г. Вологда |
|
04 марта 2015 г. |
Дело N А52-2917/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Псков-Альянс" Певгонена В.В. по доверенности от 09.10.2012, от федерального государственного бюджетного учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области" Виноградовой В.В. по доверенности от 11.03.2013, от администрации города Пскова Егоровой И.А. по доверенности от 14.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Псков-Альянс" на решение Арбитражного суда Псковской области от 13 ноября 2014 года по делу N А52-2917/2014 (судья Колесников С.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Псков-Альянс" (место нахождения: 180000, г. Псков, просп. Октябрьский, д. 54, ОГРН 1056000418539, ИНН 6027092271; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области" (место нахождения: 180017, г. Псков, ул. Рабочая, д. 11; ОГРН 1046000329264, ИНН 6027086165; далее - Кадастровая палата) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с разрешенного использования "для строительства спортивно-оздоровительного комплекса (аквапарка)" на вид разрешенного использования "сквер".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Пскова (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 13.11.2014 в удовлетворении исковых требований Общества отказано.
Общество с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое судебное решение об удовлетворении заявленных требований. Общество считает вышеназванное решение незаконным и необоснованным, принятым в нарушение норм материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а доводы суда первой инстанции не соответствуют положениям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- является условным довод суда об условном характере выписки (подтверждения) нахождения земельного участка в территориальной зоне отдыха, досуга и развлечений, туризма;
- не имеет значения для данного дела отсутствие отказа Кадастровой палаты об изменении вида разрешенного использования;
-судом первой инстанции не дано надлежащей оценки доводу истца о том, что в связи с переплатой земельного налога (по текущему виду разрешенного использования), Общество несет убытки;
-в соответствии с решением Псковского районного суда от 24.07.2014 по делу N 2-777/2014 аналогичные требования истца были удовлетворены.
Кадастровая палата в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании против ее удовлетворения возражали.
Представители Общества и Администрации, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 60:27:0080102:60, общей площадью 14 017 кв.м, расположенного по адресу:
г. Псков, ул. Кузбасской дивизии, разрешенный вид использования - для строительства спортивно-оздоровительного комплекса (аквапарка) (л.д. 14, 15, 18).
Истец 21.07.2014 обратился к ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с "для строительства спортивно-оздоровительного комплекса (аквапарка)" на "сквер", представил выписку из Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Псков" от 14.07.2014 и иные документы.
Ответчиком 07.08.2014 вынесено решение N 60/14-30319 о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с отсутствием карты (плана) объекта землеустройства (л.д. 12-13).
Полагая, что при существующем виде использования земельного участка с учетом такого решения нарушаются права и законные интересы истца, он обратился в суд за изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон).
Статьей 7 Закона определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. К таким сведениям, в том числе, относится разрешенное использование земельного участка (пункт 14 части 2 статьи 7).
Согласно части 2 статьи 26 Закона осуществление кадастрового учета может быть приостановлено в случае: если не представлены необходимые для кадастрового учета документы (пункт 4); одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны (пункт 6). Приостанавливая кадастровый учет, орган кадастрового учета предоставил заявителю возможность самостоятельного получения необходимого документа.
По настоящему делу в связи с выполнением кадастровых процедур одновременно ответчиком были запрошены правила землепользования и застройки, однако 08.08.2014 администрация город Пскова сообщила, что проведение работ по подготовке необходимых документов планируется только в 2015 году.
По смыслу части 2 статьи 16 Закона кадастровый учет в связи с изменением такой характеристики объекта недвижимости как разрешенное использование осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, которые предусмотрены статьей 22 Закона, определяющей их исчерпывающий перечень, в который представленная истцом выписка из правил землепользования и застройки не входит.
При этом согласно части 2 статьи 22 Закона для учета изменений разрешенного использования земельного участка необходима копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка.
Пунктом 70 порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, установлено, что в реестре объектов недвижимости содержатся сведения обо всех видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения соответствующей территориальной зоны. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной власти или местного самоуправления.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных процедур согласования.
При этом в силу положений части 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности земельного участка только к одной зоне. Таким образом, собственник земельного участка вправе самостоятельно выбирать любой вид разрешенного использования своего участка при условии, что выбранный вид использования разрешен регламентом территориальной зоны, к которой относится земельный участок.
Согласно статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) градостроительным регламентом определяется правовой режим фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии со статьей 10 Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон, описание местоположения их границ, наименования органов государственной власти или местного самоуправления, принявших решения об установлении зон и т.д.
Согласно статье 15 Закона органы государственной власти и местного самоуправления обязаны направлять для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе утвержденные правила землепользования и застройки. При этом обязательным приложением к правилам землепользования и застройки является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве".
Объектами землеустройства являются, в том числе, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов и территориальные зоны (статья 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его обязательные характеристики (статья 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
Согласно пункту 21 требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению", в карте (плане) объекта землеустройства должны содержаться координаты характерных точек границы объекта землеустройства.
Таким образом, системный анализ приведенных положений законодательства, свидетельствует о необходимости при осуществлении учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка проведения проверки отнесения участка заявителя к конкретной территориальной зоне, оценки соответствия разрешенному для неё заявленного к изменению вида использования, а также соблюдения требования закона о нахождении участка в границах одной территориальной зоны (часть 2 статьи 85 ЗК РФ).
Соотнесение границ земельного участка с границами территориальной зоны возможно только при использовании карты (плана) объекта землеустройства путем сопоставления координат характерных точек границы участка и координат характерных точек границы территориальной зоны.
Так как в настоящее время карта (план) для Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Псков" не разработан, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии надлежащих документов, необходимых для изменения вида разрешенного использования земельного участка, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении иска.
Относительно довода истца о том, что в связи с переплатой земельного налога (по текущему виду разрешенного использования), Общество несет убытки, апелляционный суд считает необходимым отметить следующее.
Решением Псковского городского суда от 15.09.2014 по делу N 2-3713/2014 признано незаконным бездействие администрации города Пскова, выразившееся в неисполнении требований части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - ненаправлении в Кадастровую палату карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев с даты утверждения Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Псков" решением Псковской городской Думы от 05.12.2013 N 795.
При таких обстоятельствах Общество, полагая, что по вине органов местного самоуправления ему причинены убытки, вправе обратиться в суд с самостоятельным иском на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 13 ноября 2014 года по делу N А52-2917/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Псков-Альянс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2917/2014
Истец: ООО "Псков-Альянс"
Ответчик: Администрация города Пскова, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Псковской области
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2907/15
04.03.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11295/14
26.02.2015 Определение Арбитражного суда Псковской области N А52-2917/14
13.11.2014 Решение Арбитражного суда Псковской области N А52-2917/14