г. Пермь |
|
03 марта 2015 г. |
Дело N А60-47806/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И. В., Голубцова В. Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.
при участии:
от заявителя ОАО "Синарский трубный завод" (ИНН 6612000551, ОГРН 1026600931686) - Мустаева И.А., паспорт, доверенность от 25.11.2014; Аверина Л.В., паспорт, доверенность от 25.11.2014;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области (ИНН 6612001555, ОГРН 1046600633034) - Венедиктова А.В., паспорт, доверенность от 30.12.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ОАО "Синарский трубный завод"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 декабря 2014 года
по делу N А60-47806/2014,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению ОАО "Синарский трубный завод"
к Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
ОАО "Синарский трубный завод" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.04.2014 N 66 в части доначисления земельного налога за 2012 год в сумме 15 937 497 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает на то, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков, установленная решениями Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2013 по делу N А60-16431/2013 и от 20.09.2013 по делу N А60-30891/2013, которым кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010, подлежит применению для целей налогообложения в налоговый период 2012 год. Налогоплательщик указывает на позицию Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, обязательную для применения налоговыми органами, согласно которой кадастровая стоимость, установленная судебным решением, подлежит применению к предшествующим налоговым периодам.
Представитель заявителя поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица поддерживает доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 66:45:0100211:129, 66:45:0100211:130, 66:45:0100211:126, 66:45:100211:132, 66:45:100211:133, 66:45:100211:134, 66:45:100211:135 (последние четыре преобразованы из участка с номером 66:45:0100211:130).
16.12.2013 обществом в Межрайонную ИФНС России N 22 по Свердловской области представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год.
Межрайонной ИФНС России N 22 по Свердловской области в период с 16.12.2013 по 06.03.2014 проведена камеральная проверка декларации общества по земельному налогу за 2012 год. По результатам проверки составлен акт N 1093 от 07.03.2014, на основании которого 23.04.2014 инспекцией вынесено решение N 66 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с доначислением земельного налога за 2012 год в общей сумме 1 593 7497 руб. 00 коп.
Налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области, которое своим решением оставило решение нижестоящего налогового органа без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не согласился с доводами общества, поддержав позицию налогового органа о том, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта; перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, в связи с чем, установленная судебным актом кадастровая стоимость земельного участка не подлежит применению при исчислении земельного налога за период 2012 года.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316).
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, в том числе принадлежащего обществу земельного участка (применялось для целей налогообложения в 2012 году).
В п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости; предметом таких требований, заявленных в судебном порядке, будет являться изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение от 09.07.2013 по делу N А60-16431/2013, которым кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Заводской проезд, д. 1, площадью 3072355 кв.м., с кадастровым номером 66:45:0100211:115, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 1984741330 руб.
Арбитражным судом Свердловской области вынесено решение от 20.09.2013 по делу N А60-30891/2013, которым признана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100211:126, общей площадью 30589 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Заводской проезд, д.1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 28723071 руб., признана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100211:129, общей площадью 103564 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Заводской проезд, д.1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 72909056 руб., признана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0100211:130, общей площадью 2968791 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Заводской проезд, д.1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 1917838986 руб.
При исчислении земельного налога за 2012 год по названным земельным участкам общество определило облагаемую базу в размере кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, и установленной указанными судебными актами.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступивших в законную силу судебных актов и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость перечисленных земельных участков, принадлежащих обществу, установленная решениями Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2013 по делу N А60-16431/2013 и от 20.09.2013 по делу N А60-30891/2013, вступившими в законную силу в 2013 году, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2012 год.
При этом суд апелляционной инстанции указывает на то, что занижение налогоплательщиком налоговой базы по земельному налогу за 2012 год произошло в связи с неправильным пониманием заявителем решений Арбитражного суда Свердловской области от 09.07.2013 по делу N А60-16431/2013 и от 20.09.2013 по делу N А60-30891/2013 и ошибочным толкованием действующего законодательства.
По мнению суда апелляционной инстанции, арбитражным судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 АПК РФ), им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда отсутствуют.
Решение Арбитражного суда Свердловской области 15 декабря 2014 года является законным и обоснованным.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частями 3, 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно частям 1, 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 декабря 2014 года по делу N А60-47806/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47806/2014
Истец: ОАО "СИНАРСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. КАМЕНСКУ-УРАЛЬСКОМУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИФНС России N22 по Свердловской области