Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2015 г. N Ф09-3701/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
17 марта 2015 г. |
Дело N А76-14717/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Фотиной О.Б., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конновой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2014 по делу N А76-14717/2014 (судья Бастен Д.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
товарищества собственников жилья "Воровского 1" - Мирный Н.В. (доверенность от 28.10.2014 б/н), Минченко Д.Н. (председатель, протокол собрания правления от 30.04.2013 N 3);
Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - Попова Н.В. (доверенность от 12.01.2015 N 1/4, удостоверение от 09.02.2015 N3323);
Министерства культуры Челябинской области - Сазонов Н.В. (доверенность от 11.02.2015 N 01-01-13/602, удостоверение от 04.02.2015 N02050), Точилкина А.С. (приказ от 09.04.2014 N 88-лс);
областного государственного бюджетного учреждения культуры "Челябинский государственный драматический "Молодежный театр" - Портье Д.А. (доверенность от 06.02.2015 б/н).
Товарищество собственников жилья "Воровского 1" (далее - ТСЖ "Воровского 1", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Челябинской области (переименовано в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области, постановление Губернатора Челябинской области от 27.10.2014 N 157) (далее - Минпром, заинтересованное лицо), в котором потребовало:
- признать незаконным бездействие Минпрома, выразившееся в непринятии распоряжения о разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 и не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с целью регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, в том числе на земельный участок площадью 723 кв.м. с кадастровым номером 74:36:0407002:259, расположенный по адресу: город Челябинск, улица Кирова, 116;
- возложить на Минпром обязанность вынести распоряжение о разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 и обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с целью регистрации права собственности на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:259;
- возложить на Минпром обязанность обратиться в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска с целью изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259, предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 1 по улице Воровского (т. 1, л.д. 7-12).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 28.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство культуры Челябинской области (далее - Министерство культуры); Правительство Челябинской области (далее также - Правительство); областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный драматический "Молодежный театр" (далее - Молодежный театр) (т. 1, л.д. 85-86).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2014 требования товарищества удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие Минпрома, выразившееся в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259, категория земель "земли населенных пунктов", разрешённое использование "для эксплуатации многоквартирного жилого дома", путём раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10. Суд возложил на Минпром обязанность в месячный срок со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Воровского 1". На заинтересованное лицо возложена обязанность принять решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 путём раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10, а также совершить действия, направленные на изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 с "для эксплуатации существующей территории театра" на "для эксплуатации многоквартирного жилого дома". В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал (т. 2, л.д. 105-115).
В апелляционной жалобе Минпром ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении требований ТСЖ "Воровского 1" отказать.
Податель жалобы приводит следующие доводы.
В настоящее время на основании Постановления Законодательного собрания Челябинской области от 18.12.2014 N 2423 многоквартирный жилой дом включён в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия областного значения "Дом жилой для артистов с колонным портиком".
Суд первой инстанции не учёл, что земельный участок, в границах которого располагается объект культурного наследия, является неотъемлемой частью памятника под названием "Народный дом" архитектора Карвовского Р.И., так как связан с ним не только функционально (переходом), но и исторически.
Раздел земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 в данном случае противоречит требованиям пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Вывод суда первой инстанции о том, что наличие в многоквартирном доме нежилого помещения N 4 не имеет правового значения, является ошибочным. Фактически данное нежилое помещение присоединено к зданию театра путём строительства перехода между двумя зданиями.
Помимо прочего суд не учёл, что действующий порядок приобретения права собственности на земельные участки требует совместного обращения в исполнительный орган государственной власти всех граждан, юридических лиц, которым на праве собственности принадлежат помещения в многоквартирном доме. Однако Молодежный театр как правообладатель помещения N 4 с заявлением о формировании земельного участка не обращался (т. 2, л.д. 118-122).
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Правительство Челябинской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
С учётом мнения представителей иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Правительства Челябинской области.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 12.01.1994 Комитетом по охране исторического и культурного наследия администрации Челябинской области в список N 13 вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в качестве памятника архитектуры внесён жилой дом 1940 г., расположенный по ул. Воровского, 1. Условное наименование объекта "театр для детей и молодежи, жилой дом" (т. 1, л.д. 104-105).
09 декабря 1994 года в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0407002:10. Общая площадь участка 8 692 кв.м. Категория земель "земли населенных пунктов". Вид разрешённого использования "для эксплуатации существующей территории театра". Местоположение участка: г. Челябинск, ул.Кирова, 116 (т. 2, л.д. 1-19).
04 сентября 2006 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена регистрационная запись о праве собственности субъекта Российской Федерации - Челябинской области на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:10 (т. 1, л.д. 141-142).
25 июня 2010 года в ЕГРП внесена регистрационная запись о праве постоянного (бессрочного) пользования Молодежного театра в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 (т.1, л.д. 141-142).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2013 по делу N А76-10219/2012 удовлетворены требования ТСЖ "Воровского 1" к Минпрому. Суд признал незаконным бездействие Минпрома по формированию земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома по адресу: г. Челябинск, ул.Воровского, д. 1. Суд возложил на Минпром обязанность рассмотреть по существу заявление товарищества от 27.03.2012, поступившее в Минпром 28.03.2012 (вх. N 2/6236), и принять по данному заявлению соответствующее решение (т. 1, л.д. 45-53).
При рассмотрении дела N А76-10219/2012 установлены следующие фактические обстоятельства. Многоквартирный жилой дом, полномочия на управление которым предоставлены ТСЖ "Воровского 1", расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10. В письме от 09.02.2012 N 27 товарищество просило Минпром утвердить схему границ земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома. В письме от 11.03.2012 N 2/2849 Минпром указал, что формирование земельного участка, необходимого для эксплуатации жилого дома, возможно путём проведения процедуры раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10. Представленная схема возвращена заявителю без утверждения. Товарищество обратилось в Минпром с письмом от 28.03.2012 N 2/6236 о формировании земельного участка общей площадью 1195 кв.м. для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного в границах участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10, путём раздела названного земельного участка согласно прилагаемой схеме. В письме от 23.04.2012 N 2/5187 Минпром указал, что "поскольку на представленной схеме не обозначены иные объекты недвижимого имущества, относящиеся к общему имуществу жилого дома и расположенные на земельном участке, предоставленном театру, испрашиваемый участок не может быть сформирован в предлагаемых границах". В целях определения границ испрашиваемого земельного участка Минпромом направлены запросы в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, в Молодежный театр и в Министерство культуры.
В письме от 02.12.2013 N 1/18830 Минпром сообщил председателю ТСЖ "Воровского 1" следующее. Формирование земельного участка в соответствии с проектом границ, выполненным ООО "Предприятие "ИНПРОЕКТ", противоречит требованиям законодательства об объектах культурного наследия, а также земельного и градостроительного законодательства. В целях образования земельного участка товарищество вправе повторно обратиться в Минпром, предоставив мотивированное обоснование площади земельного участка, учитывающее требования и нормативы законодательства о градостроительной деятельности (т. 1, л.д. 56-57).
В декабре 2013 года ТСЖ "Воровского 1" обратилось в Минпром с заявлением, в котором повторно просило утвердить прилагаемую схему раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 с целью формирования участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 1 (т. 1, л.д. 54-55).
В письме от 31.12.2013 N 1/20728 Минпром сообщил заявителю о том, что не возражает против проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10, и указал, что кадастровые работы необходимо провести в соответствии с прилагаемой схемой. В этой схеме приведены геодезические данные земельного участка площадью 723 кв.м. (т. 1, л.д. 58-59).
24 февраля 2014 года в ГКН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 74:36:0407002:259 (кадастровый номер преобразованного земельного участка 74:36:0407002:10, процедура выдела). Общая площадь участка 723 _ 9 кв.м. Категория земель "земли населенных пунктов". Вид разрешённого использования "для эксплуатации существующей территории театра". Местоположение участка: г. Челябинск, ул. Кирова, 116 (т. 1, л.д. 66-68, 146-151).
В марте 2014 года ТСЖ "Воровского 1" обратилось в Минпром с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 (т. 1, л.д. 60).
В письме от 03.04.2014 N 2/5089 Минпром сообщил заявителю о том, что в настоящее время Министерством культуры (Челябинской области) проводятся мероприятия по приданию объекту культурного наследия федерального значения "Народный дом" и объектам, попадающим в границу зоны охраны объекта культурного наследия, статуса архитектурного ансамбля. Также заинтересованное лицо указало, что им направлен запрос в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска о предоставлении выписки из правил землепользования и застройки, и что обращение об изменении вида разрешённого использования будет рассмотрено после получения необходимой информации и вынесения распоряжения о разделе участка (т. 1, л.д. 61-62).
07 апреля 2014 года Министерством культуры (Челябинской области) в список выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность, в качестве памятника архитектуры и градостроительства внесён жилой дом 1940 г., расположенный по ул. Воровского, 1 (т. 1, л.д. 107-114).
16 апреля 2014 года ТСЖ "Воровского 1" обратилось в Минпром с заявлением, в котором просило вынести распоряжение о разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10. Товарищество также просило орган власти обратиться в Управление Росреестра по Челябинской области с целью регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:259 (т. 1, л.д. 63-64).
В письме от 16.05.2014 N 2/4789 Минпром сообщил, что поступившее обращение (о разделе участка) будет рассмотрено после предоставления Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска выписки из "Правового зонирования территории города Челябинска" (т. 1, л.д. 65).
В письме от 08.07.2014 N 40-7298/кад Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска сообщило председателю ТСЖ "Воровского 1" следующее. В соответствии с правилами землепользования и застройки, утверждёнными Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:259 находится в общественно-деловой территориальной зоне "Б.3" (смешанная зона). Одним из основных видов разрешённого использования земель, расположенных в данной зоне, является размещение многоквартирных жилых домов (т. 2, л.д. 47-49). Аналогичная информация предоставлена в Минпром в апреле 2014 года (т. 2, л.д. 50).
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Челябинской области от 07.08.2014 права, правопритязания либо аресты в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 в ЕГРП не зарегистрированы (т. 1, л.д. 143).
Полагая, что Минпромом допущено незаконное бездействие, неправомерно не совершены действия, направленные на раздел исходного земельного участка и изменение вида разрешённого использования вновь сформированного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, ТСЖ "Воровского 1" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из следующего. Заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие и не предприняты необходимые меры для формирования земельного участка в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома. При формировании земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 неверно указан вид разрешённого использования. Многоквартирный жилой дом в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения не включён, элементом архитектурного ансамбля не является. Нежилое помещение N 4 расположено в границах многоквартирного жилого дома, который является самостоятельным объектом недвижимого имущества. Оснований для понуждения Минпрома к обращению в Управление Росреестра по Челябинской области не имеется, поскольку переход права собственности осуществляется с завершением процесса формирования земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учёт.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197-200 АПК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Регулирование земельных отношений в Российской Федерации основано на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)).
Обращаясь с заявлением в арбитражный суд, товарищество действует от лица и в интересах собственников помещений многоквартирного жилого дома, являющегося объектом недвижимого имущества.
В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ)).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3). Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса, в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ)).
В государственный кадастр недвижимости вносятся, среди прочего, следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости в объёме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок (пункт 3 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
В реестр объектов недвижимости вносятся следующие сведения о местоположении границы земельного участка: список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат) (подпункт 1 пункта 64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утверждённого Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
Земельные участки относятся к индивидуально-определённым вещам, как объекты гражданского права возникают с момента их формирования в соответствии с требованиями федерального закона, то есть после проведения процедуры межевания, определения границ, координат, обозначений характерных точек и постановки вновь сформированного земельного участка на государственный кадастровый учёт.
Из материалов настоящего дела следует, что земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 1 по улице Воровского в городе Челябинске, с согласия Минпрома (письмо от 31.12.2013 N 1/20728) сформирован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10, поставлен на государственный кадастровый учёт не позднее 24.02.2014.
Данному земельному участку присвоен кадастровый номер 74:36:0407002:259. Общая площадь участка составила 723 кв.м.
Факт формирования земельного участка в силу части 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ свидетельствует о возникновении права общей долевой собственности на этот объект недвижимого имущества.
В рассматриваемой ситуации формирование земельного участка, внесение сведений в ГКН не может служить препятствием для рассмотрений требований заявителя по существу.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 Земельного кодекса).
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает своё существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 статьи 11.4 Земельного кодекса).
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего кодекса (пункт 1). Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса).
На основании подпункта 4 пункта 4 Постановления Губернатора Челябинской области от 27.10.2014 N 157 "О структуре органов исполнительной власти Челябинской области" Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области (Минпром) переименовано в Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области.
Согласно пункту 1, подпунктам 73, 75 пункта 11 Положения о Министерстве имущества и природных ресурсов Челябинской области, утверждённого Постановлением Губернатора Челябинской области от 10.12.2014 N 233, данное Министерство является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим в пределах установленной компетенции функции по выработке и проведению государственной политики в сфере управления имуществом, находящимся в государственной собственности Челябинской области, природных ресурсов на территории Челябинской области; координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области, деятельность в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Челябинской области. Основными функциями Министерства, среди прочего, являются: управление и распоряжение земельными участками в пределах полномочий, предоставленных Челябинской области в соответствии с действующим законодательством; в случаях, предусмотренных действующим законодательством, принятие решений об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в собственности Челябинской области, а также осуществление действий от имени Челябинской области, связанных с согласованием местоположения границ земельных участков.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:10, в границах которого расположен многоквартирный жилой дом, находится в собственности субъекта Российской Федерации (Челябинской области - т. 1, л.д. 141-142), требования о разделе земельного участка и изменении вида разрешённого использования правомерно предъявлены товариществом к соответствующему региональному Министерству.
Из материалов дела следует, что решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 не принято, Минпром препятствует возникновению права общей долевой собственности на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Заинтересованное лицо ссылается на то обстоятельство, что многоквартирный жилой дом (ул. Воровского, 1) и расположенное рядом здание молодёжного театра (ул. Кирова, 116) являются объектами культурного наследия, представляют единый архитектурный ансамбль, и полагает, что раздел земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 в данном случае невозможен. Так, в письмах от 03.04.2014 N 2/5089, от 16.05.2014 N2/4789 Минпром сообщил заявителю о том, что в настоящее время Министерством культуры (Челябинской области) проводятся мероприятия по приданию объекту культурного наследия федерального значения "Народный дом" и объектам, попадающим в границу зоны охраны объекта культурного наследия, статуса архитектурного ансамбля.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ)).
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды: памятники; ансамбли; достопримечательные места (статья 3 Закона N 73-ФЗ).
В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия (пункт 1 статьи 15 Закона N 73-ФЗ).
Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 18 Закона N 73-ФЗ).
Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, за исключением фотографических изображений объектов археологического наследия, ансамблей и достопримечательных мест, подлежат обязательному опубликованию (пункт 2 статьи 20 Закона N 73-ФЗ).
Памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется (пункт 2 статьи 54 Закона N 73-ФЗ - утратил силу с 22.01.2015 с введением в действие Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ).
Из материалов настоящего дела следует, что жилой дом 1940 г., расположенный по ул. Воровского, д. 1, в качестве памятника архитектуры 12.01.1994 внесён в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (т. 1, л.д. 104-105), кроме того, в качестве памятника архитектуры и градостроительства 07.04.2014 внесён в список выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность (т. 1, л.д. 107-114).
С заявлением о формировании земельного участка, как следует из решения Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2013 по делу N А76-10219/2012, товарищество обратилось в Минпром 28.03.2012.
Доказательств присвоения многоквартирному жилому дому (расположен по улице Воровского, 1) и зданию молодёжного театра (расположено по улице Кирова, 116) статуса "ансамбля", то есть комплекса объектов культурного наследия, в своей совокупности имеющих определённую историческую, художественную или иную культурную ценность, до момента обращения товарищества с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, в материалы настоящего дела не представлено. Более того, статус "ансамбля" не был присвоен двум объектам недвижимого имущества и по состоянию на момент рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (статья 5 Закона N 73-ФЗ).
Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением (пункт 2). Земельные участки, отнесённые к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством (пункт 3 статьи 99 Земельного кодекса).
По смыслу статей 27, 99 Земельного кодекса в качестве земель, гражданский оборот которых ограничен, выделены земли занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (изъяты из оборота). Земельные участки, в границах которых расположены иные, не поименованные в подпункте 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса объекты культурного наследия, ограниченными в обороте не являются, вне зависимости от того, к какой категории историко-культурного назначения относится объект культурного наследия (федерального, регионального либо местного значения).
Доказательств наличия у многоквартирного жилого дома (расположен по улице Воровского, 1) и здания молодёжного театра (расположено по улице Кирова, 116) статуса особо ценных объектов культурного наследия не представлено.
Принимая во внимание изложенное выше, а также то обстоятельство, что формирование самостоятельного земельного участка под зданием, подпадающим под понятие объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), не освобождает собственников многоквартирного жилого дома от обязанности соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия, коллегия судей полагает верным вывод суда первой инстанции о неприменимости ранее действовавшего правила пункта 2 статьи 54 Закона N 73-ФЗ.
Правомерным также является вывод суда первой инстанции о том, что наличие перехода между двумя зданиями не является препятствием для раздела земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 и формирования участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 1 по улице Воровского, поскольку последний представляет собой самостоятельный объект недвижимого имущества.
В нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статей 11.3, 29 Земельного кодекса уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10.
При оценке правомерности и направленности требований заявителя на восстановление нарушенного материального права арбитражный суд апелляционной инстанции также исходит из следующего.
03 марта 2015 года Управлением Росреестра по Челябинской области в адрес представителя товарищества направлено уведомление (письмо) N 74/001/102/2015-277 о приостановлении государственной регистрации по заявлению о регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:259. Государственный регистратор предложил заявителю представить доказательства расположения в границах участка многоквартирного жилого дома и изменения вида разрешённого использования земельного участка на вид "для эксплуатации многоквартирного жилого дома".
13 марта 2015 года филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Челябинской области вынесено решение N Ф7400/15-20027 об отказе в учёте изменений объекта недвижимости. Кадастровая палата отказала товариществу в изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:259 снят с государственного кадастрового учёта.
При таких обстоятельствах возложение на заинтересованное лицо обязанности принять решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:10 и образовании земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, соответствует целям и задачам арбитражного судопроизводства, направлено на восстановление нарушенного права.
Как указано выше, согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска от 08.07.2014 N 40-7298/кад земельный участок с кадастровым номером 74:36:0407002:259 находится в общественно-деловой территориальной зоне "Б.3" (смешанная зона). Одним из основных видов разрешённого использования земель, расположенных в данной зоне, является размещение многоквартирных жилых домов (т. 2, л.д. 47-49).
В силу этого суд первой инстанции правомерно возложил на заинтересованное лицо обязанность совершить действия, направленные на изменение вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0407002:259 с вида "для эксплуатации существующей территории театра" на вид "для эксплуатации многоквартирного жилого дома".
С учётом изложенного выше решение суда по настоящему делу отмене (изменению) не подлежит. В свою очередь, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Процессуальных нарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2014 по делу N А76-14717/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
О.Б. Фотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-14717/2014
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2015 г. N Ф09-3701/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ТСЖ "ВОРОВСКОГО 1"
Ответчик: Министерство промышленности и природных ресурсов Чел. обл. Челябинск, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области
Третье лицо: Министерство культуры по Челябинской области, Министерство культуры Челябинской области, ОГБУК "Челябинский государственный драматический "Молодежный театр", Правительство Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3701/15
25.11.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13290/15
30.06.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3701/15
17.03.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-345/15
04.12.2014 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-14717/14