город Ростов-на-Дону |
|
12 марта 2015 г. |
дело N А32-32367/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель Христиченко О.В. по доверенности N 236 от 27.12.2014, паспорт;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 по делу N А32-32367/2014, принятое судьей Гонзус И.П., по заявлению закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" к Краснодарской таможне
о признании незаконными действий по отказу в возврате денежного залога, выраженные в письме от 29.05.14 N 20.4-04/15599, направленном после рассмотрения заявления от 18.05.14 (вх. 11919 от 26.05.14) и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата суммы денежного залога в сумме 611 494,69 рублей, внесенного по платежному поручению N 1249 от 04.04.2011 года на сумму 1464563 руб., исчисленного в соответствии с таможенной распиской N 10309150/020611/ТР-4911854,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Таманьнефтегаз" (далее общество, ЗАО "Таманьнефтегаз") обратилось к Краснодарской таможне (далее таможня, таможенный орган) с требованиями о признании незаконными действий по отказу в возврате денежного залога, выраженные в письме от 29.05.14 N 20.4-04/15599, направленном после рассмотрения заявления от 18.05.14 (вх. 11919 от 26.05.14) и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата суммы денежного залога в сумме 611494,69 рублей, внесенного по платежному поручению N1249 от 04.04.2011 года на сумму 1464563 руб., исчисленного в соответствии с таможенной распиской N 10309150/020611/ТР-4911854.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 заявленные требования удовлетворены, с Краснодарской таможни в пользу заявителя взыскано 2000 рублей в счёт возмещения судебных расходов на оплату госпошлины. Судебный акт мотивирован тем, что возврат денежного залога не является препятствием для проведения в дальнейшем в отношении общества мероприятий таможенного контроля с целью выявления возможного нецелевого использования имущества и, в случае обнаружения в рамках таможенного контроля такой ситуации, применить возникающие из данного обстоятельства последствия. Доказательств, подтверждающих наличие у таможенного органа оснований полагать, что в случае нецелевого использования условно выпущенных товаров обязанность по уплате таможенной пошлины обществом не будет выполнена, материалы дела не содержат.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что общество не представило документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательства обеспеченного денежным залогом, а также документы, подтверждающие, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращена в отношении товара, помещенного под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению указанными товарами. Также таможенный орган указал на то, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов необходимо на весь период нахождения товаров под таможенным контролем для обращения взыскания на суммы денежного залога в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества дал пояснения, с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.
Краснодарская таможня представителя в судебное заседание не направила; о месте его и времени извещена надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя таможни.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела ЗАО "Таманьнефтегаз" обратилось в Краснодарскую таможню с письмом Исх. N 1/378 от 06.11.2012 г. с просьбой о предоставлении объяснений о порядке возврата денежных средств, помещенных под залог в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал.
В ответ заявителем было получено письмо Исх. N 07.1-04/23214 от 20.11.2012 г. в соответствии с положениями которого, для подтверждения завершения процедуры увеличения уставного капитала, при подаче заявления Обществом должны быть представлены зарегистрированные в установленном порядке в налоговом органе учредительные документы, в том числе и зарегистрированный отчет об итогах выпуска акций, либо внесение сведения в государственный реестр эмиссионных ценных бумаг. Для контроля за постановкой оборудования на баланс в качестве основных средств обществу необходимо представить подтверждающие документы, в частности инвентарные карточки учета объектов основных средств (ОС-6), акт приема-передачи объектов основных средств (ОС-1), расшифровку основных средств по 01 счету, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01,02,75,80, а также акт приема-передачи оборудования от иностранного инвестора Обществу.
26.05.2014 г. заявителем в таможню подано заявление от 18.05.2014 г. о возврате денежного залога в сумме 611 494,69 руб., внесенного по платежному поручению N 1249 от 04.04.2011 г. на сумму 1 464 563 руб., исчисленного в соответствии с таможенной распиской N 10309150/020611/ТР - 4911854, в связи с исполнением (прекращением) обязательства, обеспеченного денежным залогом, что подтверждается документами об увеличении уставного капитала за счет ввезенных товаров и бухгалтерскими учетными документами, подтверждающими принятие ввезенных товаров к бухгалтерскому учету в составе уставного капитала (в том числе в качестве основных производственных фондов).
К заявлению от 18.05.2014 г. были приложены следующие документы по перечню, установленному частями 2 и 3 ст. 149 и частями 4-7 ст. 122 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее Закон N 311-ФЗ):
1) платежное поручение N 1249 от 04.04.2011 г.;
2 ) таможенная расписка N 10309150/020611/ТР - 4911854;
3) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия 23 N 007963147 от 03.03.2011 г.;
4) устав закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" (редакция N 16), утвержден решением единственного акционера 15.02.2011 г.;
5) свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица серия 23 N 008249081 от 10.08.2011 г.;
6) устав закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" (редакция N 17), утвержден решением единственного акционера 15.07.2011 г.;
7) уведомление о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-11-МЛ-04/532 от 18.02.2011 г.;
8) решение о дополнительном выпуске ценных бумаг (зарегистрировано 18.02.2011 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-E-002D);
9) уведомление о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-11-МЛ- 04/2589 от 06.07.2011 г.;
10) отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (зарегистрирован 06.07.2011 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-E-002D);
11) Акт о приеме-передаче объекта основных средств N БП000000207 от 09.01.2014 г. по форме N ОС-1;
12) Акт о приеме-передаче объекта основных средств N БП000000208 от 09.01.2014 г. по форме N ОС-1;
13) Акт о приеме-передаче объекта основных средств N БП000000211 от 09.01.2014 г. по форме N ОС-1;
14) Акт о приеме-передаче объекта основных средств N БП000000212 от 09.01.2014 г. по форме N ОС-1;
15) акт N 16 от 19.05.2011 г. приема-передачи оборудования от иностранного инвестора Обществу;
16) инвентарная карточка учета основных средств по форме N ОС-6 N БП0007582 от 09.01.2014;
17) инвентарная карточка учета основных средств по форме N ОС-6 N БП0007583 от 09.01.2014;
18) инвентарная карточка учета основных средств по форме N ОС-6 N БП0007586 от 09.01.2014;
19) инвентарная карточка учета основных средств по форме N ОС-6 N БП0007587 от 09.01.2014;
20) расшифровка основных средств по 01 счету;
21) оборотно-сальдовые ведомости по счетам 01, 02, 75, 80;
22) баланс Общества за 2011 год;
23) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 23 N 008170167;
24) свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г. серия 23 N 001944655 от 09.09.2002 г.;
25) решение единственного акционера ЗАО "Таманьнефтегаз" от 02.10.2013 г.;
26) приказ N 1095-Л от 24.10.2013 г.
Таможенный орган, рассмотрев полученное заявление от 18.05.2014 г. и приложенные к ним документы, письмом исх. N 20.4.-04/13599 от 29.05.2014 г., отказал в возврате денежного залога, возвратив заявления без рассмотрения с формулировкой "в связи с непредставлением документов, подтверждающих исполнение (прекращение) обязательства, обеспеченного денежным залогом.
Не согласившись с действиями таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия или бездействия необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия или бездействия закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС) любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - члена таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Как видно из материалов дела, 28.01.2011 г. ЗАО Инвестиционная компания "Beleggingsmaatschappij Nes D.V." (место нахождения - Нидерланды, Schoolstraat 70, 2202 HG NORDWIJK, регистрационный номер 33255915), являясь единственным акционером общества, принял решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью 6 000 (шесть тысяч) рублей в количестве 66 257 (шестьдесят шесть тысяч двести пятьдесят семь) штук.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 указанного решения в течение 1 (одного) года с даты, следующей за днем регистрации решения о дополнительном выпуске ценных бумаг в оплату размещаемых акций будет внесено ввозимое из Нидерландов имущество, состоящее из оборудования для перегрузочного комплекса сжиженного углеводородного газа (СУГ), нефти и нефтепродуктов, поименованного в перечне, для целей использования в производственной деятельности в качестве основных производственных фондов.
При подаче обществом в таможенный орган декларации на ввезенный товар -Установки верхнего слива типа TLA338 в количестве 4 штуки, 01.06.2011 г. таможней принято решение о предоставлении ЗАО "Таманьнефтегаз" льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении товара, ввезенного в Российскую Федерацию в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал и задекларированного по ДТ N 10309150/010611/0000534. Товар оформлен в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" как оборудование, поступившее от иностранного учредителя общества в качестве вклада в уставный капитал. Таможенным органом 01.06.2011 г. выпуск товара разрешен условно под обеспечение уплаты таможенных платежей. Обществом внесен денежный залог в размере 611 494,69 руб. (Шестьсот одиннадцать тысяч четыреста девяносто четыре рубля 69 копеек), оформлена таможенная расписка N 10309150/020611/ТР - 4911854. Право собственности на Установки верхнего слива типа XLA338 передано единственным акционером обществу по акту N 16 приема-передачи права собственности на имущество от 19.05.2011 г.
Решения приняты в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 5 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о Едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - постановление Правительства N 883).
Изменения в устав общества прошли государственную регистрацию в сроки и в порядке установленными законодательством Российской Федерации. Устав общества в редакции N 16 от 15.02.2011 г. прошел государственную регистрацию 03.03.2011 г., что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 N 007963147, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края. Устав общества в редакции N 17 от 15.07.2011 г. прошел государственную регистрацию 10.08.2011 г., что подтверждается свидетельством о внесении соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 23 N 008249081, выданным ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края.
Факт регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг общества и отчета об итогах выпуска ценных бумаг в уполномоченном органе ФСФР России - Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (РО ФСФР РОССИИ В ПР) подтверждается уведомлением о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-10-МЛ-04/532 от 18.02.2011 г.; решением о дополнительном выпуске ценных бумаг (зарегистрировано 18.02.2011 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-E-002D); уведомлением о государственной регистрации дополнительного отчета об итогах выпуска ценных бумаг закрытого акционерного общества "Таманьнефтегаз" N 18-11-МЛ-04/2589 от 06.07.2011 г.; отчетом об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (зарегистрирован 06.07.2011 г., государственный регистрационный номер 1-02-32373-E-002D).
Установки верхнего слива типа ТLА338 в количестве 4 штуки приняты на бухгалтерский учет, что подтверждается годовым бухгалтерским балансом общества, Актами о приеме-передаче объектов основных средств по форме N ОС-1 за номерами N БП000000207 от 09.01.2014 г.; N БП000000208 от 09.01.2014 г.; N БП000000211 от 09.01.2014 г.; N БП000000212 от 09.01.2014 г., и инвентарными карточками учета объектов основных средств по форме N ОС-6 за номерами N БП0007582 от 09.01.2014 г.; N БП0007583 от 09.01.2014 г.; N БП0007586 от 09.01.2014 г.; N БП0007587 от 09.01.2014 г.
Считая, что основания для удержания денежного залога отсутствуют, требования постановления Правительства N 883 выполнены, общество, руководствуясь статьей 149 Закона N 311-ФЗ) и представив подтверждающие документы, обратилось в таможенный орган с заявлением от 18.05.2014 г. о возврате денежного залога в сумме 611 494,69 руб.
Указанное заявление таможня возвратила обществу без рассмотрения письмом исх. N 20.4.-04/13599 от 29.05.2014 г., в котором не были конкретизированы допущенные нарушения, не отражена информация какие конкретные сведения и документы отсутствуют, что не позволило обществу определить причины возвращения заявления без рассмотрения и само по себе является нарушением требований, предусмотренных частями 2 и 4 ст. 149 Закона N 311-ФЗ.
Таким образом, таможенный орган необоснованно не рассмотрел заявление общества о возврате денежного залога по существу и не проверил представленные документы. При этом представленная обществом вместе с заявлением на возврат денежного залога совокупность документов позволяла таможенному органу рассмотреть указанное заявление по существу и принять соответствующее решение, основания для возврата заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 149 указанного закона у таможенного органа отсутствовали.
Кроме того, своими действиями таможенный орган нарушил требования, установленные Письмом ФТС России от 29.04.2011 N 01-11/19942 "О возврате таможенных платежей", в котором обращено внимание таможни на недопущение случаев формального отказа в рассмотрении заявления о возврате. Мотивированное объяснение причин невозможности рассмотрения заявления должно содержать информацию о сведениях, не указанных в заявлении, и конкретных документах, не представленных в таможенный орган, но которые необходимы для принятия решения о возврате таможенных пошлин, налогов.
Нормативным правовым актом Российской Федерации, определяющим порядок и условия предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, является Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление Правительства N 883).
Согласно требованию пункта 1 названного Постановления товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они:
- не являются подакцизными;
- относятся к основным производственным фондам;
- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 883 предусмотрено, что в случае реализации товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал и освобожденных от уплаты ввозной таможенной пошлины, причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Иных условий названное Постановление не содержит.
Таможенным органом в апелляционной жалобе не оспаривается, что Установки верхнего слива типа ТLA338 не являются подакцизным товаром, ввезены на территорию Российской Федерации в установленный срок в целях формирования уставного капитала общества.
При таможенном оформлении товаров декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов на основании Постановления Правительства N 883 и Налогового кодекса Российской Федерации, должен подтвердить заявленный статус товара - вклад в уставный (складочный) капитал организации, что является одним из условий предоставления указанных льгот.
Для определения статуса таких товаров в таможенных целях при принятии решения о предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов применяются соответствующие федеральные законы, регулирующие порядок внесения вкладов (в том числе вещами) в уставные (складочные) капиталы организаций, к которым относится Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об акционерных обществах".
Принятие акционером общества решения об увеличении имеющегося размера уставного капитала за счет дополнительного вклада (в том числе в имущественном виде) отражается в учредительных документах. Такое решение подлежит выполнению в сроки, установленные в учредительных документах общества. По истечении срока, установленного для внесения дополнительных вкладов участником в уставный капитал общества, итоги внесения дополнительного вклада фиксируются в соответствии с Федеральным законом в учредительных документах общества с последующей государственной регистрацией в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
С момента государственной регистрации таких изменений в учредительных документах общества указанные документы имеют юридическую силу для третьих лиц, в том числе для таможенного органа.
После завершения процедуры государственной регистрации итогов внесения дополнительного вклада в уставный капитал общества вещи, внесенные в качестве дополнительного вклада, приобретают статус имущества общества.
Согласно части 2 статьи 137 Закона N 311-ФЗ исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случаях, установленных пунктом 1 статьи 85 ТК ТС, в случае условного выпуска товаров в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами. Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот (пункт 2), имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем (пункт 3), считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 4).
Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, - в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи (часть 5).
Пунктом 1 статьи 90 ТК ТС установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 145 Закона N 311-ФЗ установлено, что при исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 149 Закона N 311-ФЗ возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующим за днем исполнения или прекращения обязательства.
В соответствии с преамбулой Постановления Правительства N 883, оно принято в целях стимулирования привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций.
Под исполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом, понимается исполнение иностранным учредителем обязанности по фактическому внесению товара в уставный капитал общества, то есть достижения цели, имеющей правовое значение.
В данном случае, определяющее значение имеет факт целевого назначения товара, ввезенного как вклад в уставный капитал, в целях использования в производственной деятельности. Это обстоятельство не может быть рассмотрено как длящееся, а его исполнение - как допускающее постоянный контроль со стороны таможенного органа без возврата денежного залога. Иное входило бы в явное противоречие с целями инвестиционной политики Российской Федерации.
При отсутствии обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ввиду наличия оснований для применения льгот отсутствует и предмет обеспечения.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 80 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами.
Возникновение, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот, которые сопряжены с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, определены в статье 211 ТК ТС.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подпунктом 2 пункта 3 настоящей статьи.
При этом таможенное законодательство не предусматривает обеспечение обязанности по уплате таможенных платежей, которая при определенных обстоятельствах может возникнуть в будущем.
Возврат денежного залога не является препятствием для проведения в дальнейшем в отношении общества мероприятий таможенного контроля с целью выявления возможного нецелевого использования имущества и, в случае обнаружения в рамках таможенного контроля такой ситуации, применить возникающие из данного обстоятельства последствия.
В целях возврата обеспечения обязательств должны быть исполнены условия предоставления льготы по уплате таможенной пошлины, то есть должна быть закончена процедура формирования уставного капитала за счет дополнительных вкладов иностранного инвестора (при этом изменения должны быть зарегистрированы в установленном порядке), оборудование должно быть поставлено на баланс организации в качестве основных фондов.
Таким образом, под исполнением обеспеченных обязательств согласно п. 6 ст. 85 ТК ТС понимается исполнение импортером (его учредителями) обязанности по фактическому внесению товара в уставный капитал общества.
Определяющее значение имеет факт целевого назначения товара, ввезенного как вклад в уставный капитал, а не сам процесс его использования от начала и до конца. Это обстоятельство не может рассматриваться как длящееся, а его исполнение - как допускающее постоянный контроль со стороны таможенного органа за целевым использованием товара без возврата денежного залога.
Следовательно, пятилетний срок, на который ссылается таможенный орган в жалобе, является сроком, в течение которого обязанность по уплате таможенных платежей может лишь возникнуть, если организация нарушит условия предоставления льгот.
Указанная в апелляционной жалобе позиция таможенного органа о принципиальной невозможности возврата денежного залога до истечения 5 лет является ошибочной. Такое толкование закона нарушает в данном случае сам смысл льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, установленной Постановлением N 883, Порядком Комиссии Таможенного союза N 728: предприятие освобождено от уплаты таможенных платежей, но фактически производит уплату таможенных платежей в виде обеспечения и 5 лет лишено возможности пользоваться в своей экономической деятельности значительной для него денежной суммой.
С учетом изложенного апелляционная коллегия пришла к выводу о том, что требования ЗАО "Таманьнефтегаз" правомерно, и обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 по делу N А32-32367/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32367/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 июня 2015 г. N Ф08-4057/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Таманьнефтегаз"
Ответчик: Краснодарская таможня
Третье лицо: Краснодарская таможня