Требование: о взыскании долга и пени по договору аренды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
11 марта 2015 г. |
Дело N А12-34176/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Дубровиной О.А., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Богатырёвой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин (ИНН: 3436103218, ОГРН: 1023404968619)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 ноября 2014 года по делу N А12-34176/2014 (судья Зотова Н.П.)
по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин (ИНН: 3436103218, ОГРН: 1023404968619)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (ИНН: 3435098928, ОГРН: 1093435000845)
о взыскании 6 850 059 рублей 08 копеек,
при участии:
представителя Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин Карпенко А.А., действующей по доверенности N 1а от 12.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин Волгоградской области (далее - Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (далее - ООО "Лукойл-Волгоградэнерго", Общество, ответчик) о взыскании 6 850 059 руб. 08 коп., из которых 5 833 139 руб. 85 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.07.2013 по 30.09.2014, 1 016 919 руб. 23 коп. пени за период с 10.09.2013 по 08.09.2014.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных Комитетом исковых требований отказано в полном объёме.
Комитет, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объёме. В обоснование данной позиции податель жалобы, ссылаясь на то, что спорный земельный участок предоставлен ответчику без предварительного согласования места размещения объекта, считает, что применение положений подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, которым предусмотрено, что расчёт арендной платы должен рассчитываться исходя из 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, в данном случае неправомерно. Кроме того, по мнению апеллянта, действие указанных Правил в части установления предельных ставок арендной платы за земли, находящиеся в публичной собственности и предоставленные в аренду без проведения торгов, распространяются только на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал правовую позицию, изложенную в апелляционной жалобе, дал аналогичные пояснения.
ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в материалы дела письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания указанное лицо извещено надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 22.01.2015.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанного лица о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителя Комитета, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 23.12.2003 между Комитетом по управлению имуществом Администрации г. Камышина (Арендодатель) и ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" (Арендатор) заключен договор N 7033 на аренду земли (далее - Договор), а именно, земельного участка из земель поселений, общей площадью 280 404 кв. м, с кадастровым номером 34:36:00 00 00:0017, расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, улица Ленина, 1, для эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса Камышинская ТЭЦ.
Срок аренды стороны Договора установили с 28.03.2003 по 28.03.2052 (пункт 1.2. Договора).
В силу положений статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, заключенный на срок более одного года, подлежит государственной регистрации.
Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
По акту приема-передачи земельного участка от 28.03.2003 указанный выше земельный участок был передан Арендодателем, а Арендатор принял его.
В соответствии с пунктом 2.1. Договора арендная плата за землю составляет 3 475 218 руб. 89 коп. в год.
Арендная плата за землю вносится Арендатором равными долями ежемесячно, до 10-го числа текущего месяца (пункт 2.2. Договора, в редакции дополнительного соглашения от 05.02.2010).
Пунктом 2.3. Договора в редакции дополнительного соглашения от 05.02.2010 предусмотрено, что арендная плата может изменяться в одностороннем порядке Арендодателем в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка, коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, льгот по ее уплате в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области и органов местного самоуправления.
В период действия Договора размер арендной платы неоднократно изменялся Арендодателем.
Так, размер арендной платы был проиндексирован Арендодателем на коэффициент 1,129% и с 01.01.2013 составил 6 715 362,72 руб.
С 01.01.2014 размер арендной платы составил - 7 048 454,23 руб.
Об указанных изменениях размера арендной платы Арендатор был уведомлён Арендодателем.
ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" условия Договора в части внесения арендной платы исполнялись ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность по арендной плате за период с 01.07.2013 по 30.09.2014 в размере 5 833 139 руб. 85 коп.
Согласно пункту 5.2 Договора в случае неуплаты арендной платы в установленный Договором срок, Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования
За период с 10.09.2013 по 08.09.2014 истец начислил ответчику пени в размере 1 016 919 руб. 23 коп.
Поскольку Обществом задолженность по вышеуказанному Договору не погашена, пени не уплачены, Комитет обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату), проверив расчёт предъявленных ко взысканию сумм арендных платежей и пени, установил отсутствие задолженности арендатора за спорный период перед арендодателем.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование земельным участком (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ООО "Лукойл-Волгоградэнерго" условий Договора в части внесения арендной платы, истец заявил требование о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.07.2013 по 30.09.2014 в размере 5 833 139 руб. 85 коп.
Проверяя расчёт суммы задолженности, произведённый истцом, суд первой пришёл к выводу, что размер арендной платы за спорный период рассчитан истцом не верно, при этом обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
В пункте 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в соответствии с которым к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Применительно к статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Данная правовая позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11 и обязательна для применения при рассмотрении арбитражными судами споров со сходными правоотношениями.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции делая вывод о том, что до 31.08.2013 размер арендной платы должен рассчитываться исходя из 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, исходил из подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, согласно которому, если право аренды на земельный участок переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, то размер арендной платы рассчитывается в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с этим подлежит отклонению ссылка апеллянта на то, что спорный земельный участок предоставлен ответчику без предварительного согласования места размещения объекта, а потому данный пункт не подлежит применению при расчёте арендной платы.
Доводы жалобы о том, что действие указанных Правил в части установления предельных ставок арендной платы за земли, находящиеся в публичной собственности и предоставленные в аренду без проведения торгов, распространяются только на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582 для земель федеральной собственности.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о применении при исчислении размера арендной платы в спорный период коэффициентов индексации в размере 1,129 и 1,185, установленных постановлениями Губернатора Волгоградской области, несостоятельны.
Как указано выше, размер арендной платы не может быть выше ставок, установленных Постановлением N 582. Применение коэффициентов индексации в размере 1,129 и 1,185 превысит предельные ставки, установленные указанным нормативным правовым актом.
Далее, в соответствии с пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов", принятым в соответствии с указанным пунктом 5 Правил, утверждена ставка арендной платы в размере 1, 6 % от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
При этом в пункте 2 Приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 установлено, что ставка арендной платы, утвержденная пунктом 1 данного Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Судом первой инстанции установлено и не опровергнуто подателем жалобы, что ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей производство и поставку тепловой и электрической энергии на основании тарифов, утверждаемых для Общества уполномоченным органом.
Принадлежащая Обществу Камышинская ТЭЦ является тепловой электростанцией, производящей тепловую и электрическую энергию.
Предоставленный по Договору земельный участок занят энергетическим производственно-технологическим комплексом Камышинской ТЭЦ.
Для Волгоградской области предельная ставка определена в размере 6 рублей за квадратный метр - Приложение к приказу Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347.
Приказ Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 зарегистрирован в Минюсте России 12.08.2013 N 29363, опубликован в газете "Российская газета", N 183, 20.08.2013, следовательно, в соответствии с пунктом 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 вступил в силу с 31.08.2013.
В рассматриваемом случае, арендуемый земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов.
В силу того, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что поскольку земельный участок предоставлен Обществу для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, то с 31.08.2013 размер арендной платы за земельный участок, арендованный ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго", должен составлять 1,6 % от кадастровой стоимости земельного участка, но не более 6 рублей за квадратный метр.
Кроме того, суд первой инстанции, основываясь на информации, представленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области от 21.10.2014 за N НБ-5515/2014 установил, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:36:000000:17 составляет:
по состоянию на 01.01.2012 - 297 403 132 руб.,
на 01.01.2013 - 102 555 762 руб.
30.06.2010 в связи с регистрацией прав собственности на земельный участок (кадастровый номер 34:36:000005:364), образованный из единого землепользования 34:36:000000:17, на основании статьи 24 части 3 Федерального закона от 24.07.2207 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесены изменения в части площади с 280 404 кв. м на 280 207 кв. м.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно счел, что размер годовой арендной платы за спорный земельный участок составит:
на 2012 год - 5 948 062 руб. 64 коп. в год (495 671 руб. 89 коп. в месяц): 297 403 132 руб. (КСЗУ) х 2 % ;
с 01.01.2013 по 30.08.2013 - 2 051 115 руб. 24 коп. в год (170 926 руб. 27 коп. в месяц): 102 555 762 руб. (КСЗУ) х 2 %;
с 31.08.2013 по 30.09.2014 - 1 681 242 руб. в год (140 103 руб. 50 коп. в месяц): 6 руб./ кв. м. х 280 207 кв. м.
Всего за период с 01.07.2013 по 30.09.2014 должно быть начислено арендной платы 2 162 203 руб. 76 коп.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком за указанный период арендная плата оплачена в размере 2 942 703 руб. 30 коп.
Данное обстоятельство подателем жалобы не опровергнуто.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств наличия у Арендатора спорной задолженности по оплате арендной платы и правовых оснований для начисления пени.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу Комитета следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 ноября 2014 года по делу N А12-34176/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа - город Камышин - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-34176/2014
Истец: Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа-город Камышин
Ответчик: ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13398/16
15.07.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6308/16
06.05.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-34176/14
08.07.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25179/15
11.03.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-536/15
25.11.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-34176/14