город Ростов-на-Дону |
|
06 марта 2015 г. |
дело N А32-27175/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Исаков А.И. по доверенности от 17.02.2015 г.,
от заинтересованного лица: представитель Вальц Д.Э. по доверенности от 03.04.2014 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2014 по делу N А32-27175/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Севморнефтегеофизика"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании недействительным требования,
принятое в составе судьи Суминой О.С.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Севморнефтегеофизика" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании недействительным требования Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей от 07 июля 2014 года N 1042 и решения от 27 июня 2014 года N 10317000/400/270614/Т0022.
Решением суда от 24.11.2014 г. признано недействительным решение Новороссийской таможни по результатам таможенной проверки от 27 июня 2014 года N 10317000/400/270614/Т0022 в части возложения на ОАО "СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА" обязанности по таможенному оформлению спутниковой связи "Iridium Pilot 20-М" и системы аэрозольного объемного пожаротушения "КАСКАД" с уплатой таможенных платежей, как не соответствующие действующему таможенному законодательству. Признано недействительным требование Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей от 07 июля 2014 года N 1042 на сумму 283 846 рублей 85 копеек. Новороссийской таможни в пользу ОАО "Севморнефтегеофизика" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что осуществление спорных операций было обусловлено необходимостью поддержания исправного технического состояния судна и технико-эксплуатационных характеристик на уровне требований Российского морского регистра судоходства.
Не согласившись с принятым решением, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что замена системы объемного пожаротушения фреоном на систему аэрозольного объемного пожаротушения "Каскад" относится к техническому перевооружению судна, потребность которого не обусловлена необходимостью поддержания исправного состояния судна, таможенная пошлина исходя из стоимости замененного оборудования обществом не уплачена.
В отзыве на апелляционную жалобу общество "Севморнефтегеофизика" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность и отсутствие оснований для доначисления обществу к уплате таможенных платежей.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение распоряжения ФТС России от 01.11.2012 N 292-р должностными лицами ОТКПВТ таможни проведена камеральная таможенная проверка в отношении ОАО "Севморнефтегеофизика" ОАО "СМНГ" по вопросу: соблюдения условий перемещения транспортного средства НИС "Профессор Рябинкин" в зоне деятельности Новороссийской таможни при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа, установленных главой 48 ТК ТС, а так же своевременности и полноты уплаты таможенных платежей (проверяемый период с 09.11.2012 по 26.07.2013 года).
В ходе проверки установлено, что в августе 2013 года ОАО "Севморнефтегеофизика" в рамках Государственного Контракта с Департаментом по недропользованию на Континентальном шельфе в Мировом океане (Департамент Моргео) проводились морские сейсморазведочные работы по объекту "Уточнение модели строения осадочных бассейнов Лаптевоморского шельфа и зоны сочленения со структурами Сибирской платформы".
Для выполнения работ в рамках Государственного Контракта с Департаментом по недропользованию на Континентальном шельфе в Мировом океане, принадлежащее ОАО "Севморнефтегеофизика" на праве собственности (свидетельство о праве собственности на судно МФ-П N 007331 на основании данных, внесенных с Государственный судовой реестр Российской Федерации под N 1215 от 16.02.2004 года") транспортное средство НИС "Профессор Рябинкин" (регистровое свидетельство порт Мурманск, 16.02.2004 N 18-1215, ИМО N 8504923, ММСИ N 273450600, флаг принадлежности судна - Россия) ранее (09.11.2012 года) вывезенное с таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенным режимом временного вывоза (судовое дело N 10313110/091112/100005491) прибыло в порт Новороссийск.
22.07.2013 года, НИС "Профессор Рябинкин" в соответствии с "GENERAL DECLARATION" оформлено на Новороссийском Центральном таможенном посту как транспортное средство в порядке, установленном ст.350 Таможенного кодекса Таможенного союза (судовое дело N 10317100/220713/0000791).
Капитаном судна в гр.16 "GENERAL DECLARATION", как представителем судовладельца кроме прочего, заявлены сведения "прибытие после проведенных ремонтных работ в порту Варна (Болгария), с целью дальнейшего таможенного оформления".
На НИС "Профессор Рябинкин" в период с 09.11.2012 по 22.07.2013 года: были проведены операции по установке оборудования - спутникового терминала "IRIDIUM PILOT" по договору N 102/13 с ООО "Эра - Сервис" (счет N 384 от 18.06.2013 года).
В соответствии с заключением эксперта N 05-01-2013/3178 от 17.01.2014 года по материалам таможенного контроля товара (судовое дело N 10317100/220713/0000791), решением о назначении таможенной экспертизы от 28.08.2013 года N 10317100/220713/100001640, на НИС "ПРОФЕССОР РЯБИНКИН" номер ИМО 8504923 в период с 09.11.2012 по 22.07.2013 были выполнены ремонтные работы в объемах технического обслуживания и текущего ремонта, а также проведены работы по техническому перевооружению (установка системы спутниковой связи "Iridim Pilot 20-М" и пожарного оборудования "Каскад").
В соответствии с письмом Мурманского филиала Российского морского регистра судоходства (исх. от 07.03.2014 N 150-200-7-52663) представлен Акт N 13.00059.252 от 11.03.2013 касательно переоборудования НИС "ПРОФЕССОР РЯБИНКИН" в части замены стационарной системы пожаротушения галлонами на стационарную систему аэрозольного пожаротушения;
В соответствии с Актом от 28.02.2013 года, утвержденным капитаном "НИС "Профессор Рябинкин" - Лебедевым СВ., 22.02.2013 на судне (НИС) произведена замена системы объемного пожаротушения "фреоном 114Б2" на систему аэрозольного объемного пожаротушения "КАСКАД". Старая система объемного пожаротушения "фреоном 114Б2" демонтирована силами экипажа.
Согласно инвойсу от 18.03.2013 N 13004/1 к дисбурсментскому счету N 2013-004/18.03.2013 стоимость установки системы аэрозольного объемного пожаротушения "КАСКАД" составила 20 400 евро (877034,76 руб.).
Таким образом, таможенный орган пришел к выводу, что ОАО "Севморнефтегеофизика" при ввозе НИС "Профессор Рябинкин" на таможенную территорию Таможенного союза не были уплачены таможенная пошлина и налог на добавленную стоимость в размере 258925,29 руб.
Полагая, что на НИС "Профессор Рябинкин" были проведены работы по техническому перевооружению, имела место неуплата таможенной пошлины и НДС при обратном ввозе НИС "Профессор Рябинкин" на таможенную территорию Таможенного союза после проведения операций за пределами таможенной территории Таможенного союза, ОТКПВТ таможни принято Решение о необходимости уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 262 ТК ТС. (N 10317000/400/270614/Т0022/001).
07.07.2014 года, на основании Акта камеральной таможенной проверки N 10317000/400/270614/А0022, Решения о необходимости уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 262 ТК ТС N 10317000/400/270614/Т0022/001, ОТП таможни выставлено требование об уплате таможенных платежей N1042 на общую сумму 283 486,85 руб., в том числе:
таможенные платежи - 258 925,29 руб. (пошлина - 86887,67 руб., НДС-172037,61 руб.), пеня - 24 921,56 руб. Исчисление таможенных платежей, произведено таможенным органом применительно к порядку, установленному ст. 262 Таможенного кодекса таможенного союза.
09.07.2014 года, в соответствии со ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Требование от 07.07.2014 N 1042 направлено в адрес ОАО "Севморнефтегеофизика" (письмо Новороссийской таможни от 09.07.2014 N 13-13/22654).
Полагая, что требование Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей от 07 июля 2014 года N 1042 и решение от 27 июня 2014 года N 10317000/400/270614/Т0022 являются незаконными, общество оспорило их в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Согласно пункту 4 статьи 341 ТК ТС транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии с положениями статьи 350 названного Кодекса без помещения под таможенные процедуры.
В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под транспортными средствами международной перевозки понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Таможенным законодательством, установлен исчерпывающий перечень операций, совершение которых допускается с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки и которые не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами.
В силу пункта 1 статьи 348 ТК ТС временный вывоз транспортных средств международной перевозки завершается их ввозом на таможенную территорию таможенного союза или помещением транспортных средств международной перевозки, являющихся товарами таможенного союза, под таможенную процедуру экспорта либо переработки вне таможенной территории, а транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 4 статьи 345 ТК ТС, под таможенную процедуру реэкспорта.
При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 348 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение: операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке; операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту; операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС (пункт 2 статьи 347 ТК ТС).
Оценив материалы дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что осуществление спорных операций по ремонту НИС "Профессор Рябинкин" обусловлено необходимостью поддержания исправного технического состояния судна и его технико-эксплуатационных характеристик на уровне требований Российского морского регистра судоходства. Факт того, что потребность в проведенных операциях возникла во время использования НИС "Профессор Рябинкин" в международной перевозке, Новороссийской таможней не оспаривается.
Настройке и подключение к судовому серверу спутникового терминала "Iridium Pilot 20 M" обусловлено необходимостью организации резервного канала связи взамен вышедшего из строя. Замена системы объемного пожаротушения "фреоном 114Б2" на систему аэрозольного объемного пожаротушения "КАСКАД" вызвана сменой устаревшей системы объемного пожаротушения "фреоном 114Б2".
По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 347, ст. 254 Таможенного кодекса Таможенного союза для таможенных целей операции по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, их переработке различны в зависимости от критериев, учитываемых при оценке наличия либо отсутствия обязанности по уплате таможенных платежей. При этом правовое значение имеет не степень переработки, а ее необходимость для обеспечения сохранности и эксплуатации транспортного средства, а также поддержания его состояния, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза. Вместе с тем неоднозначна обязательная совокупность перечисленных критериев (исходя из буквального и текстуального толкования нормы права). Допустима их оценка и как альтернативных условий для освобождения от уплаты таможенных платежей: обеспечение сохранности и эксплуатации транспортного средства либо поддержание его в прежнем состоянии.
В данных спорных правоотношениях установка системы пожаротушения, безусловно, отвечает одному из приведенных критериев, преследуя очевидную цель - сохранность и надлежащую эксплуатацию судна, аналогичным целям служит установка спутниковой системы связи, поскольку в отсутствие системы связи эксплуатация судна не только запрещена, но и опасна для жизни экипажа и сохранности судна.
В соответствии с пунктом 2 Положения под судовым снаряжением понимаются предметы, за исключением запасных частей, находящиеся и предназначенные для использования на судне, которые являются движимыми, но не имеют потребительского характера, в том числе такие принадлежности судна, как спасательные шлюпки, спасательные средства, мебель и другие предметы судового снаряжения и обстановки.
Положение утверждено на основании Конвенции, участницей которой является Российская Федерация, в целях внутригосударственной реализации норм международного договора. В разделе 1 Конвенции определяются и разграничиваются понятия "груз" и "судовое снаряжение". Правовое значение такого разграничения для таможенных правоотношений подтверждается, прежде всего, общей целью Конвенции, указанной в ее преамбуле: облегчить морское судоходство путем упрощения и сокращения до минимума формальностей, требований в отношении документов и процедур при приходе, стоянке и отходе судов заграничного плавания.
Таможенное оформление транспортных средств происходит (въездная и выездная декларации подаются) в соответствии с особыми правилами, предусмотренными статьей 279 ТК РФ и международными договорами (в том числе и положениями Конвенции).
Систематическое толкование приведенных норм права позволяет признать, что в данном случае ввезенная на таможенную территорию Российской Федерации на НИС "Профессор Рябинкин" система пожаротушения является составной частью судового снаряжения и, следовательно, не может рассматриваться как товар, выступающий самостоятельным объектом декларирования. Таможенное оформление транспортного средства (судна) при его обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации предполагает особые (специальные) правила декларирования, равно как и исчисления и уплаты таможенных платежей (статья 207 ТК РФ).
При таких обстоятельствах оспариваемые обществом решение и требование таможни обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными.
Доводы, изложенные таможней в апелляционной жалобе, апелляционным судом отклоняются, поскольку они направлены на переоценку доказательств, которые суд достаточно полно, всесторонне и объективно оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нормы права при рассмотрении дела судом применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта, не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2014 по делу N А32-27175/2014 оставить без изменения. В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27175/2014
Истец: ОАО "СЕВМОРНЕФТЕГЕОФИЗИКА"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Новороссийская таможня