Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2015 г. N Ф06-23623/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
04 марта 2015 г. |
Дело N А12-41682/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Каплина С.Ю, Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дергачевой М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
1. Прокуратуры г. Волгограда,
2. Администрации Волгограда,
3. Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда,
4. Министерства строительства Волгоградской области г. Волгоград (переименовано в комитет строительства Волгоградской области)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "29" декабря 2014 года по делу N А12-41682/2014, судья Е.Б. Смагоринская,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭктоПремиум", г. Волгоград (ИНН 3443099611, ОГРН 1103443003696)
к Администрации Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), Комитету по градостроительству и архитектуре Волгограда, г. Волгоград (ИНН 3444052045, ОГРН 1023403447374)
о признании недействительными ненормативных правовых актов, при участии в деле в качестве заинтересованных лиц Прокуратуры г. Волгограда, Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, ГУ МЧС России по Волгоградской области, УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, Министерства строительства Волгоградской области;
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "ЭктоПремиум" - Новиков К.М., по доверенности N 53 от 20.08.2014 г.;
от Прокуратуры г. Волгограда - Королев Д.В.,
от Комитета строительства Волгоградской области - Александров A.M., по доверенности N 2 от 30.01.2015 г.;
от Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда - Дроздов А.Ю., по доверенности N Д08/11 от 12.11.2014 г.;
от Администрации Волгограда Романова В.В., по доверенности N 05-нд/117 от 20.06.2014 г.;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭктоПремиум" обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным:- распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда КГА N 532-осн от 20.08.2014 об отмене распоряжения N 40-осн от 08.02.2013 об утверждении ГПЗУ (кадастровый N 34:34:070056:219) NRU343010002996 для строительства малогабаритной автозаправочной станции блочного типа по адресу ул. Лимоновая, 36а в Кировском районе г. Волгоград;
- распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда КГА N 530-осн от 20.08.2014 об отмене распоряжения N 41-осн от 08.02.2013 об утверждении ГПЗУ (кадастровый N 34:34:060060:56) N RU343010002997 для строительства малогабаритной автозаправочной станции блочного типа по адресу пр. Университетский, 98д в Советском районе г. Волгоград;
- распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда КГА N 531-осн от 20.08.2014 об отмене распоряжения N 41-осн от 08.02.2013 об утверждении ГПЗУ (кадастровый N 34:34:020049:104) N RU343010003731 для строительства малогабаритной автозаправочной станции блочного типа по адресу ул. Маршала Еременко, 29б в Краснооктябрьском районе г. Волгоград.
Кроме того Общество просило признать недействительным постановление Администрации Волгограда N 1124 от 03.09.2014 об отмене:
- разрешения за N RU34301000-240/К/13 от 02.08.2013 на строительство объекта капитального строительства - "Малогабаритной автозаправочной станции блочного типа" по ул. Лимоновая, 36а в Кировском районе г. Волгоград;
- разрешения за N RU34301000-242/С/13 от 05.08.2013 на строительство объекта капитального строительства - "Малогабаритной автозаправочной станции блочного типа" по пр. Университетский, 98д в Советском районе г. Волгоград;
- разрешения за N RU 34301000-132/Ко/14 от 22.02.2014 на строительство объекта капитального строительства - "Малогабаритной автозаправочной станции блочного типа" по ул. Маршала Еременко, 29б в Краснооктябрьском районе г. Волгоград.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "29" декабря 2014 года требования ООО "ЭктоПремиум" удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда Прокурор г. Волгограда, Администрация Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, Министерства строительства Волгоградской области г. Волгоград (переименовано в комитет строительства Волгоградской области) обжаловали его в апелляционный суд.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев материалы дела и доводы жалобы не нашел оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом из материалов дела основным видом деятельности ООО "ЭктоПремиум" является деятельность по оптовой торговле топливом, дополнительный вид деятельности, в частности, - строительство зданий и сооружений, розничная торговля моторным топливом.
Администрацией Волгограда были предварительно согласованы ООО "ЭктоПремиум" места размещения 3-х модульных малогабаритных автозаправочных станций, а именно:
- постановлением Администрации Волгограда N 1217 от 28.04.2012 Обществу предварительно согласовано место размещения модульной малогабаритной автозаправочной станции на земельном участке с учетным номером 7-0-132 площадью 1000 кв.м по ул. Лимоновой в Кировском районе г. Волгограда;
- постановлением Администрации Волгограда N 1634 от 07.06.2012 Обществу предварительно согласовано место размещения модульной малогабаритной автозаправочной станции на земельном участке с учетным номером 2-0-220 площадью 770 кв.м по пр. Университетский в Советском районе г. Волгограда;
- постановлением Администрации Волгограда N 1604 от 06.06.2012 Обществу предварительно согласовано место размещения модульной малогабаритной автозаправочной станции на земельном участке с учетным номером 2-0-306 площадью 720 кв.м, по ул. им. Маршала Еременко в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров и адресов:
-земельный участок N 34:34:070056:219, адрес г. Волгоград, ул. Лимоновая, 36 а;
- земельный участок N 34:34:060060:56, адрес г. Волгоград, пр. Университетский, 98;
- земельный участок N 34:34:020049:104, адрес г. Волгоград, ул. им. Маршала Еременко, 29б.
Между Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области и ООО "ЭктоПремиум" были заключены договоры аренды земельных участков:
- договор аренды N 2-В от 09.08.2012, по условиям которого Обществу в аренду на три года передан земельный участок площадью 1000 кв.м, с кадастровым N 34:34:070056:219 по адресу ул. Лимоновая, 36а в Кировском районе г. Волгоград для размещения модульной малогабаритной автозаправочной станции;
- договор аренды N 5-В от 09.08.2012, по условиям которого Обществу в аренду на три года передан земельный участок площадью 770 кв.м, с кадастровым N 34:34:060060:56 по адресу пр. Университетский, 98д в Советском районе г. Волгоград для размещения модульной малогабаритной автозаправочной станции;
- договор аренды N 7-В от0 9.08.2012, по условиям которого Обществу в аренду на три года передан земельный участок площадью 720 кв.м, с кадастровым N 34:34:020049:104 по адресу ул. им. Маршала Еременко, 29б в Краснооктябрьском районе г. Волгоград для размещения модульной малогабаритной автозаправочной станции.
На указанные земельные участки распоряжениями Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда были утверждены градостроительные планы земельных участков (далее - ГПЗУ):
- распоряжением N 40-осн от 08.02.2013 утвержден ГПЗУ (кадастровый N 34:34:070056:219) NRU343010002996 для строительства модульной малогабаритной автозаправочной станции по адресу ул. Лимоновая, 36а в Кировском районе г. Волгограда;
- распоряжением N 41-осн от 08.02.2013 утвержден ГПЗУ (кадастровый N 34:34:060060:56) N RU343010002997 для строительства модульной малогабаритной автозаправочной станции по адресу пр. Университетский, 98д в Советском районе г. Волгограда;
- распоряжением N 185-осн от 07.04.2014 утвержден ГПЗУ (кадастровый N 34:34:020049:104) N RU343010003731 для строительства модульной малогабаритной автозаправочной станции по адресу ул. им. Маршала Еременко, 29б в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
С учетом положительных заключений негосударственной экспертизы N 6-1-1-0327-14, N6-1-1-0326-14, N6-1-1-0310-14 для строительства малогабаритных автозаправочных станций блочного типа на указанных земельных участках по заказу ООО "ЭктоПремиум" разработана проектная документация, которая согласно выводам экспертизы, соответствует техническим и градостроительным регламентам, градостроительному плану земельных участков и техническим заданиям.
Заявителю в установленном порядке Администрацией Волгограда были выданы разрешения на строительство объектов:
- N RU34301000-240/К/13 от 02.08.2013 на строительство "Малогабаритной автозаправочной станции блочного типа" по ул. Лимоновая, 36а в Кировском районе г. Волгограда;
- N RU34301000-242/С/13 от 05.08.2013 на строительство "Малогабаритной автозаправочной станции блочного типа" по пр. Университетский, 98д в Советском районе г. Волгограда;
- N RU34301000-132/Ко/14 от 22.02.2014 на строительство "Малогабаритной автозаправочной станции блочного типа" по ул. им. Маршала Еременко, 29б в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Результатом выдачи Обществу всех вышеперечисленных разрешений стало строительство 3-х малогабаритных автозаправочных станций блочного типа, две из которых прошли государственную регистрацию в качестве объектов недвижимости незавершенного строительства с готовностью 60% и 80%, а именно:
- малогабаритная автозаправочная станция блочного типа по ул. Лимоновая, 36а в Кировском районе г. Волгоград (степень готовности 60%, зарегистрирована 31.07.2014, свидетельство 34-АБ N 617609);
- малогабаритная автозаправочная станция блочного типа по пр. Университетский, 98д в Советском районе г. Волгоград (степень готовности 80%, зарегистрирована 31.07.2014, свидетельство 34-АБ N 407955).
В последующем 18.08.2014 прокурором г. Волгограда были принесены протесты на распоряжения об утверждении градостроительных планов земельных участков с кадастровыми N N 34:34:070056:219, 34:34:060060:56 и 34:34:020049:104
Основанием для указанных протестов послужило то, что рабочие проекты строительства автозаправочных станций предусматривают возведение двух топливозаправочных колонок, тогда как в соответствии с санитарно-эпидемиологическими заключениями от 29.06.2011 и 07.07.2011 проект обоснования установления размеров расчетной санитарно-защитной зоны для автозаправочных станций соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, что подтверждается экспертными заключениями санитарно-эпидемиологической оценки проектов обоснования установления размеров расчетной санитарно-защитной зоны для каждой автозаправочной станции, однако, как указано в данных заключениях, выдача нефтепродуктов осуществляется одной топливораздаточной колонкой на каждой из указанных автозаправочных станций.
При строительстве автозаправочных станций с двумя топливораздаточными колонками, по мнению прокурора, размеры и границы санитарно-защитной зоны объекта подлежат уточнению.
По итогам рассмотрения протестов прокурора Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда вынесены распоряжения:
- N 532-осн от 20.08.2014 об отмене распоряжения N 40-осн от 08.02.2013 об утверждении ГПЗУ (кадастровый N 34:34:070056:219) NRU343010002996 для строительства малогабаритной автозаправочной станции блочного типа по адресу ул. Лимоновая, 36а в Кировском районе г. Волгограда;
- N 530-осн от 20.08.2014 об отмене распоряжения N 41-осн от 08.02.2013 об утверждении ГПЗУ (кадастровый N 34:34:060060:56) NRU343010002997 для строительства малогабаритной автозаправочной станции блочного типа по адресу пр. Университетский, 98д в Советском районе г. Волгограда;
- N 531-осн от 20.08.2014 об отмене распоряжения N 185-осн от 07.04.2014 об утверждении ГПЗУ (кадастровый N 34:34:020049:104) N RU343010003731 для строительства малогабаритной автозаправочной станции блочного типа по адресу ул. им. Маршала Еременко, 29б в Краснооктябрьском районе г. Волгограда.
Администрацией Волгограда принято постановление N 1124 от 03.09.2014 об отмене спорных разрешений на строительство объектов капитального строительства малогабаритных автозаправочных станции блочного типа.
Полагая, что распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда и постановление Администрации Волгограда являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства.
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на его выдачу орган с приложением документов.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из чего следует, что ООО "ЭктоПремиум" был представлен полный пакет документов, необходимый для получения разрешений на строительство.
На основании статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт в установленных законом случаях по основаниям несоответствие отменяемого муниципального правового акта Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В случае отмены в порядке самоконтроля ранее принятых ненормативных актов полномочный орган или должностное лицо обязаны принять мотивированное решение.
Разрешение на строительство, выданное в рамках своих полномочий соответствующим субъектом градостроительной деятельности, может быть прекращено исключительно по основаниям перечисленным в части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ, предусмотрено в градостроительном плане, в том числе, указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, информация о разрешенном использовании земельного участка, требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.
Соответствующие разрешения и ограничения устанавливаются уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законом.
В силу выше приведенных норм статей 41, 44 и Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утверждение ГПЗУ, исходя из его правовой природы, должно основываться на установленных уполномоченным органом разрешениях и ограничениях.
В равной степени сказанное относится и к отмене ГПЗУ. Указанное юридически значимое действие должно совершаться уполномоченным органом государственной власти при наличии достаточных тому оснований. Процедура отмены градостроительных планов земельных участков в административном порядке Градостроительным кодексом РФ не предусматривается.
Нарушений статей 44, 46 Градостроительного кодекса РФ при утверждении Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда градостроительных планов земельных участков N RU343010002996, N RU343010002997, N RU343010003731 и выдаче Администрацией Волгограда разрешений на строительство по правилам статьи 51 Градостроительного кодекса РФ не установлено.
Из чего следует, что законных оснований для отмены Градостроительных планов N RU343010002996, N RU343010002997, N RU343010003731 не имелось.
Следует принять во внимание, что общество зарегистрировало право собственности на два из трех объектов незавершенного строительства 60% и 80% соответственно.
Из чего следует, что по сути действия уполномоченных органов направлены на оспаривание прав собственника, что недопустимо в административном порядке.
Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке.
Доводы заинтересованных лиц о нарушении заявителем законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с установлением двух топливораздаточных колонок (далее - ТРК) судом отклоняются, как не соответствующие фактическим обстоятельствам и противоречащие материалам дела по следующим основаниям.
Одним из доводов апелляционных жалоб Прокуратуры г. Волгограда, Администрации Волгограда, Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда,Министерства строительства Волгоградской области г. Волгоград (переименовано в комитет строительства Волгоградской области) являются нарушения при установлении размеров расчетной санитарно-защитной зоны для каждой из трех модульных малогабаритных автозаправочных станций.
Доводы подателей жалоб в этой части основаны на том, что вместо одной, запроектировано строительство двух топливораздаточных колонок, что повлияет на количество выброса загрязняющих веществ и соответственно изменение границ санитарно-защитной зоны.
Вместе с тем указанные доводы не основаны на соответствующих доказательствах, а носят предположительный характер.
В расчете рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере проекта обоснования установления размеров расчетной санитарно-защитной зоны для каждой из трех модульных малогабаритных автозаправочных станций, выполненных ООО "КП "Комплекс" в 2011 году, были учтены выбросы при одновременной закачке нефтепродуктов в резервуар с бензином и в резервуар с дизтопливом и одновременных проливах на двух топливораздаточных колонках.
Арбитражным судом в ходе судебного разбирательства была опрошена в качестве специалиста Медведева Галина Васильевна (диплом ДВС 1525731, регN 45339 от 02.07.2002 Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии), которая пояснила, что на расчет максимальных (разовых) выбросов загрязняющих веществ количество топливораздаточных колонок на автозаправочной станции не влияет, поскольку максимальные выбросы от топливораздаточных колонок при отпуске топлива незначительны по сравнению с выбросами из дыхательных клапанов резервуаров при закачке их нефтепродуктами и в расчете максимально разовых выбросов загрязняющих веществ не участвуют.
Частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Однако в нарушение указанных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрацией Волгограда и Комитетом по градостроительству и архитектуре Волгограда не представлены доказательства, подтверждающие, что ранее выданные разрешительные документы были приняты с нарушением норм действующего законодательства. Кроме того, в оспариваемых распоряжениях и постановлении не содержится указаний на нормы права, которым не соответствовали ранее принятые разрешительные документы, отсутствует мотивировка принятия оспариваемых актов.
Ссылка на письмо Главного государственного санитарного врача Волгоградской области от 06.08.2014 г. о сокращении санитарно-защитной зоны не может быть принята во внимание, поскольку ответ носит вероятностный характер без учета фактических обстоятельств.
С учетом изложенного, оспариваемые распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда и постановление Администрации Волгограда не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса РФ, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, вследствие чего подлежат признанию недействительными.
При таких обстоятельствах апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от "29" декабря 2014 года по делу N А12-41682/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-41682/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 мая 2015 г. N Ф06-23623/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЭктоПремиум"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда
Третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Прокуратура Волгоградской области, Прокуратура г. Волгограда, УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области