г. Хабаровск |
|
25 марта 2015 г. |
А73-16281/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу: Борзенков М.А., представитель по доверенности от 16.03.2015 N 13; Ин В.М., представитель по доверенности от 16.03.2015 N 14;
от Общества с ограниченной ответственностью "Хабспиртпром": Белоцерковская Е.В., представитель по доверенности от 16.08.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу
на решение от 04.02.2015
по делу N А73-16281/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу
к Обществу с ограниченной ответственностью "Хабспиртпром"
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Хабспиртпром" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Хабспиртпром" (далее - Общество, ООО "Хабспиртпром") к административной ответственности, предусмотренной частью 1статьи. 14.17 КоАП РФ.
Решением суда от 04.02.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву отсутствия в действиях общества состава правонарушения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В заявленной жалобе заявитель просит решение суда отменить и удовлетворить заявленное требование. В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а так же несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представители Управления в суде второй инстанции на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивали.
Общество в представленном отзыве, представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Общество имело лицензию N 27ПСН0003381 от 28.02.2014 на производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия) сроком действия до 10.09.2014.
В связи с чем, Общество обратилось в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) с просьбой
о возможности фиксации в ЕГАИС информации об отгрузках с 11.09.2014 по 10.11.2014, на что последним был дан ответ со ссылкой на пункт 5 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) о том, что в течение двух месяцев с момента прекращения действия лицензии организация имеет право на хранение остатков, возврат их поставщику, на поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа.
Оборот осуществляется только при наличии документов, удостоверяющих легальность их производства с фиксацией их в ЕГАИС.
МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО, установив факт осуществления Обществом в период с 17.09.2014 по 22.09.2014 поставку алкогольной продукции предприятиям розничной торговли с предварительной их регистрацией в ЕГАИС, вынесло определение N у7-ап86/09 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого составлен протокол N у7-ап86/09 от 24.11.2014 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в действиях (бездействии) направленных на промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее на основании лицензии деятельность по обороту алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий. В статье 18 Федерального закона N 171-ФЗ перечислены виды деятельности, подлежащие лицензированию, в числе которых указано производство, хранение и поставки спиртных напитков; закупка, хранение и поставки алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, одним из которых является запрет на реализацию продукции без лицензии.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что все заявки Общество фиксировало в ЕГАИС, являющиеся сведениями об отгрузке продукции предприятиям розничной торговли (данный факт заявитель не отрицает).
При этом согласно приложению N 7 (пункт 7.3) к Приказу Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" - подтверждения о фиксации и уведомления об отказе в фиксации информации в ЕГАИС формируются программными средствами ЕГАИС территориального органа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка или уполномоченного таможенного органа в автоматическом или автоматизированном режиме по каждой поступившей от организации заявки о фиксации информации в ЕГАИС (далее - заявка организации).
Если в заявке организации, отсутствуют сведения, предусмотренные порядком ее заполнения, нарушен порядок заполнения или в случае выявления в заявке организации недостоверной и (или) искаженной информации, создается "Уведомление об отказе в фиксации информации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", с указанием причин отказа, в ином случае - "Сведения о фиксации информации в ЕГАИС". Сроки получения организациями подтверждения о фиксации или уведомления об отказе в фиксации информации для документов, проверка которых выполняется в автоматическом режиме, составляют не более 12 часов с момента представления заявки организации в уполномоченный орган.
Однако за период с 17.09.2014 по 22.09.2014 система ЕГАИС не указала на отказ в регистрации сведений об отгрузке. Управление также в течение 6 дней не отреагировало на поставку продукции предприятиям розничной торговли.
Действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, одним из которых является лицензирование, в том числе и такого вида деятельности, как закупка, хранение и поставки такой продукции (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ).
При осуществлении указанного вида деятельности лицензиат обязан соблюдать предусмотренные действующим законодательством
лицензионные требования и условия.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Несоблюдение лицензионных требований является основанием для применения мер государственного принуждения, в том числе в виде административной ответственности, приостановления действия или аннулирования лицензии.
Так, частью 1 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации предусмотрена ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
Следовательно, объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе, оборот алкогольной продукции, включая розничную ее продажу, с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Из подпункта 6 пункта 9 статьи 19 и пункта 4 статьи 23.2 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что применительно к деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, лицензионными признаются требования, установленные в статьях 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.
В рассматриваемом случае Обществу вменяется нарушение требований пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно данной норме в течение двух месяцев с момента аннулирования лицензии или прекращения действия лицензии, за исключением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, организация имеет право на хранение остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на возврат их поставщику, на поставку остатков алкогольной и спиртосодержащей продукции иной имеющей лицензию на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции организации, которые осуществляются под контролем лицензирующего органа, за исключением случаев, если такая продукция подлежит изъятию в соответствии с пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что за оборот спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований предусмотрена административная ответственность. Однако, в рассматриваемом случае действие лицензии на момент реализации продукции окончено. Следовательно, нарушить лицензионные требования не возможно. Предприятие, в силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ, имеет право реализовывать продукцию в течение двух месяцев без лицензии. Кроме того, реализация продукции, в силу закона 171-ФЗ, фиксировалась в ЕГАИС, следовательно, проходила под контролем лицензирующего органа.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ. По тому же основанию отсутствует состав правонарушения, предусмотренного и частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.02.2015 по делу N А73-16281/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16281/2014
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО
Ответчик: ООО "Хабспиртпром"
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4356/15
28.08.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4612/15
03.07.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2420/15
25.03.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-920/15
04.02.2015 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-16281/14