Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2015 г. N Ф01-1424/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
05 марта 2015 г. |
Дело N А17-2824/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плаксиной Н.А.,
при участии в судебном заседании
представителя истца: Бахаревой Е.Н. - по доверенности от 27.12.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - товарищества собственников жилья "Автомобилист", ОГРН 1093703000214; ИНН 3703042698
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19 декабря 2014 года по делу N А17-2824/2014, принятое судом в составе судьи Опря Е.А.,
по иску муниципального унитарного предприятия города Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" (ОГРН 1023701273639; ИНН 3703002014)
к товариществу собственников жилья "Автомобилист" (ОГРН 1093703000214; ИНН 3703042698)
о взыскании задолженности,
установил:
муниципальное унитарное предприятие города Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети" (далее - Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Автомобилист" (далее - Товарищество, ответчик, заявитель) о взыскании 56 464 руб. 78 коп. задолженности за поставленную в ноябре-декабре 2011 года и октябре 2012 года (далее - спорный период) тепловую энергию.
Правовым основанием заявленных требований истец указал статьи 307 - 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 19 декабря 2014 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью, требования истца оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Кинешма, ул. Гагарина, д. N 3а, оборудован общедомовым прибором учета, поэтому расчет платы потребителям за услуги отопления должен производиться в соответствии с пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307). Истец вопреки императивным нормам права не наделен полномочиями по установлению и расчету стоимости поставляемого коммунального ресурса на многоквартирный дом по факту показания объема тепловой энергии в спорный период. Факт исследования судом документов, доказывающих факт неисправности установленного прибора учета тепловой энергии, не основан на нормах права. Суд не мотивировал позицию, что одной из форм злоупотребления правом является действие Предприятия по составлению акта повторного допуска узла учета только в декабре 2012 года, а не перед началом отопительного сезона.
В отзыве на апелляционную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что довод заявителя об отсутствии у истца полномочий по установлению и расчету стоимости поставляемого коммунального ресурса на многоквартирный дом является необоснованным. Факт поставки энергоресурса ответчик не оспаривал. Расчет объема отпущенной ответчику тепловой энергии произведен истцом в соответствии с действующими в спорные периоды нормами жилищного законодательства. В связи с выходом из строя узла учета объем поставленной в ноябре 2011 года тепловой энергии произведен по нормативу потребления, а в октябре 2012 года в соответствии с Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124).
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия полномочного представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области от 19 декабря 2014 года проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В отсутствие подписанного между сторонами договора поставки тепловой энергии от 10.07.2009 N 265 истец в спорный период производил поставку тепловой энергии на отопление многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Ивановская область, г. Кинешма, ул. Гагарина, д. 3А.
В связи с неисправностью прибора учета в ноябре 2011 года и октябре 2012 года истцом произведен расчет объема поставленной тепловой энергии по нормативу потребления коммунальной услуги теплоснабжения, в связи с чем объем тепловой энергии, поставленной ответчику в спорный период, составил 118,67 Гкал на общую сумму 163 096 руб. 14 коп.
Согласно расчету истца за спорный период ответчиком была произведена оплата полученной тепловой энергии на сумму 106 631 руб. 36 коп., в результате чего за Товариществом образовалась задолженность в размере 56 464 руб. 78 коп.
Неполная оплата потребленного ресурса послужила основанием для обращения истца в суд.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья.
В спорный период Товарищество приобретало тепловую энергию с целью ее последующей реализации населению в виде коммунальной услуги.
Таким образом, Товарищество являлось в спорный период исполнителем коммунальных услуг, приобретающим коммунальные ресурсы для целей оказания коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах.
Обязанность исполнителя заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям следует также из подпункта "в" пункта 49 Правил N 307.
В силу пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), вступивших в силу с 01.09.2012, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, отношения по сбору платы с собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и платы за коммунальные услуги, вытекают для управляющей организации из договора управления, а отношения по оплате приобретаемого коммунального ресурса - из договора ресурсоснабжения.
Факт поставки истцом тепловой энергии ответчику в спорный период Товариществом не оспорен.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) установлены правовые основы экономических отношений, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (пункт 2 статьи 19 Закон N 190-ФЗ). Согласно пункту 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае отсутствия в точках учета приборов учета.
Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936) предусматривают, что узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в случаях: несанкционированного вмешательства в его работу; нарушения пломб на оборудовании узла учета, линий электрических связей; механического повреждения приборов и элементов узла учета; работы любого из них за пределами норм точности, установленных в разделе 5; врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета (пункт 9.10 Правил N Вк-4936).
Пунктом 1.3 Правил N Вк-4936 предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями Правил N Вк-4936.
В силу пункта 7.1 Правил N Вк-4936 допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт.
Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию (пункт 7.5 Правил N Вк-4936).
В силу пункта 7.7 Правил N Вк-4936 перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.
Таким образом, без процедуры, определяющей готовность узла учета тепловой энергии к эксплуатации, завершающейся подписанием акта установленного образца, общедомовой прибор учета не является допущенным в эксплуатацию в качестве коммерческого и расчеты за полученное тепло не могут осуществляться на основании его показаний.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Узел учета Товарищества был допущен в эксплуатацию только в декабре 2011, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета у потребителя (т. 2, л.д. 23).
Установив все значимые для настоящего дела обстоятельства и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответчиком не соблюдена процедура допуска в эксплуатацию узла учета абонента на отопительный сезон 2011-2012 годов в установленном Правилами N Вк-4936 порядке, и посчитал доказанным факт того, что в ноябре 2011 года узел учета ответчика не являлся расчетным.
При определении количества тепловой энергии, поставленной в жилые дома в качестве коммунальной услуги, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами N 307.
Пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 32 Правила N 307 в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Решением Кинешемской городской думы от 14.02.2007 N 28/215 "Об установлении норматива потребления тепловой энергии на отопление и жилых зданий в муниципальном образовании городской округ "Кинешма" установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади жилых зданий в муниципальном образовании "Городской округ Кинешма" в размере 0, 0168 Гкал в месяц.
Из представленного истцом сравнительного расчета объема поставленной в ноябре 2011 года тепловой энергии следует, что среднемесячное потребление тепловой энергии, определенное по прибору учета за последние 6 месяцев составит 58,616 Гкал, в то время как расчет по нормативу потребления - 50,88 Гкал.
Суд первой инстанции обоснованно принял расчет объема тепловой энергии, поставленной ответчику в ноябре 2011, определенный Предприятием по нормативу потребления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 были утверждены Правила обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), которые устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида. Правила N 124 вступили в действие с 07.03.2012.
В соответствии с пунктом 2 постановления от 14.02.2012 N 124 Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
С принятием Правил N 124 изменился порядок определения объемов поставляемого в многоквартирный дом коммунального ресурса при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета. При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета объем коммунального ресурса определяется по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета и только при их отсутствии - исходя из нормативов потребления.
Формула, приведенная в Правилах N 124, предусматривает определение объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в виде суммы объемов определенных по показаниям индивидуальных приборов учета или общих (квартирных) приборов учета, а при их отсутствии - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, что соответствует требованиям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения объемов поставляемого коммунального ресурса учитывается следующее: объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной далее формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
В силу пункта 2 Постановления Правительства РФ N 124 от 14.02.2012, подпункты "в", "г" и "е" пункта 21 Правил N 124 вступают в силу с даты вступления в силу Правил N 354, а именно с 01.09.2012.
Факт выхода из строя прибора учета в октябре 2012 года сторонами не оспаривается. Сведения о наличии в жилых помещениях многоквартирного дома индивидуальных приборов учета, допущенных в эксплуатацию в установленном порядке, а, соответственно, и расчет объема (количества) потребленной тепловой энергии по их показаниям в дело не представлены. Таким образом, порядок определения объема потребленного ресурса, установленный в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124 и примененный ответчиком, действует с момента вступления в силу Правил N 354 - с 01.09.2012 и подлежит применению к спорным правоотношениям.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленном размере.
Позиция заявителя о применении к правоотношениям сторон положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку действия истца являются злоупотреблением права, не нашел своего подтверждения в материалах дела, поскольку нарушения прав и интересов Товарищества со стороны Предприятия судом не установлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 19 декабря 2014 года по делу N А17-2824/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Автомобилист" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2824/2014
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2015 г. N Ф01-1424/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП г. Кинешмы "Объединенные котельные и тепловые сети"
Ответчик: ТСЖ "Автомобилист"
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2016 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-706/16
13.05.2015 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1424/15
05.03.2015 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-953/15
19.12.2014 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-2824/14