г. Челябинск |
|
27 марта 2015 г. |
Дело N А47-3948/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Баканова В.В. и Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2014 по делу N А47-3948/2014 (судья Лазебная Г.Н.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ФЦентр" - Мезенцев С.В. (доверенность от 31.03.2014);
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области - Устименко Е.А. (доверенность N 05-12/010058 от 22.01.2014).
23.04.2014 в Арбитражный суд Оренбургской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ФЦентр" (далее - плательщик, общество, ООО "ФЦентр") с заявлением о признании:
- недействительным постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску (далее - инспекция, налоговый орган) N 16-01-28/25122 от 18.10.2013 о производстве выемки документов и предметов,
-незаконными действий должностных лиц инспекции по выемке документов и системных блоков, оформленных протоколом N 16-01-28 от 18.10.2013,
-незаконными действий по осмотру системных блоков и копированию (выемке) содержащейся в них информации, оформленной актами осмотров.
Постановление и действия налоговых органов являются незаконными, т.к. согласно постановления выемка должна была производиться у ООО "Лидер", имеющего индивидуальный налоговый номер (далее - ИНН) N 5614051334, а фактически произведена у другого лица - ООО "Лидер" с ИНН N 5614026577.
Основанием для производства выемки по п.14 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) являются достаточные основания полагать, что документы, указывающие на совершение нарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Следовательно, постановление о выемке должно быть мотивированным, но основания для изъятия оригиналов документов в документе не указаны, экспертиза по оригиналам документов не назначалась, вопрос о принадлежности подписей в документах спорным не является.
Постановление не содержит перечня документов, подлежащих изъятию, что предоставляет работникам налоговых органов неограниченное усмотрение в действиях и не устанавливает пределы изъятия документов и предметов.
Хотя изъятию подлежали документы по сделкам с ООО "Тритон", к этому лицу имели отношение только 4 из 27 изъятых предметов и документов, не мотивировано изъятие системных блоков к компьютерам, рабочих тетрадей, которые не имеют отношения к деятельности данного контрагента.
Участникам выемки - понятым и представителя общества не были разъяснены их права.
Незаконным является копирование с системных блоков информации, не имеющей отношения к предмету проверки - информация была скопирована сплошным методом, и плательщик не знал, какие документы при этом были изъяты (т.1 л.д.5-15, т.2 л.д.23-26, т.3 л.д.1-2).
Инспекция возражала против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий и наличие оснований для производства выемки (т.1 л.д.74-82, т.2 л.д.1., 82-89, т.3 л.д.4-5).
Решением суда первой инстанции от 29.12.2014 требования удовлетворены, признано незаконным постановление о производстве выемки, незаконными действия по выемке документов, предметов и системных блоков, копированию содержащейся в них информации.
Подтверждено, что со стороны общества не предпринимались меры по противодействию в проведении контрольных мероприятий, возможности ознакомления с документами и их получению. Отсутствовало требование со стороны инспекции представить документы необходимые для проведения налогового контроля добровольно и отказ в представлении этих документов. В постановлении не указаны мотивы для выемки, сделаны формальные ссылки на ст.ст. 31, 94 НК РФ, т.к. указания на смену руководителя общества и наименование юридического лица достаточным основанием для производства выемки не является.
Отсутствует связь между проведенной выемкой и назначением почерковедческой экспертизы, т.к. исследование проводилось в отношении иных контрагентов - ООО "Агротехник" и ООО ПКФ "Заря", а не ООО "Тритон".
При проверке жалобы Управление ФНС по Челябинской области установило, что скопированные с жесткого диска документы не распечатывались и к материалам дела не приобщались.
Судом сделан вывод о незаконности произведенной выемки и последующих действий налогового органа (т.3 л.д.31-35).
09.02.2015 от инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении требований. Суд не принял во внимание существенные обстоятельства.
В ходе проведения налоговой проверки было установлено, что заявитель осуществлял финансово - хозяйственные операции с ООО "Тритон", имеющей признаки фирмы - "однодневки", у него находились оригиналы документов, которые могли быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Установлены обстоятельства, указывающие на недобросовестность общества - оно изменило наименование и руководителя, подало заявление о ликвидации, при предыдущей налоговой проверке документы были представлены не в полном объеме, сделаны ссылки на пожар.
Оригиналы документов были необходимы для проведения экспертизы, в связи, с чем отсутствовала необходимость в доказывании реальности уничтожения документов. В части ООО "Тритон" экспертиза не была назначена, т.к. основания для ее проведения в дальнейшем отпали.
Информация с системного блока компьютера не изымалась - она была скопирована, в связи с чем, нарушение отсутствует.
Общество возражает против апелляционной жалобы, ссылается на законность судебного решения, нарушение своих прав действиями налогового органа.
При отсутствии возражений законность судебного решения проверяется в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства.
ООО "Лидер" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 04.03.2014, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов, имеет ИНН N 561507227771 (т.1 л.д.26), решением учредителя 11.03.2014 наименование ООО "Лидер" изменено на ООО "ФЦентр" (т.1 л.д.25).
18.10.2013 заместителем начальника ИФНС по г. Орску утверждено постановление о производстве выемки документов и предметов N 16-01-28/25122, указано, что ООО "Лидер" (ИНН N 5614026377) совершает сделки с фирмой - однодневкой ООО "Тритон", в связи, с чем производится выемка (т.1 л.д.35-36), 18.10.2013 составлена опись изъятых документов и предметов, подписанная должностными лицами налогового органа и общества (т.1 л.д.37-38), составлен протокол N 16-01-28 от 18.10.2013, где перечислены лица, участвующие в проверке и понятые (т.1 л.д.40-46).
В присутствии понятых произведен осмотр системного блока компьютера (т.1 л.д.47-70). Документы и предметы 29 наименований возвращены 25.10.2013 (т.1 л.д.94-95).
Определением от 27.05.2014 налоговым органом назначено проведение почерковедческой экспертизы для проверки подписей лиц, подписавших первичные документы от имени других контрагентов (т.2 л.д.13-15).
18.07.2014 составлен акт выездной налоговой проверки ООО "ФЦентр" N 16-01-28/0048 (т.2 л.д. 27-70), 03.09.2014 вынесено решение N 16-01-28/24231 о привлечении общества к налоговой ответственности (т.1 л.д.92-138).
28.02.2014 вынесено постановление о производстве выемки у ООО "Лидер" (ИНН N 5614026377) документов по сделкам с другими контрагентами (т.2 л.д.71 - 72).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области N 16-15/02332 от 28.02.2014 жалоба общества в оспариваемой части оставлена без изменений (т.1 л.д.32-34).
По утверждению подателя жалобы - инспекции нарушений при производстве выемки допущено не было. Имелись достаточные основания считать, что оригиналы документов будут уничтожены или заменены, первоначально документы были необходимы для проведения экспертизы.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности постановления о производстве выемки и последующих действий по изъятию документов и предметов.
Решение суда является законным и обоснованным.
Подпункт 3 п. 1 ст. 31 Кодекса наделяет налоговые органы правом при проведении налоговых проверок производить выемку документов у налогоплательщика в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
В п. 12 ст. 89 Кодекса установлено, что ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 Кодекса. Согласно п. 14 ст. 89 Кодекса при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса. Таким образом, п. 14 ст. 89 Кодекса определяет условие, при котором может быть осуществлено изъятие документов, а в части порядка производства выемки отсылает к ст. 94 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 94 Кодекса выемка производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа.
Пункт 8 этой статьи также предусматривает, что изъятие подлинников документов возможно в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
По правилам ст. 94 Кодекса до начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. 99 Кодекса и данной статьей. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
Суд первой инстанции установил, что в постановлении отсутствовал перечень документов и предметов, подлежащих изъятию - они изымались произвольно по усмотрению проверяющих по мере их обнаружения. Часть изъятого не имели прямого отношения к сделкам с ООО "Тритон" - рабочие тетради, системные блоки компьютеров. В протоколе отсутствует указание на предложение добровольно выдать предметы и документы, подлежащие изъятию.
Налоговый орган неосновательно ссылается на позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 18120/10 от 26.04.2011, допускающих изъятие оригиналов документов, необходимых для проведения экспертизы. В данном случае экспертиза для исследования документов по отношениям с ООО "Тритон" не назначалась. Инспекция не представила обоснования изъятия документов и предметов, которые не имеют отношения к данному контрагенту, всех бухгалтерских документов, находящихся в системных блоках компьютеров.
Суд первой инстанции правильно оценил как незаконные действия по копированию документов с системных блоков компьютеров, не имеющих отношения к ООО "Тритон" и не приобщенных к материалам проверки.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения, основания для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены судебного решения отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.12.2014 по делу N А47-3948/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орску Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3948/2014
Истец: ООО "ФЦЕНТР"
Ответчик: Инспекция ФНС России по г. Орску Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4467/15
22.07.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-3948/14
27.03.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1786/15
29.12.2014 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-3948/14