город Ростов-на-Дону |
|
19 марта 2015 г. |
дело N А53-20700/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Едуш С.А. по доверенности от 10.07.2014 г.,
от заинтересованного лица: главный специалист-эксперт Матвеева И.А. по доверенности от 30.12.2014 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная и коммерческая фирма "ДОНФАРМАЦИЯ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2014 по делу N А53-20700/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная и коммерческая фирма "ДОНФАРМАЦИЯ"
к заинтересованному лицу Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная и коммерческая фирма "Донфармация" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу N 07-10/247 от 07.08.2014 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ.
Решением суда от 19.12.2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная и коммерческая фирма "Донфармация" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что обязанность декларировать объемы закупаемого этилового спирта для производства этилового спирта по фармакопейным статьям возникает с момента превышения закупками объема 200 декалитров в год, обществом лимит закупки не превышался, в связи с чем состав правонарушения в деянии общества отсутствует.
МРУ Росалкогольрегулирования в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, административным органом установлено, что ООО "НПКФ "Донфармация", осуществляющее оборот этилового спирта по фармакопейным статьям, не представлены в установленный законодательством срок до 20.01.2014 декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (приложения по формам N 5, 6, 7 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815) за 4 квартал 2013 года.
Усматривая в действиях (бездействии) заявителя признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, МРУ Росалкогольрегулирования составило в отношении ООО "НПКФ "Донфармация" протокол от 29.07.2014 N 07-10/247 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ.
Постановлением от 07.08.2014 Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЮФО N 07-10/247 о привлечении ООО "НПКФ "Донфармация" к административной ответственности по 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением обществу административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что общество поставляло в 4 квартале 2013 года в адрес организаций Ростовской области этиловый спирт, являющийся одновременно лекарственным средством и этиловым спиртом по фармакопейным статьям (стр. 5 решения).
С указанным выводом апелляционный суд не согласен.
Обязанность декларирования учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171), согласно пункту 1 которой организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
При этом в силу пункта 16 статьи 2 Закона N 171 под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона N 171 порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
В пункте 1 Правил N 815 перечислены 12 видов деклараций, порядок представления которых устанавливается, в том числе и декларация об объеме оборота алкогольной продукции.
В пункте 2 Правил N 815 перечисляются лица, на которых возлагаются обязанности по представлению указанных в пункте 1 Правил N 815 деклараций.
В каждом из пунктов 3 - 14 Правил N 815 указана одна из двенадцати деклараций, приведенных в пункте 1 Правил N 815, и указаны лица, обязанные представлять эту декларацию.
Пунктом 9 Правил N 815 предусмотрено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
В силу пункта 16 Правил N 815 декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
При этом согласно пункту 18 Правил N 815 декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к данным Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.
В пункте 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ определено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей запрещается.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что общество с ограниченной ответственностью "НПКФ "Донфармация" имеет лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, основной вид экономической деятельности согласно ОКВЭД-51.46.1 "Оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами" (т. 1 л.д. 29-50).
Согласно представленным в материалы дела документам общество осуществляло закупку препаратов - "этиловый спирт, раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 70%", "этиловый спирт, раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%", произведенные ОАО "Армавирская межрайонная аптечная база" и осуществляла дальнейшую их реализацию в аптеки (т.1 л.д. 66-86),
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 171 установлено, что действие Федерального закона N 171 не распространяется на обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом и органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям.
Суд первой инстанции указал, что этиловый спирт по фармакопейным статьям - это этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный (готовый) ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств.
Следовательно, составляющие части этилового спирта по фармакопейным статьям: очищенная вода и закупленный (готовый) ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья.
Постановлением Госстандарта России от 23 октября 2000 года N 265-ст принят и введен в действие Государственный стандарт Российской Федерации "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия" ГОСТ Р 51652-2000.
Из ГОСТ Р 51652-2000 следует, что ректификованный этиловый спирт - это спирт, полученный путем процесса ректификации.
Ректификация - химический процесс, позволяющий выделить химически чистое вещество из сырья. Суть метода ректификации заключается в том, что в специальном устройстве (ректификационной колонне) фракции перегоняемого продукта разделяются по температуре конденсации. Объемная доля этилового спирта составляет от 96,0 до 96,3%.
Следовательно, составляющие части этилового спирта по фармакопейным статьям: очищенная вода и закупленный (готовый) ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья.
При изготовлении фармацевтической субстанции закупки ректификованного этилового спирта из пищевого сырья не происходило.
Поставляемые обществом лекарства произведены из фармацевтической субстанции "Этиловый спирт, субстанция 70%, 95%", которая является лекарственным средством и не подпадает под признаки этилового спирта в значении статьи 2.1. Закона N 171-ФЗ. Производство продукции "Этиловый спирт раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 40%, 70%, 90% осуществляется на основании утвержденной нормативной документации на лекарственный препарат, в материалы дела обществом представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата, паспорт препарата, выписка из реестра лекарственных средств.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что реализация данного лекарственного средства не попадает под действие закона об обороте этилового спирта, а регулируется специальными правовыми нормами, установленными Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ).
В силу статьи 4 Закона N 61-ФЗ под лекарственными средствами понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, под обращением лекарственных средств понимается переработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств; субъектами обращения лекарственных средств являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств.
Нормы Закона N 61-ФЗ и иные нормативно-правовые акты, содержащие специальные нормы, не содержат требований о декларировании лекарственных средств и лекарственных препаратов, используемых в медицинской деятельности.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу N А55-21844/2013, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу N А01-1308/2014, от 28.01.2015 по делу N А01-1564/2014 (в отношении ГУП РА Аптечная база), Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу N А64-8142/2013, от 14.05.2014 по делу N А14-10756/2013, Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.07.2014 N ВАС-9899/14 отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А14-10756/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по делу N А40-93355/2014.
Доказательства того, что общество осуществляет оборот этилового спирта по фармакопейным статьям, административным органом не предоставлены ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд.
Таким образом, указанными выше материалами дела в их совокупности опровергается довод административного органа об отгрузке заявителем в 4 квартале 2013 года этилового спирта по фармакопейным статьям и обязанности представить указанные декларации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом не доказано как событие административного правонарушения, так и вина заявителя в его совершении.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 211 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должно содержаться указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные обществом требования - удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2014 по делу N А53-20700/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 07.08.2014 по делу об административном правонарушении N 07-10/247 о привлечении общества с ограниченной ответственностью Научно-производственная и коммерческая фирма "ДОНФАРМАЦИЯ" к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20700/2014
Истец: ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "ДОНФАРМАЦИЯ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу