г. Ессентуки |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А63-10282/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зырянова Сергея Владимировича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2014 по делу N А63-10282/2014, при участии представителя от истца - индивидуального предпринимателя Зырянова Сергея Владимировича (г. Ставрополь, ОГРНИП 304263507100042): Зырянова С.В. (лично) и Груниса Е.И. по доверенности от 15.09.2014; в отсутствие представителей от ответчиков - комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601934486) и администрации города Ставрополя (г. Ставрополь, ОГРН 1022601931901), извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Зырянов Сергей Владимирович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет) и администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконными действий комитета, выразившихся в отказе от 29.05.2014 N 06/1-03-24/8 в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду не новый срок для целей, не связанных со строительством"; обязании комитет предоставить предпринимателю земельный участок в аренду на новый срок для целей, не связанных со строительством.
Решением от 01.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован недопустимостью предоставления спорного участка вне процедуры торгов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Жалоба мотивирована тем, что судом неполно выяснены обстоятельства дела, поскольку оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги не имелось. В судебном заседании представители заявителя жалобы поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Постановлением главы администрации города Ставрополя от 16.09.2002 N 6560 предпринимателю для проектирования и установки остановочного павильона в комплексе с торговым павильоном в лёгких металлических конструкциях по улице Серова в квартале 190 (на остановке общественного транспорта "30 школа") был предоставлен в аренду сроком на 364 дня земельный участок площадью 81 кв. м, с обязанностью предпринимателя производства демонтажа временного торгового павильона по первому требованию администрации.
Постановлением главы администрации города Ставрополя от 22.04.2004 N 1744 вышеуказанный земельный участок был предоставлен предпринимателю на новый срок площадью, уточненной по результатам межевания, составившей 48 кв. м. Пункт 3.2 данного постановления обязывал предпринимателя произвести демонтаж торгового павильона по первому требованию администрации.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому плану N 12/04-04-401 сведения о земельном участке площадью 48 кв. м, расположенном по адресу: г. Ставрополь, Ленинский р-н, ул. Серова, квартал 190, с разрешенным использованием "под остановочным павильоном в комплексе с торговым" были учтены в ГЗК 28.06.2004 с присвоением участку кадастрового номера: 26:12:030730:0028 (далее - земельный участок КН 26:12:030730:0028).
Постановлением главы города Ставрополя от 13.03.2009 N 714 земельный участок площадью 48 кв. м под остановочным павильоном в комплексе с торговым по улице Серова в квартале 188 предоставлен предпринимателю на новый срок также без права капитального строительства.
На основании вышеуказанного постановления между комитетом и предпринимателем заключен договор аренды от 22.06.2009 N 7286, по условиям которого земельный участок КН 26:12:030730:0028 был предоставлен арендатору сроком на 1 год, с 13.03.2009 по 12.03.2010.
Далее, на основании постановления администрации от 06.09.2010 N 2669 комитет заключил с предпринимателем договор аренды от 05.10.2010 N 8519, в соответствии с которым земельный участок КН 26:12:030730:0028 был предоставлен последнему под остановочным павильоном в комплексе с торговым без права капитального строительства. Срок действия договора составил 2 года, с 06.09.2010 по 05.09.2012. Договор прошёл процедуру государственной регистрации 17.12.2010 (регистрационная запись в ЕГРП N 26-26-01/116/2010-951).
29 ноября 2013 на основании постановления администрации от 29.08.2013 N 2889 с заявителем был заключен договор аренды от 29.2013 N 2825, по условиям которого земельный участок КН 26:12:030730:0028 был предоставлен предпринимателю под торговым павильоном по продаже продовольственных товаров в составе остановочного комплекса с 06.09.2012 сроком на 215 дней.
По истечении срока действия договора аренды от 29.2013 N 2825 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка на новый срок.
Уведомлением от 29.05.2014 N 06/1-03-24/8 администрация отказала предпринимателю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка на новый срок, сославшись на пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). Также в обоснование отказа указано на решение Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 N 333 "Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя" (далее - решение городской думы от 27.02.2013 N 333), согласно которому срок использования ранее арендованного заявителем земельного участка для целей размещения принадлежащего предпринимателю нестационарного объекта истёк 31.03.2014.
Названные обстоятельства явились основанием обращения предпринимателя в арбитражный суд.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, в том числе на территориях муниципальных образований, определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), в силу части 3 статьи 3 которого органы местного самоуправления управомочены на издание муниципальных правовых актов по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Нестационарные торговые объекты определяются как торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Их размещение на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (статья 2, часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (части 3, 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласно пунктам 3, 4 которых включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, повышения доступности товаров для населения. Названными правилами предусмотрены направление органом местного самоуправления заявления о включении объектов в схему размещения в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, рассмотрение последними такого заявление и принятие решения о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании, сообщение органу местного самоуправления, направившему заявление, о принятом решении, опубликование схемы размещения в установленном порядке.
Действовавшим в спорный период положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением администрации от 12.04.2013 N 1060, утвержден Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка земельные участки предоставляются для целей, не связанных со строительством, в соответствии с градостроительным зонированием территории в границах муниципального образования города Ставрополя.
Пункт 2.2 Порядка предусматривает, что предоставление земельных участков для установки нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденной решением Ставропольской городской Думы.
При этом по смыслу пункта 2.5 Порядка земельные участки для целей, не связанных со строительством, в т. ч. для размещения нестационарных торговых объектов, предоставляются исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Более того, статьей 34 ЗК РФ не установлена возможность предоставления сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов. Исключительное право приобретения в собственность находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка для целей, не связанных со строительством, ЗК РФ, кому-либо не предоставлено. Данный вывод соответствует правовой позиции ФАС СКО, изложенной в постановлении от 10 июня 2014 г. по делу N А15-2023/2013.
Положениями статей 1, 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ определены основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Статьей 10 этого Закона установлены особенности размещения нестационарных торговых объектов. Так, согласно части 3 этой статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
К компетенции администрации города относилось утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а администрации района - подготовка и издание правового акта о предоставлении в аренду, в том числе на новый срок, земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов, оформление договоров аренды земельных участков, занимаемых нестационарными торговыми объектами (передвижными сооружениями), оформление договоров аренды указанных земельных участков на новый срок.
Решением Ставропольской городской Думы от 27.02.2013 N 333 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя.
Названной схемой предусмотрено размещение павильона для целей продажи продовольственных товаров в составе остановочного комплекса по улице Серова N 272 сроком до 31.03.2014.
Невключение торгового объекта предпринимателя в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя с 31.03.2014 по 2015 годы, утвержденную решением от 27.02.2013 N 333, препятствовали подготовке и изданию администрацией правового акта о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок.
У суда первой инстанции в отсутствие доказательств признания в судебном порядке незаконными вышеназванных актов администрации города отсутствовали правовые основания для признания незаконным соответствующего отказа администрации.
Нестационарный торговый объект предпринимателя признаками объекта недвижимости не обладает. Длительная эксплуатация земельного участка, своевременное внесение платы за его использование, создание за свой счет объекта некапитального строительства не исключают необходимости реализации публичных процедур для получения в арендное пользование земельного участка.
Правомерность уклонения уполномоченного органа от организации и проведения соответствующих публичных процедур предметом настоящего спора не является.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого отказа (часть 3 статьи 201 Кодекса), а также для предоставления в аренду на новый срок (3 года) спорного земельного участка.
Доказательств, свидетельствующих о недобросовестном поведении заинтересованных лиц, общество не представило (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса, статья 65 Кодекса).
В рамках настоящего дела общество также не представило доказательств, свидетельствующих о том, что в силу пункта 3 статьи 33 и пункта 2 статьи 35 Земельного кодекса спорный участок необходим для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности магазина (статья 65 Кодекса).
Учитывая, что схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя не предусмотрена возможность использования спорного земельного участка для целей продажи продовольственных товаров в составе остановочного комплекса после 31.03.2014., а также принимая во внимание недопустимость предоставления этого участка вне процедуры торгов, обжалуемый отказ следует признать соответствующим требованиям действующего законодательства.
Ссылка о наличии у предпринимателя преимущественного права аренды спорного участка судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку противоречит сформулированной позиции Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 35 информационного письма от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", соответствующей ранее приведенной в постановлении от 19.07.2005 N 3440/05, согласно которой реализация предусмотренного пунктом 3 статьи 22 Земельного кодекса и пунктом 1 статьи 621 Гражданского кодекса преимущественного права на заключение договора аренды земли на новый срок возможна только в случае передачи арендодателем спорного имущества третьему лицу в аренду.
Таким образом, намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок, а вопрос о наличии или отсутствии оснований для понуждения к заключению договора аренды на новый срок подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Отсутствие доказательств заключения администрацией договора аренды земельного участка с третьим лицом исключает возможность указывать на наличие преимущественного права аренды спорного участка.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании заявителем норм права, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2014 по делу N А63-10282/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10282/2014
Истец: Зырянов Сергей Владимирович
Ответчик: Администрация города Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя