г. Хабаровск |
|
26 марта 2015 г. |
А73-15441/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Балинской И.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
от министерства здравоохранения Хабаровского края: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Амсат+" представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амсат+"
на решение от 22.01.2015
по делу N А73-15441/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Чаковой Т.И.
по заявлению министерства здравоохранения Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Амсат+"
о привлечении общества с ограниченной ответственностью медицинский центр "Амсат+" к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью медицинский центр "Амсат+" (ИНН 2703033733, ОГРН 1052740260737, далее общество) к административной ответственности, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.01.2015 по делу N А73-15441/2014 заявленные требования административного органа удовлетворены. Судом общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа 40 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 22.01.2015 по делу N А73-15441/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок и условия лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлены Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291).
В соответствии с подп. "б", "в" п. 4 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является:
наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
Согласно подп. "а" п. 5 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Согласно ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядки оказания медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и определяют, в том числе стандарты оснащения медицинской организации необходимым медицинским оборудованием.
В силу подп. "в" п. 5 Положения N 291 лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, является также соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.
Согласно п. 11 Правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006, исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Как следует из материалов дела, общество, являясь юридическим лицом, осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной административным органом от 14.12.2011 N ЛО-27-01-000736.
23.10.2014 согласно распоряжению от 19.09.2014 N 1098 административным органом проведена проверка общества на предмет соблюдения лицензионных требований и условий осуществления медицинской деятельности. При проведении проверки установлено:
- отсутствие у руководителя медицинской организации Шиловой Натальи Николаевны высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
- несоблюдение порядков оказания медицинской помощи в связи с отсутствием необходимых медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и предусмотренных стандартами оснащения. В нарушение п. 18 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "аллергология и иммунология", утвержденного приказом Минздрава России от 07.11.2012 N 606н, и стандарта оснащения (Приложение N 3 к Порядку) в кабинете врача аллерголога-иммунолога отсутствуют: стол для приготовления разведений аллергенов и проведения аллерген-специфической иммунотерапии, оснащенный вытяжным оборудованием - 1 шт., стол для проведения кожных диагностических тестов - 1 шт., аппарат для искусственной вентиляции легких (портативный) - 1 шт., спирогаф - 1 шт., небулайзер - 1 шт., микроскоп бинокулярный - 1 шт., пикфлоуметр - 5 шт., инфузомат - 1 шт. В нарушение п. 2 Приложения N 1 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "гастроэнтерология", утвержденному приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 906н кабинет врача-гастроэнтеролога организован при отсутствии в медицинской организации отделения (кабинета) ультразвуковой диагностики. В нарушение стандарта оснащения кабинета, установленного Приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология", утвержденному приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 899н, в кабинете, где ведется прием врача-эндокринолога отсутствуют: весы электронные медицинские, неврологический набор для диагностики диабетической нейропатии (монофиламент 10 г, градуированный камертон, неврологический, глюкометр, тест-полоски для глюкометра (15 на 1 рабочий день). В нарушение п. 5 Приложения N 1 к Порядку оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 918н, в кардиологическом кабинете отсутствует аппарат для экспресс определения международного нормализованного отношения портативный, экспресс-анализатор кардиомаркеров портативный. В нарушение требований п. 6 приложения N 1 и приложения N 5 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 926н, в кабинете невролога отсутствует набор пахучих веществ для исследования функций обонятельного анализатора, камертон. В нарушение п. 4 Приложения N 10 к Порядку оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 15.05.2012 N 566н, оснащение кабинета приема врача-психотерапевта не соответствует стандарту оснащения предусмотренного приложением N 12, отсутствуют: комплекс устройств, предназначенных для записи и воспроизведения аудиосигнала для совместного или индивидуального прослушивания, диктофон, проектор изображения с настенным экраном, телевидеокомплекс с возможностью воспроизведениям записи видеоизображения, а также их демонстрации, экспериментально-психологические методики, набор-укладка для оказания неотложной медицинской помощи. Оснащение кабинета врача-педиатра не соответствует стандарту оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 N 366н. Отсутствуют: тонометр для измерения артериального давления с манжетой для детей до года; пеленальный стол, электронные весы для детей до года. В нарушение требований установленных к стандарту оснащения кабинета врача-травматолога-ортопеда Приложением N 3 к приказу Минздрава России от 12.11.2012 N 901н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия", в кабинете приема врача-травматолога-ортопеда отсутствуют: весы медицинские - 1 шт., весы медицинские для новорожденных - 1 шт.; угломер складной - 1 шт.; шина транспортная для нижних конечностей - 1 шт.; шина проволочная для верхних и нижних конечностей - 2 шт.; шина для фиксации кисти и пальцев - 3 шт.; шина для лечения переломов ключицы у детей - 1 шт.; антистеплер для снятия скоб (швов) - 1 шт. В нарушение требований, установленных Приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "детская кардиология", утвержденному приказом Минздрава России от 25.10.2012 N 440н, в кабинете отсутствуют пеленальный стол, электронные весы для детей до года, тонометр для измерения артериального давления с манжетой для детей до года;
- несоблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг: отсутствует сайт общества в информационно-коммуникационной сети "Интернет", на информационном стенде (стойке) отсутствует информация, предусмотренная Правилами предоставления платных медицинских услуг.
О результатах проверки составлен акт 27.10.2014 в присутствии представителя, действующего по доверенности.
Главным специалистом отдела лицензирования административным органом в отсутствие надлежащим образом извещенного общества (л.д.24,33) 07.11.2014 составлены 2 протокола об административном правонарушении по ч. 3 и по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в арбитражный суд, который обоснованно удовлетворил требование административного органа о привлечении общества к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, а доказательств обратного материалы дела не содержат, у общества имеется сайт, а также размещена информация, предусмотренная Правилами предоставления платных медицинских услуг, на информационном стенде. В связи с чем, общество не может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Отсутствие необходимого оборудования для оказания медицинских услуг создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, что в соответствии с частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ грубое нарушение лицензионных требований. Проверкой установлено, что обществом были нарушены требования подпункта "б", "в" пункта 4, подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании. Указанные нарушения являются следствием ненадлежащего исполнения обществом своих обязанностей, выразившегося в непринятии всех зависящих от него мер по обеспечению соблюдения обществом обязательных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельства правонарушения, совершенного обществом подтверждаются материалами дела: актом проверки от 27.10.2014, протоколом об административных правонарушениях по частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ от 07.11.2014, фотоматериалами, штатным расписанием, договорами на оказание медицинских услуг, дипломами, свидетельствами, удостоверениями, сертификатами об обучении специалистов.
Вина общества заключается в прямом нарушении установленных законодательством Российской Федерации лицензионных требований, выражается в непринятии всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за пределами его возможностей, препятствующих выполнению возложенных на него обязанностей.
С учетом изложенного апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Отклоняется довод жалобы общества о несоблюдении административным органом срока уведомления о начале проверки, указанного в ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Закон N 294-ФЗ предусматривает оповещение проверяемого лица о проверке любым способом и не содержит предписания о начале проверки в первый день установленного срока. Апелляционным судом, рассмотревшим в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы доказательства, установлено следующее. Согласно акту проверки (л.д.28) от 27.10.2014 проверка административным органом фактически проведена 23.10.2014. С распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 19.09.2014 N 1098 о проведении в отношении общества плановой проверки директор общества Шилова Н.Н. ознакомлена лично 21.10.2014, о чем свидетельствует её подпись на первом листе названного распоряжения. Там же (л.д.23) имеется собственноручная запись директора общества Шиловой Н.Н.: "заблаговременно о проведении плановой проверки была ознакомлена через сайт ген.прокуратуры". Ввиду изложенного общество не было лишено возможности подготовиться к проведению проверки, изучить распоряжение о проведении комплексной плановой выездной проверки, в том числе основания проведения проверки, перечень запрашиваемых документов и мероприятий по контролю.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Обстоятельств отягчающих административную ответственность общества, нарушений порядка проведения проверки, составления протоколов об административных правонарушений в отношении общества судом не установлено.
С учетом пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 суд не усматривает исключительных обстоятельств для признания правонарушения малозначительным. Критерии оценки малозначительности КоАП РФ не установлены и определяются судом в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в непринятии всех зависящих мер за соблюдением требований и условий, предусмотренных лицензией.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общество подлежит привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22.01.2015 по делу N А73-15441/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15441/2014
Истец: Министерство здравоохранения Хабаровского края
Ответчик: ООО "Амсат"