г. Владимир |
|
05 марта 2015 г. |
Дело N А43-19235/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2015.
В полном объеме постановление изготовлено 05.03.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Покровский" (ИНН 5213001953, ОГРН 1025201100792, Нижегородская область, Гагинский район, с. Покров) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2014 по делу N А43-19235/2014, принятое судьей Леоновым А.В. по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Покровский" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Нижегородской области о признании незаконными действий, связанных с отказом внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов конкурсного управляющего.
В судебном заседании принял участие представитель Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Покровский" - Захарова О.О. конкурсный управляющий на основании решения Арбитражного суда Нижегородской области от 10.04.2014 по делу N А43-22591/2013 и определения от 09.10.2014.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Нижегородской области в ходатайстве (входящий номер 01АП-805/15 от 25.02.2015) просит рассмотреть жалобу в отсутствие ее представителя.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.04.2014 по делу N А43-22591/2013 открыто конкурсное производство в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Покровский" (далее - СПК "Покровский", кооператив, заявитель), конкурсным управляющим назначена Захарова Оксана Олеговна (далее - Захарова О.О., конкурсный управляющий).
Конкурсный управляющий обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Нижегородской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) с запросом о получении выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) с указанием его в качестве конкурсного управляющего должника.
Письмом от 03.07.2014 N 03-02/003749 Инспекция отказала в предоставлении сведений из ЕГРЮЛ в отношении кооператива и указала на необходимость представления заявления о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001.
Полагая, что ответ регистрирующего органа нарушает права и законные интересы кооператива, Захарова О.О. обратилась с заявлением в суд.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 27.11.2014 в удовлетворении заявленного требования отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, кооператив обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что с момента утверждения судом конкурсного управляющего к нему переходят полномочия руководителя должника. При этом момент возникновения полномочий конкурсного управляющего связан не с внесением изменений в ЕГРЮЛ, а с моментом вступления судебного акта о его утверждении в законную силу.
По мнению СПК "Покровский", действующее законодательство не предусматривают обязанность конкурсного управляющего заполнять заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001.
В судебном заседании конкурсный управляющий поддержал апелляционную жалобу кооператива по доводам, в ней изложенным.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившегося представителя регистрирующего органа.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании конкурсного управляющего, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
В пункте 2 статьи 18 Закона о регистрации определено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В силу императивного указания в пункте 1.2 статьи 9 Закона о регистрации необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя.
Требования к оформлению заявлений для государственной регистрации изменений в сведения о юридических лицах, в том числе по форме Р14001 установлены Приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - приказ N ММВ-7-6/25@).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Полномочия конкурсного управляющего, в том числе, и как руководителя должника, возникают на основании судебного акта арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего в рамках дела о банкротстве.
Непредставление конкурсным управляющим документов, поименованных в Законе о регистрации, для внесения соответствующих сведений, является законным основанием для отказа в государственной регистрации.
Суд первой инстанции правильно указал, что Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не имеет приоритетного значения по отношению к положениям Закона о регистрации. Данные законы регулируют различные общественные отношения, при этом Закон о банкротстве не устанавливает порядок государственной регистрации юридических лиц и порядок внесения записей в ЕГРЮЛ.
Кроме того, решение по делу N А43-22591/2013, которым Захарова О.О. была утверждена конкурсным управляющим кооператива, не содержит указания на обязанность регистрирующего органа внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, судом в рамках дела о банкротстве лишь разрешен вопрос об утверждении конкурсного управляющего.
Суд также принял во внимание, что в заявлении по форме N Р14001 подлежат указанию содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также сведения, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ, в том числе фамилия, имя, отчество лица, сведения о дате его рождении, его должность, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, контактный телефон.
Указанные сведения в отношении Захаровой О.О. в решении суда по делу N А43-22591/2013 отсутствуют.
Принимая во внимание, что положения статей 9, 17 Закона о регистрации не содержат исключений для юридических лиц, в отношении которых открыто конкурсное производство, Инспекцией правомерно отказано в совершении вышеуказанных регистрационных действий.
Действия регистрирующего органа в данном случае, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов кооператива.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области правомерно отказал в удовлетворении заявления СПК "Покровский".
Доводам заявителя апелляционной жалобы дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба СПК "Покровский" не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Государственная пошлина в сумме 500 (пятьсот) рублей, излишне уплаченная по квитанции от 27.12.2014 подлежит возврату Кооперативу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2014 по делу N А43-19235/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Покровский" - без удовлетворения.
Возвратить Сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхозу) "Покровский" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по квитанции от 27.12.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19235/2014
Истец: СПК колхоз "Покровский"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 12 по Нижегородской области
Третье лицо: Конкурсный управляющий СПК колхоз "Покровский"