г. Владивосток |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А51-32477/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки,
судей А.В. Ветошкевич, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Филипповой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, апелляционное производство N 05АП-1739/2015
на решение от 26.01.2015
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-32477/2014 Арбитражного суда Приморского края
по иску администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ИНН 2536052276, ОГРН 1022501312041, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.08.1993)
о взыскании убытков в размере 25 403 132 руб.,
при участии:
от истца - Матушко А.А. по доверенности от 22.12.2014 N 1-3/4343 сроком действия до 31.12.2015, удостоверение, от ответчика - Артамонова В.В. по доверенности от 13.03.2014 N 20-17-30/34 сроком действия до 24.12.2015, удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 25403132 рублей, понесенных в связи с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма с учетом права несовершеннолетнего ребенка-инвалида на жилую площадь.
Решением суда от 26.01.2015 исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
В апелляционной жалобе ответчик просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы привел доводы о выделении из федерального бюджета денежных средств в виде субвенций на обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, что свидетельствует об исполнении Российской Федерацией взятых на себя обязательств в полном объеме. Считал, что недостаточность выделенных из федерального бюджета денежных средств на указанные цели документально не подтверждена. Полагал, что основания для финансирования из федерального бюджета муниципального образования для целей предоставления нуждающимся гражданам жилых помещений в данном случае отсутствуют. Ссылался на необходимость соразмерного уменьшения убытков.
В отзыве на апелляционную жалобу истец выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считал обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции судом заслушаны пояснения представителей лиц, участвующих в деле. Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель истца на доводы жалобы возразил по основаниями, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены оспариваемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 12.08.2013 удовлетворены требования Цыбулькиной Галины Александровны к Администрации г. Владивостока о признании права на внеочередное получение жилого помещения на семью, имеющую ребенка-инвалида. Суд признал за Цыбулькиной Г.А. и ее детьми право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма на территории Владивостокского городского округа общей площадью не менее 90 кв.м., возложил на администрацию обязанность предоставить Цыбулькиной Г.А., Цыбулькину А.А., Цыбулькину Р.А., Цыбулькину В.Г., Касницкому А.А. во внеочередном порядке в черте г. Владивостока жилое помещение общей площадью не ниже 90 кв.м., по договору социального найма.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 18.11.2013 вышеуказанное решение изменено. Суд возложил на администрацию г. Владивостока обязанность предоставить Цыбулькиной Г.А. и Касницкому А.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 45 кв.м. в черте г. Владивостока.
Постановлением Президиума Приморского краевого суда от 16.06.2014 определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 18.11.2013 отменено, а решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 12.08.2013 оставлено в силе.
Постановлением от 06.12.2013 N 3503 администрация г. Владивостока поставила на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Цыбулькину Г.А. Постановлением от 27.12.2013 N 3815 администрация г. Владивостока предоставила Цыбулькиной Г.А. квартиру N 50 в доме N 23 по улице Глинки в г. Владивостоке, общей площадью 51,7 кв.м., на состав семьи пять человек и заключила договор социального найма жилого помещения от 31.12.2013 N 2219.
В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2013 года на вторичном рынке жилья в г. Владивостоке составляла 75 785 рублей. Соответственно, стоимость жилого помещения, предоставленного Цыбулькиной Г.А., составляет 3 918 084,50 руб. из расчета 51,7 кв.м. х 75 785 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 26.03.2013 удовлетворены требования Пушкаревой Н.К., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Пушкаревой Ирины Васильевны к Администрации г. Владивостока о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом права несовершеннолетнего ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
Постановлением от 27.12.2013 N 3821 администрация г. Владивостока предоставила Пушкаревой Н.К. квартиру N 32 в доме N 23 по улице Глинки в г. Владивостоке, общей площадью 52,6 кв.м., на состав семьи четыре человека и заключила договор социального найма жилого помещения от 31.12.2013 N 2211.
В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2013 года на вторичном рынке жилья в г.Владивостоке составляла 75 785 рублей. Соответственно, стоимость жилого помещения, предоставленного Пушкаревой Н.К., составляет 3 986 291 руб. из расчета 52,6 кв.м. х 75 785 руб.
Постановлением от 24.04.2013 N 1173 администрация г. Владивостока поставила на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Гетманскую Анастасию Юрьевну. Постановлением от 26.12.2013 N 3807 администрация г. Владивостока предоставила Гетманской А.Ю. квартиру N 52 в доме N 23 по улице Глинки в г. Владивостоке, общей площадью 35,9 кв.м., на состав семьи один человек и заключила договор социального найма жилого помещения от 31.12.2013 N 2253.
В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2013 года на вторичном рынке жилья в г.Владивостоке составляла 75 785 рублей. Соответственно, стоимость жилого помещения, предоставленного Гетманской А.Ю., составляет 2 720 681,50 руб. из расчета 35,9 кв.м. х 75 785 руб.
Постановлением от 02.04.2013 N 878 администрация г. Владивостока поставила на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Белявцеву Наталью Алексеевну. Постановлением от 27.12.2013 N 3818 администрация г. Владивостока предоставила Белявцевой Н.А. квартиру N 55 в доме N 23 по улице Глинки в г. Владивостоке, общей площадью 52,7 кв.м., на состав семьи два человека и заключила договор социального найма жилого помещения от 31.12.2013 N 2240.
В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2013 года на вторичном рынке жилья в г.Владивостоке составляла 75 785 рублей. Соответственно, стоимость жилого помещения, предоставленного Белявцевой Н.А., составляет 3 993 869 руб. 50 коп. из расчета 52,7 кв.м. х 75 785 руб.
Постановлением от 25.09.2013 N 2777 администрация г. Владивостока поставила на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Кемалову Алену Романовну. Постановлением от 31.12.2013 N 3870 администрация г. Владивостока предоставила Кемаловой А.Р. квартиру N 19 в доме N 23 по улице Глинки, в г. Владивостоке, общей площадью 35,9 кв.м., на состав семьи один человек и заключила договор социального найма жилого помещения от 31.12.2013 N 2223.
В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2013 года на вторичном рынке жилья в г.Владивостоке составляла 75 785 рублей. Соответственно, стоимость жилого помещения, предоставленного Кемаловой А.Р., составляет 2 720 681,50 руб. из расчета 35,9 кв.м. х 75 785 руб.
Постановлением от 22.10.2013 N 3739 администрация г. Владивостока поставила на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Кемалова Тахира Романовича. Постановлением от 27.12.2013 N 3823 администрация г. Владивостока предоставила Кемалову Т.Р. квартиру N 6 в доме N 23 по улице Глинки, в г. Владивостоке, общей площадью 70,5 кв.м., на состав семьи два человека и заключила договор социального найма жилого помещения от 31.12.2013 N 2224.
В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2013 года на вторичном рынке жилья в г.Владивостоке составляла 75 785 рублей. Соответственно, стоимость жилого помещения, предоставленного Кемалову Т.Р., составляет 5 342 842,50 руб. из расчета 70,5 кв.м. х 75 785 руб.
Постановлением от 06.08.2013 N 2272 администрация г. Владивостока поставила на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Медведеву Ольгу Александровну. Постановлением от 31.12.2013 N 3866 администрация г. Владивостока предоставила Медведевой О.А. квартиру N 51 в доме N 23 по улице Глинки, в г. Владивостоке, общей площадью 35,9 кв.м., на состав семьи один человек и заключила договор социального найма жилого помещения от 31.12.2013 N 2222.
В соответствии с данными ФС Государственной статистики по Приморскому краю средняя цена одного квадратного метра общей площади всех квартир в IV квартале 2013 года на вторичном рынке жилья в г.Владивостоке составляла 75 785 рублей. Соответственно, стоимость жилого помещения, предоставленного Медведевой О.А., составляет 2 720 681,50 руб. из расчета 35,9 кв.м. х 75 785 руб.
Администрация, полагая, что выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений нуждающимся гражданам, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не исполнил, расходы администрации в сумме 25 403 132 рублей по исполнению названных полномочий не компенсировал, обратилась в суд с рассматриваемым иском.
В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрена возможность установления федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
На основании части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие заболеваниями из утвержденного Перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со статьями 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 55, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Вместе с тем, отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
По общим правилам, установленным статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных норм права при рассмотрении судом данных исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений инвалидам, однако федеральный орган государственной власти расходы на выполнение названных полномочий истца за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал.
Доказательств того, что ответчиком субъекту Российской Федерации - Приморскому краю или органу местного самоуправления в рассматриваемый период были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, Минфином РФ не представлено.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин РФ (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), и правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы заявителя жалобы об осуществлении надлежащего финансирования из федерального бюджета на возмещение рассматриваемых расходов апелляционной инстанцией отклоняются, так как противоречат установленным судом обстоятельствам предоставления средств федерального бюджета на покрытие расходов на обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, тогда как поименованные истцом семьи приобрели право на внеочередное получение жилого помещения после рождения детей и постановки их на учет после 01.01.2005. Доказательств предоставления спорных квартир муниципальным образованием за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из федерального бюджета не представлено.
Более того, положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие у Российской Федерации обязанности по финансированию муниципального образования на том основании, что жилые помещения переданы нуждающимся гражданам по договору социального найма, а не в собственность, апелляционной инстанцией во внимание не принимается. В связи с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма администрация, в силу Закона не может указанными помещениями распоряжаться и за счет данных помещений не может исполнить собственные обязательства, соответственно, денежные средства, уплаченные истцом за приобретенные квартиры, подлежат компенсации как расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
Довод о том, что суд первой инстанции не установил надлежащий орган, допустивший незаконные действия (бездействие), апелляционной инстанцией также отклоняется. В данном случае суд обоснованно исходил из наличия у Минфина РФ статуса органа, представляющего Российскую Федерацию в вопросах бюджетного финансирования и, соответственно, интересы Российской Федерации как причинителя вреда.
Доводы о необходимости соразмерного уменьшения размера убытков ввиду предоставления нуждающимся семьям квартир излишней площади коллегией не принимаются как противоречащие установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам, площадь предоставленных квартир определена в соответствии с установленными федеральным и краевым законами нормативами.
Таким образом, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемого решения.
Анализируя и оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, апелляционный суд считает, что Арбитражным судом Приморского края им дана надлежащая правовая оценка с позиции относимости, допустимости и достоверности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на заявителя судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.01.2015 по делу N А51-32477/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
А.В. Ветошкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-32477/2014
Истец: Администрация города Владивостока
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2591/15
09.07.2015 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1739/15
31.03.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1739/15
26.01.2015 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-32477/14