участка примерной площадью 3000 кв.м.
Коллегией установлено, что земельный участок, с кадастровым номером 65:05:0000028:456, за предоставлением которого заявитель обратился в администрацию 15.07.2014, имеет площадь 30 022 кв.м, то есть отличную от площади земельного участка, сформированного постановлением администрации от 28.04.2014 N 565-па.
Доводы предпринимателя о том, что площадь земельного участка в указанном постановлении - 3000 кв.м приведена ориентировочно и скорректирована по результатам кадастровых работ, не могут быть приняты во внимание.
Коллегия допускает, что в результате уточнения местоположения границ земельного участка его площадь может не совпадать с площадью, приведенной в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах, установленных правилами кадастрового учета.
Однако в рассматриваемом случае площадь поставленного на кадастровый учет земельного участка более чем в 10 раз превышает площадь земельного участка, сформированного органом местного самоуправления. Фактически предприниматель, не согласившись с площадью образованного земельного участка и не оспорив постановление администрации в указанной части в судебном порядке, сам определил площадь земельного участка, подлежащего предоставлению, и установил его границы. При этом решение об образовании земельного участка площадью 30 022 кв.м и об утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории администрацией не принималось.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 65:05:0000028:456 поставлен на кадастровый учет с нарушением порядка предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, установленного статьей 12 Федерального закона N 74-ФЗ, основания для его предоставления заявителю у администрации отсутствовали.
Анализируя наличие совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ для признания оспариваемого решения незаконным, коллегия также не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя.
Так, в силу части 4 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, коллегия приходит к выводу о том, что заявитель не лишен возможности организовать кадастровый учет земельного участка, сформированного постановлением администрации от 28.04.2014 N 565-па, и представить кадастровый паспорт данного земельного участка в администрацию для решения вопроса о его предоставлении.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания решения администрации незаконным, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее подачей.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 21.11.2014 по делу N А59-3700/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3700/2014
Истец: Глава фермерского хозяйства Орлов Артем Николаевич
Ответчик: Администрация муниципального образования "Анивский городской округ" Сахалинской области
Третье лицо: ООО "СахГеоКадастр"