г. Москва |
|
01 апреля 2015 г. |
Дело N А41-64197/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулиевым А.Ф.,
при участии в заседании:
от федерального казённого предприятия "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" - Казаркина Н.М. представитель по доверенности от 19.01.2015 N 1-36-84, Васильева Т.Г. представитель по доверенности от 23.10.2014 N 1-36-3524,
от муниципального учреждению администрации города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Белов А.П. представитель по доверенности от 17.11.2014 N 1Д,
от муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" - Сивайкова И.В. директор (постановление от 21.02.2011 N 108-п),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казённого предприятия "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" на решение Арбитражного суда Московской области от 05.02.2015 по делу N А41-64197/14, принятое судьей Денисовым А.Э.,
по заявлению федерального казённого предприятия "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" к муниципальному учреждению администрации города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, при участии в качестве в качестве третьего лица муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" об оспаривании схемы в части и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное предприятие "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" (далее - ФКП "НИЦ РКП", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к муниципальному учреждению администрации города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительной часть 2 раздела 2 схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Городское поселение Пересвет", утвержденной постановлением администрации города Пересвет от 31.07.2014 N 268-п, в части определения гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения на территории городского поселения Пересвет ФКП "НИЦ РКП"; обязании администрацию города Пересвет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФКП "НИЦ РКП".
До принятия судебного акта по существу в порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил требования - просил признать недействительной часть 2 раздела 2 схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Городское поселение Пересвет", утвержденной постановлением администрации города Пересвет от 31.07.2014 N 268-п, в части определения гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения на территории городского поселения Пересвет ФКП "НИЦ РКП"; обязать Администрацию города Пересвет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФКГ1 "НИЦ РКП" посредством исключения ФКГ1 "НИЦ РКП" как гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории городского поселения Пересвет из часть 2 раздела 2 Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "городское поселение Пересвет", утвержденной постановлением администрации города Пересвет от 31.07.2014 N 26 (л.д. 92-93).
Определением Арбитражного суда Московской области от 17.12.2014 по делу N А41-64197/14 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено муниципальное унитарное предприятие "Коммунальные сети" (далее - МУП "Коммунальные сети") (л.д. 122).
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.02.2015 по делу N А41-64197/14 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 137-139).
Не согласившись с указанным судебным актом, ФКП "НИЦ РКП" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просило решение от 05.02.2015 отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ФКП "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители муниципального учреждения администрации города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района Московской области и МУП "Коммунальные сети" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 31.07.2014 N 268-п утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Городское поселение Пересвет" (л.д. 102).
Частью 2 раздела 2 схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Городское поселение Пересвет", в частности, определена гарантирующая организация для централизованной системы водоотведения на территории городского поселения Пересвет ФКП "НИЦ РКП" (л.д. 114-117).
Полагая, что данное постановление в указанной части является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, ФКП "НИЦ РКП" обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, исходил из законности постановления администрации от 31.07.2014 N 268-п в части определения в качестве гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории городского поселения Пересвет ФКП "НИЦ РКП".
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) данным Федеральным законом регулируются отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ гарантирующей организацией признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 Закона N 416-ФЗ в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Указанные в части 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1 и 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N644) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод определена как "транзитная организация".
В силу пункта 2 Правил N 644 под транзитной организацией понимается организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 12 Закона N 416-ФЗ).
На основании указанных положений Закона N 416-ФЗ в качестве обязательных признаков для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоотведению: организация осуществляет водоотведение и эксплуатирует в этих целях сети централизованной системы водоотведения; к этим сетям присоединено наибольшее количество абонентов. При отсутствии указанных признаков орган местного самоуправления не вправе определять гарантирующую организацию в силу прямого противоречия части 2 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 416-ФЗ до 1.07.2013 органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.
Из материалов дела следует, что ФКП "НИЦ РКП" является единственной на территории муниципального образования "Городское поселение Пересвет" организацией, которой на праве оперативного управления принадлежат объекты водоотведения (в частности, канализационные сети, очистительные сооружения), находящиеся в пределах ее территории.
К канализационным сетям ФКП "НИЦ РКП" присоединены сети МУП "Коммунальные сети" и других абонентов, при этом осуществляется прием сточных вод и ее очистка.
Таким образом, как правомерно установлено судом первой инстанции ФКП "НИЦ РКП" является единственной организацией водоотведения, удовлетворяющей всем критериям гарантирующей организации.
Довод ФКП "НИЦ РКП" о том, что предприятие не обладает установленными для гарантирующего поставщика в сфере водоотведения критериями, установленными законодательством, отклоняется судебной коллегией.
ФКП "НИЦ РКП" является единственной организацией водоотведения в муниципальном образовании "Городское поселение Пересвет", поскольку ФКП "НИЦ РКП" владеет канализационными сетями, к которым присоединены сети МУП "коммунальные сети" и других абонентов, а также очистными сооружениями - то есть предприятие осуществляет полный цикл водоотведения от приёма сточных вод до её очистки, что полностью соответствует статье 12 Закона N 416-ФЗ.
МУП "Коммунальные сети", в свою очередь, является транзитной организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод.
Исходя из положений п.п. 2,3,6,15 статьи 2, статьи 12 Закона N 416-ФЗ, из содержания которых следует, что для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую водоотведение, т.е. технологический процесс приёма, транспортировки, очистки сточных вод. И только в случае, если для соответствующей централизованной системы таких организаций будет несколько, следует учитывать количество присоединенных абонентов к её сетям.
Таким образом, ФКП "НИЦ РКП" является единственной организацией водоотведения, удовлетворяющей всем критериям гарантирующей организации - имеет присоединенных абонентов, эксплуатирует канализационные сети и занимается очисткой сточных вод.
Довод ФКП "НИЦ РКП" об отсутствии абонентов подключенных к его сети отклоняется судебной коллегией, поскольку противоречит материалам дела.
В распоряжении администрации города Пересвет имеется перечень абонентов ФКП "НИЦ РКП", составленный предприятием (л.д. 100-101).
Используемое ФКП "НИЦ РКП" понятие "охраняемого периметра" не имеет юридического смысла, поскольку снаружи периметра и внутри периметра также имеются подключенные абоненты.
Ссылка ФКП "НИЦ РКП" на заключённый с МУП "Коммунальные сети" договор на водоотведение от 24.01.2014 N 47/14-К (л.д. 70-72), отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с условиями договора на водоотведение от 24.01.2014 N 47/14-К ФКП "НИЦ РКП" обязуется принимать для транспортировки и очистки сточные воды хоз. фекальной канализации (оказать услуги по водоотведению) от объектов МУП "Коммунальные сети", МУП "Коммунальные сети" обязуется принимать услуги и оплачивать в соответствии с условиями договора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.08.2014 N А41-29665/14, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2015, пункт 10.1 договора на водоотведение от 24.01.2014 N 47/14-К определен в редакции ФКП "НИЦ РКП": "настоящий договор действует по 31.12.2014. В соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия настоящего договора применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2014".
При этом пункт 1.2 пролонгированного на 2014 год договора на очистку сточных вод от 05.03.2013 N 47А/13 устанавливает, что "исполнитель" (ФКП "НИЦ РКП") осуществляет расчеты по оплате за услуги очистки сточных вод с абонентами, расположенными на территории г. Пересвет по отдельным договорам.
Также из материалов дела усматривается, что МУП "Коммунальные сети" эксплуатирует объекты транспортировки стоков, расположенные на территории г. Пересвет, принадлежащие муниципальному образованию "Городское поселение Пересвет" на праве собственности. МУП "Коммунальные сети" не имеет зарегистрированных прав владения данными объектами.
Следовательно, МУП "Коммунальные сети" не имеет возможности осуществлять контроль за организацией работ по водоотведению на территории ФКП "НИЦ РКП", поскольку канализационные сети и очистные сооружения расположены внутри территории охранного периметра ФКП "НИЦ РКП".
Довод ФКП "НИЦ РКП" о том, что предприятие не обладает статусом гарантирующей организации со ссылкой на устав, отклоняется судебной коллегией.
Согласно пункту "л" раздела 2 устава ФКП "НИЦ РКП" одним из видов его деятельности является водопользование специальное, забор подземных вод (л.д. 16-21).
Отсутствие в уставе ФКП "НИЦ РКП" такого вида деятельности как обеспечение водоснабжения и водоотведения, не является основанием для вывода о том, что ФКП "НИЦ РКП" не обладает признаком и статусом гарантирующей организации.
Кроме того, ФКП "НИЦ РКП" является единственной организацией водоотведения в муниципальном образовании "Городское поселение Пересвет", поскольку ФКП "НИЦ РКП" владеет канализационными сетями, к которым присоединены сети МУП "Коммунальные сети" и других абонентов, а также очистными сооружениями - то есть предприятие осуществляет полный цикл водоотведения от приёма сточных вод до её очистки, что полностью соответствует статье 12 Закона N 416-ФЗ.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к видам деятельности в условиях естественной монополии.
Под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. Абонентами являются юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
В рассматриваемой ситуации, ФКП "НИЦ РКП" фактически осуществляется деятельность по водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неосуществление им в отношении абонентов всего комплекса действий, входящих в технологический процесс водоотведения несостоятельна. Данное обстоятельство не исключает возможность отнесения деятельности субъекта к деятельности по оказанию услуги водоотведения.
Фактическое осуществление деятельности, входящей в технологический процесс по обеспечению приема сточных вод и последующей передачи их на очистные сооружения ФКП "НИЦ РКП", является достаточным основанием для признания такой деятельности деятельностью по оказанию услуги водоотведения.
Поэтому для ФКП "НИЦ РКП" установлен тариф на водоотведение на 2014 год (с 01.01.2014 - 11,38 руб./куб.м., с 01.07.2014- 11,92 руб./куб.м.) и 2015 год (с 01.07.2015 -13,14 руб. /куб.м.), а для МУП "Коммунальные сети" установлен тариф на транспортировку стоков на 2014 год (с 01.01.2014 г - 7,16 руб./куб.м., с 01.07.2014- 7,50 руб. /куб.м.) и 2015 год (с 01.07.2015 - 8,26 руб./куб.м.), что также свидетельствует о названных выше обстоятельствах.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает суд первой инстанции в выводе о законности постановления администрации от 31.07.2014 N 268-п в части определения в качестве гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории городского поселения Пересвет ФКП "НИЦ РКП", не находит оснований для удовлетворения жалобы ФКП "НИЦ РКП", считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 февраля 2015 года по делу N А41-64197/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64197/2014
Истец: федеральное казенное предприятие "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности"
Ответчик: МУ Администрация города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Третье лицо: МУП "Коммунальные сети", МУ Администрация города Пересвет Сергиево-Посадского муниципального района Московской области