г. Челябинск |
|
13 марта 2015 г. |
Дело N А76-21217/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мальцевой Т.В.,
судей Фотиной О.Б., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военного комиссариата Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2015 по делу N А76-21217/2014 (судья Тиунова Т.В.).
В заседании приняли участие представители:
истца: Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение Маяк" - Шмельзер Анна Олеговна (паспорт, доверенность N 544-юр от 01.01.2015).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение Маяк" (далее - ГУП "ПО Маяк", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Челябинской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Челябинской области", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, начисленных на заработную плату, в сумме 40 589 руб. 52 коп. (т.1, л.д.5-6).
Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по оплате государственной пошлины за подачу иска в суд в размере 2 000 руб. (т.1, л.д.5-6).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 14.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального Казначейства по Челябинской области, Министерство обороны Российской Федерации (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме (т.2, л.д.76-84).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований (т.4, л.д.93-95).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что Военный комиссариат не является страхователем по отношению к работникам, привлеченным для участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, связанных с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", соответственно, обязанность по оплате страховых взносов, подлежащих начислению на заработную плату, на Военный комиссариат не может быть возложена.
Министерством обороны Российской Федерации представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором полностью поддержаны доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
В ходе судебного заседания представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с января 2012 года по ноябрь 2013 года работники истца Шляпников А.А., Уфимцев Е.П., Фирсов Н.В., Картошкин Е.В., Вдовенко Д.В., Красноруцкий Е.И., Стеклов Б.С., Одинцов Е.С., Пискунов С.А., Лобанов Г.С., Ильин Е.В., Юлдыбаев В.Р., Деин Е.Е., Пастушенко Е.В., Исламетдинов А.А., Мартыненко А.О., Сумин С.М., Евсиков Е.Е., Бугреев Е.А., Полшков Д.В. проходили медицинское освидетельствование и призывались на военную службу для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, что подтверждается справками, выданными указанным выше работникам начальником отдела военного комиссариата Челябинской области (т.1, л.д.12-29, 34-50, 54-57, 61-74, 78-84, 88-90, 94-96); повестками на прохождение военной службы (т.1, л.д.12-29, 34-50, 54-57, 61-74, 78-84, 88-90, 94-96).
За период прохождения медицинского обследования и участия в мероприятиях, связанных с прохождением военной службы, вышеуказанным работникам был выплачен средний заработок в обшей сумме 133 080 руб. 42 коп., на который начислены страховые взносы на сумму 40 589 руб. 52 коп. в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", с учетом писем Минздравсоцразвития РФ от 15.03.2011 N 784-19, Министерства финансов РФ от 11.11.2011 N 03-03-06/2/170, что подтверждается письмом N 193-3.1.1/811 от 14.03.2014, направленным истцом в адрес ответчика (т.1, л.д.6); счетами, выставленными на оплату, N 2 от 05.07.2012 на сумму 40 871 руб. 46 коп., N 5 от 05.07.2012 на сумму 12 829 руб. 09 коп., N 3 от 08.06.2012 на сумму 62 882 руб. 23 коп., N 6 от 10.07.2012 на сумму 4 596 руб. 80 коп., N 7 от 14.11.2012 на сумму 30 793 руб. 39 коп., N 9 от 07.12.2012 на сумму 11 230 руб. 52 коп., N 4 от 08.06.2012 на сумму 7 267 руб. 88 коп., N 8 от 14.11.2012 на сумму 3 198 руб. 57 коп. (т.1, л.д.8, 10, 31, 52, 59, 76, 86, 92); письмами истца в адрес начальника отдела военного комиссариата Челябинской области по г.Озерску N 193-3.1.1/1512 от 09.09.2013, N 193-3.1.1/1513 от 09.07.2013 (т.1, л.д.97-98, 9-100); платежными поручениями N 859 от 04.10.2012 на сумму 31 319 руб. 13 коп., N 857 от 04.10.2012 на сумму 9 830 руб. 72 коп., N 523 от 17.10.2012 на сумму 27 893 руб. 81 коп., N 512 от 02.11.2012 на сумму 20 291 руб. 81 коп., N 865 от 04.10.2012 на сумму 3 522 руб. 45 коп., N 143 от 30.11.2012 на сумму 23 596 руб. 47 коп., N 524 от 24.04.2013 на сумму 8 605 руб. 76 коп., N 330 от 23.10.2012 на сумму 5 569 руб. 26 коп., N 570 от 29.11.2012 на сумму 2 451 руб. 01 коп. (т.1, л.д.9, 11, 32, 33, 53, 60, 77, 87, 93).
На сумму выплаченной работникам денежной компенсации в виде среднего заработка на общую сумму 133 080 руб. 42 коп. начислены и уплачены работодателей страховые взносы, в том числе: в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии, на накопительную часть трудовой пенсии; в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Сведения о размере фактических расходов, понесенных истцом с приложением соответствующих документов, направлены в отдел Военного комиссариата Челябинской области, что подтверждается письмами истца в адрес начальника отдела Военного комиссариата Челябинской области по г.Озерску N 193-3.1.1/1512 от 09.09.2013, N 193-3.1.1/1513 от 09.07.2013 (т.1, л.д.97-98, 9-100).
Отделом Военного комиссариата Челябинской области были компенсированы в полном объеме только расходы истца по выплате среднего заработка, что подтверждается платежными поручениями N 859 от 04.10.2012 на сумму 31 319 руб. 13 коп., N 857 от 04.10.2012 на сумму 9 830 руб. 72 коп., N 523 от 17.10.2012 на сумму 27 893 руб. 81 коп., N 512 от 02.11.2012 на сумму 20 291 руб. 81 коп., N 865 от 04.10.2012 на сумму 3 522 руб. 45 коп., N 143 от 30.11.2012 на сумму 23 596 руб. 47 коп., N 524 от 24.04.2013 на сумму 8 605 руб. 76 коп., N 330 от 23.10.2012 на сумму 5 569 руб. 26 коп., N 570 от 29.11.2012 на сумму 2 451 руб. 01 коп. (т.1, л.д.9, 11, 32, 33, 53, 60, 77, 87, 93), а расходы работодателя на оплату страховых взносов не произведена.
Как установлено судом первой инстанции, указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Ссылаясь на то, что Военным комиссариатом Челябинской области компенсация расходов на оплату страховых взносов не производилась, истец обратился в арбитражный суд с требованиями о взыскании задолженности по оплате страховых взносов, начисленных на средний заработок работников за период привлечения их к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности, в общей сумме 40 589 руб. 52 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положений о проведении военных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что осуществление расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (в том числе страховых взносов), понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", осуществляется за счет средств федерального бюджета, и поскольку истцом произведены расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), то и расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации ответчиком за счет федерального бюджета.
Данные выводы являются законными и обоснованными.
В силу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно частям 1, 6 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в частности, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе, исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 56 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, определяемых Положением о прохождении военных сборов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности".
Согласно подпункту "в" пункту 24 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает, в числе прочего, финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 25 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Согласно пункту 26 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах 4 и 5 подпункта "б" пункта 25 настоящего постановления, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
В силу подпункта 2 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящего постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 пункта 2 названного постановления путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему Военному комиссариату.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предусмотрено ограничение для указанных выше выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов.
Кроме того, Бюджетный кодекс Российской Федерации не устанавливает ограничений по срокам принятия денежных обязательств, подлежащих оплате в счет лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Отделом Военного комиссариата Челябинской области в период с января 2012 года по ноябрь 2013 года для проведения мероприятий, связанных с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", привлекались работники истца.
За период прохождения медицинского обследования работникам истца был выплачен средний заработок в обшей сумме 133 080 руб. 42 коп., на который начислены страховые взносы на сумму 40 589 руб. 52 коп. на основании Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Компенсация расходов истца в сумме 40 589 руб. 52 коп. на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Военным комиссариатом не производилась.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции установил факт несения истцом расходов по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и, руководствуясь положениями пункта 7 статьи 1, пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, части 1 статей 7, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, и пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность компенсировать работодателю указанные расходы возложена на Военный комиссариат.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования истца о взыскании с Военного комиссариата 40 589 руб. 52 коп. в возмещение понесенных истцом расходов на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Доводы подателя жалобы относительно того, что Военный комиссариат не является страхователем по отношению к привлеченным работникам и обязанность по оплате страховых взносов на Военный комиссариат не может быть возложена, судом апелляционной инстанции не принимаются как основанные на неверном толковании статьи 7, части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, положений Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.01.2015 по делу N А76-21217/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В.Мальцева |
Судьи |
О.Б.Фотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-21217/2014
Истец: ФГУП "ПО Маяк"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Министерство финансов России, Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Челябинской области