31 марта 2015 г. |
Дело N А39-6392/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовский республиканский кожно-венерологический диспансер" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.01.2015 по делу А39-6392/2014, принятое судьей Волковой Е.В. в порядке упрощенного производства по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовский республиканский кожно-венерологический диспансер" о признании незаконным и отмене постановления исполняющего обязанности начальника отдела (инспекции) в Республике Мордовия Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.10.2014 N 57 о привлечении к административной ответственности.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мордовский республиканский кожно-венерологический диспансер" (далее - ГБУЗ РМ "МРКВД", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления и.о. начальника отдела (инспекции) в Республике Мордовия Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ПМТУ Росстандарта, Управление, административный орган) от 30.10.2014 N 57 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 50 000 рублей.
Учреждение признало факт совершения правонарушения, просило суд квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного, ссылаясь на тяжелое финансовое состояние, отсутствие негативных последствий совершения правонарушения, указывая на совершение правонарушения впервые и устранение выявленных административным органом нарушений в полном объеме.
Административный орган с заявленными требованиями не согласился, считает законным оспариваемое постановление.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.01.2015 Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Мордовский республиканский кожно-венерологический диспансер" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что 21.10.2014 на основании приказа заместителя руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.09.2014 N 1751 проведена плановая выездная проверка соблюдения ГБУЗ РМ "МРКВД" обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
В ходе проверки установлено, что ГБУЗ РМ "МРКВД" допустило нарушение обязательных требований части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ, выразившееся в том, что учреждение применяло следующие средства измерения, не прошедшие в установленном порядке поверку: измеритель артериального давления MEDIKA зав. N 013213855 (отделение N 3), имеющий механическое повреждение, то есть дефект стрелки, признан непригодным к дальнейшему применению (ПР 50.2.020-2002) - 1 шт. и термометр манометрический, показывающий ТКП-160 зав.N 63777 (дез. камера) в отсутствии знака поверки, и (или) свидетельства о поверке (межповерочный интервал 2 года) - 1 шт.
По результатам проверки составлены акт проверки от 23.10.2014 N 54-м и протокол об административном правонарушении от 23.10.2014 N 54. (л.д. 32-34)
30.10.2014 и.о. начальника отдела (инспекции) в Республике Мордовия ПМТУ Росстандарта рассмотрел материалы дела об административном правонарушении и вынес постановление N 57 о привлечении ГБУЗ РМ "МРКВД" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб. (л.д.39)
Учреждение не согласилось с таким постановлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях учреждения события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствия оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, а также соблюдения административным органом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений, в том числе за применение в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений, не прошедших поверку в установленном порядке.
Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, нарушающие обязательные требования, установленные государственными стандартами при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции.
Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В части 1 статьи 12 Федерального закона N 102-ФЗ предусмотрено, что тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке.
Приказом Госстандарта России от 18.07.1994 N 125 утвержден Порядок проведения поверки средств измерений (шифр ПР 50.2.006-94) (далее - Порядок), пунктом 2.5 которого установлено, что периодической поверке подлежат средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении, через определенные межповерочные интервалы.
Согласно пункту 3.1 Порядка юридические и физические лица, выпускающие средства измерений из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.
В рассматриваемом случае нарушение законодательства выразилось в применении Учреждением 2 единиц средств измерений не прошедших в установленном порядке поверку: измеритель артериального давления MEDIKA зав. N 013213855 (отделение N 3), имеющий механическое повреждение, то есть дефект стрелки, признан непригодным к дальнейшему применению (ПР 50.2.020-2002) - 1 шт. и термометр манометрический, показывающий ТКП-160 зав.N 63777 (дез. камера) в отсутствии знака поверки, и (или) свидетельства о поверке (межповерочный интервал 2 года) - 1 шт.
Факт нарушения Учреждением Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и совершения вменяемого ему правонарушения подтверждается актом проверки от 23.10.2014 N54(М) и протоколом об административном правонарушении от 23.10.2014 N54, то есть предусмотренными законом средствами доказывания, которым Арбитражным судом Республики Мордовия дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае Учреждение имело возможность для своевременной поверки средств измерений, но им не были приняты для этого все зависящие от него меры, что свидетельствует о виновности юридического лица.
При таких данных, Арбитражный суд Республики Мордовия сделал верный вывод о том, что в действиях общества содержится событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения учреждения к административной ответственности Управлением соблюден.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 Постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив характер и конкретные обстоятельства содеянного, роль правонарушителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совершенное Учреждением правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.
Оснований для переоценки степени общественной опасности совершенного Учреждением правонарушения суд апелляционной инстанции не усматривает.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба ГБУЗ РМ "МРКВД" подлежит отклонению.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 21.01.2015 по делу А39-6392/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Мордовский республиканский кожно-венерологический диспансер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-6392/2014
Истец: государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Мордовский кожно-венерологический диспансер"
Ответчик: Отдел (инспекция) в Республике Мордовия Приволжского межрегионального территориального Управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии