г. Киров |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А29-7349/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Кирина А.В., действующего на основании доверенности от 27.10.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК"
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 29.01.2015 по делу N А29-7349/2014, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
по заявлению акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" (ИНН: 1121003135; ОГРН: 1021101121194)
к Отделению надзорной деятельности Удорского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Коми (ИНН:1101462050; ОГРН: 1041100434825)
о признании недействительным предписания,
установил:
открытое акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК", впоследствии переименованное в акционерное общество "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее - заявитель, Общество; том 2, л.д. 1, 6), обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Отделению надзорной деятельности Удорского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Коми (далее - ответчик, Отделение) о признании недействительным предписания от 04.06.2014 N 92/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - Предписание N 92/1/1).
Определением от 29.01.2015 Арбитражный суд Республики Коми прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку признал, что спор не подлежат рассмотрению в арбитражном суде как не связанный с осуществлением заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общество, не согласившись с данным определением, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт и направить дело на новое рассмотрение.
В жалобе заявитель ссылается на то, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.
По мнению Общества, при решении вопроса о подведомственности дела суд необоснованно принял во внимание в качестве преюдициальных обстоятельств выводы судебных актов по делу N А29-5746/2014, в котором оспаривалось постановление о привлечении Общества к административной ответственности за те же нарушения требований пожарной безопасности. Статьями 198 и 207 АПК РФ предусмотрены различные основания отнесения к подведомственности арбитражных судов дел об оспаривании предписаний и постановлений о привлечении к административной ответственности. Соответственно, выводы судебных актов по указанному делу не означают автоматически, что предписание, оспариваемое в настоящем деле, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (далее - предпринимательской деятельности).
Общество считает, что подобное нарушение имеется, так как исполнение оспариваемого предписания создаст препятствия в предпринимательской деятельности, отвлечет от производственных процессов значительные трудовые и финансовые ресурсы, приведет к приостановке работы одного из лесозаготовительных подразделений.
В дополнении к жалобе заявитель пояснил также, что преюдиция у судебных актов по делу N А29-5746/2014 отсутствует, так как они приняты с учетом пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 5). Данное разъяснение в деле об оспаривании предписания не может быть применено, что подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2014 N 306-КГ14-5138. Аналогичные дела разрешаются по существу арбитражными судами, о чем свидетельствует судебная практика (постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.12.2014 N А43-4468/2014, от 02.02.2015 N А43-3828/2014, от 05.03.2015 N А29-5327/2012).
Кроме того, заявитель отметил, что на нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, и, соответственно, на подведомственность спора арбитражному суду, указывает следующее. Для исполнения Предписания N 92/1/1 необходимо приступить к осуществлению новых видов деятельности (например, производство электромонтажных работ). Расходы на пожарную безопасность относятся к производственным расходам, что приведет к уменьшению прибыли.
Ответчик в отзыве опровергает доводы жалобы, считает, что оснований для отмены обжалуемого определения не имеется. При этом поясняет, что указанные в оспариваемом предписании нарушения требований пожарной безопасности не создают препятствий для осуществления заявителем предпринимательской деятельности, затрагивают отношения в сфере общественной безопасности, направлены на повышение состояния защищенности имущества от пожаров.
В силу статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ судебное заседание проведено без участия ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не явившегося в апелляционный суд.
Представитель заявителя поддержал в судебном заседании доводы жалобы и дополнительных пояснений к жалобе.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 09.04.2014 N 92 с 15.05.2014 по 04.06.2014 должностными лицами Отделения проведена в отношении Общества плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, по результатам которой оформлен акт проверки от 04.06.2014 N 92 (том 1, л.д. 84-91, 97-101).
Проверка состоялась на следующих объектах защиты, расположенных в поселке Благоево Удорского района Республики Коми, а именно: в административном здании (улица Октябрьская, 6), здании диспетчерской - КПП в РММ (улица Октябрьская, 18), зданиях РММ (улица Октябрьская, 20 и 22), на территории склада лесоматериалов (улица Промышленная).
Также 04.06.2014 должностными лицами Отделения выдано Обществу Предписание N 92/1/1 для устранения выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности (том 1, л.д. 92-96).
В частности, в Предписании N 92/1/1 указано на нарушение некоторых положений следующих нормативных правовых актов и нормативных документов:
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390,
- Правила устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 N 204,
- СП 1.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы",
- СП 3.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности",
- СП 5.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования",
- СП 8.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности",
- СП 9.13130.2009. "Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации",
- СП 2.13130.2012 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты",
- СП 4.13130.2013. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям",
- СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
- СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения",
- СНиП 21-03-2003. "Склады лесных материалов. Противопожарные нормы".
Кроме того, по факту этих же нарушений в отношении Общества вынесено постановление от 25.06.2014 N 65 о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Данное постановление оспаривалось Обществом в деле N А29-5746/2014, производство по которому по причине неподведомственности спора арбитражному суду прекращено определением от 10.10.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014.
Общество, полагая, что Предписание N 92/1/1 нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании данного акта недействительным (том 1, л.д. 6-10).
Отделение в отзыве не согласилось с заявленными требованиями, в том числе указало на то, что оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности. В связи с этим, а также с учетом пункта 33 Постановления Пленума ВС РФ N 5 настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Подобный подход имеет место в судебной практике, в частности по делу N А29-1438/2014 (том 1, л.д. 66-79).
Заявитель представил возражения на отзыв ответчика, пояснив, что нарушения требований пожарной безопасности выявлены на объектах, используемых в предпринимательской деятельности. Соответственно, исполнение оспариваемого предписания создаст препятствия в ее осуществлении, отвлечет от производственных процессов значительные трудовые и финансовые ресурсы, приведет к приостановке работы одного из лесозаготовительных подразделений. В другом аналогичном деле (N А29-7230/2014) сомнений в подведомственности не возникало (том 2, л.д. 1-4).
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, руководствовался положениями статей 27, 29, 69, 150 АПК РФ, 20.4 КоАП РФ. При этом суд принял во внимание в качестве преюдициальных обстоятельств выводы судебных актов по делу N А29-7349/2014 о том, что оспариваемые нарушения пожарной безопасности допущены Обществом не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. С учетом этого, суд признал настоящий спор не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Предметом настоящего спора является требование о признании недействительным Предписания N 92/1/1 - акта, выданного заявителю органом государственного пожарного надзора.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 18.11.2004 N 367-О, от 14.07.2011 N 996-О, постановление от 19.07.2011 N 17-П), конституционное право каждого на судебную защиту, в том числе на оспаривание ненормативных правовых актов, решений органов государственной власти, не предполагает возможность для заявителя по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. Они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами, к числу которых относятся, в частности, АПК РФ и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
В пункте 1 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18.08.1992 N 12/12 "О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам" отражено, что подведомственность заявленного требования суду или арбитражному суду определяется в соответствии с их компетенцией, установленной законодательными актами Российской Федерации.
В случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду), следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.
По смыслу статей 4, 27 АПК РФ, 3, 22 ГПК РФ дела с участием юридических лиц, возникающие из публичных правоотношений, в частности об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, наделенных публичными полномочиями, рассматриваются как арбитражными судами, так и судами общей юрисдикции.
При этом такие споры, если затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо относятся к специальной подведомственности арбитражных судов, рассматриваются арбитражными судами. В иных случаях указанные споры, если не имеют экономического содержания, а равно не относятся к специальной подведомственности арбитражных судов, рассматриваются судами общей юрисдикции.
Следовательно, необходимым условием для рассмотрения арбитражным судом заявления юридического лица об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, наделенных публичными полномочиями, является экономический характер спора, то есть связанный непосредственно с предпринимательской и иной экономической деятельностью, или наличие специальной подведомственности.
Сказанное согласуется с разъяснениями, изложенными в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В частности, от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ" (пункт 2); от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (пункт 6).
По мнению апелляционного суда, у суда первой инстанции имелись основания признать настоящий спор не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде, а с иным мнением заявителя не представляется возможным согласиться.
Из материалов дела усматривается, что Предписание N 92/1/1 выдано Отделением Обществу на основании федеральных законов от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Названными законами, равно как и нормами АПК РФ, не установлено, что обжалование предписаний органов государственного пожарного надзора осуществляется в арбитражном суде по правилам специальной подведомственности.
По своему содержанию Предписание N 92/1/1 включает указания ответчика об устранении заявителем нарушений требований ряда нормативных правовых актов и нормативных документов, регулирующих отношения в сфере пожарной безопасности.
В данных нарушениях, входивших в предмет другого арбитражного спора между теми же лицами (N А29-5746/2014), вступившими в законную силу судебными актами установлено отсутствие экономического характера, а именно: непосредственной связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу судебного решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.
Доводы Общества о том, что суд необоснованно принял во внимание в качестве преюдициальных обстоятельств выводы судебных актов по делу N А29-5746/2014, поскольку статьями 198 и 207 АПК РФ предусмотрены различные основания отнесения к подведомственности арбитражных судов дел об оспаривании предписаний и постановлений о привлечении к административной ответственности, отклоняются.
С учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 18.10.2012 N 1968-О), Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановления Пленума от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ", пункт 2; от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ", пункт 11), пункта 33 Постановления Пленума ВС РФ необходимым условием для рассмотрения арбитражным судом заявления юридического лица об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности также является экономический характер спора.
В связи с этим, поскольку отсутствие экономического характера в нарушениях, содержащихся в Предписании N 92/1/1, установлено в рамках дела N А29-5746/2014 и имеет существенное значение для настоящего спора, то суд первой инстанции правомерно признал данное обстоятельство не подлежащим повторному доказыванию.
Ссылки заявителя на нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, на то, что исполнение оспариваемого акта создаст препятствия в такой деятельности, отвлечет от производственных процессов значительные трудовые и финансовые ресурсы, приведет к приостановке работы одного из лесозаготовительных подразделений, необходимости осваивать новые виды деятельности, уменьшению прибыли, несостоятельны.
Указанные аргументы являются обобщенными и предположительными, приведены безотносительно к конкретным требованиям Предписания N 92/1/1 и не подтверждены документально.
К тому же, исполнение некоторых требований Предписания N 92/1/1 представляется возможным без несения финансовых затрат и без ущерба для производственных процессов.
Между тем, по смыслу части 4 статьи 22 ГПК РФ наличие в оспариваемом акте требований, не имеющих экономического характера, наряду с требованиями экономического характера свидетельствует о том, что такой акт, поскольку раздельное рассмотрение его невозможно, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Доказательств обращения Обществом в суд общей юрисдикции заявления об оспаривании Предписания N 92/1/1, возврата или отказа в его удовлетворении, не представлено.
Возможности обратиться с таким заявлением в суд общей юрисдикции, заявив ходатайство о восстановлении соответствующего процессуального срока в случае его пропуска, Общество не лишено.
Ссылки сторон на судебную практику, в том числе в суде первой инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельства названных сторонами дел не идентичны обстоятельствам настоящего спора.
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит в настоящем деле обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что нарушения требований пожарной безопасности, указанные в Предписании N 92/1/1, допущены Обществом не в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В связи с этим апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, оценив представленные доказательства с соблюдением статьи 71 АПК РФ, правомерно прекратил производство по настоящему делу.
Таким образом, обжалуемое определение соответствует доказательствам и обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, не подлежит отмене или изменению по приведенным в жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу жалобы относятся на заявителя.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и с учетом пункта 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным размер государственной пошлины составляет 3000 рублей для юридических лиц. При обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет 1500 рублей для юридических лиц.
С учетом изложенного, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1500 (одной тысячи пятисот) рублей 00 копеек, излишне уплаченная Обществом по платежному поручению от 26.02.2015 N 66679 за подачу апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 29.01.2015 по делу N А29-7349/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Монди Сыктывкарский ЛПК" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одной тысячи пятисот) рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.02.2015 N 66679.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-7349/2014
Истец: ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК"
Ответчик: Отделение надзорной деятельности Удорского района, Управление надзорной деятельности Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Коми