г. Челябинск |
|
03 апреля 2015 г. |
Дело N А07-14240/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Баканова В.В. и Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.11.2014 по делу N А07-14240/2014 (судья Крылова И.Н.).
14.07.2014 общество с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" (далее - заявитель, ООО "ГЖУ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным предписания N П14/31-жк от 02.07.2014, выданного Администрацией муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация), о приведения жилищного фонда в исправное состояние.
Администрацией по жалобе собственника квартиры проведена проверка соблюдения порядка оплаты горячего водоснабжения в многоквартирном доме по адресу: г. Дюртюли, ул. Зарипова 7. Составлен акт и выдано предписание об устранении нарушений, которое является незаконным:
-обращение гражданина с жалобой было связано с неправильным начислением оплаты за горячее водоснабжение и тепловую энергию, что не имеет отношения к деятельности ООО "ГЖУ", которая является управляющей компанией и не занимается начислением оплаты за коммунальные услуги - у жильцов дома заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями,
-в ходе проверки изучены вопросы не относящиеся к предмету жалобы - сохранности и текущего ремонта жилого фонда, нарушена ст. 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" N 294-фз от 26.12.2008 (далее - Закон N 294-фз), следует учесть, что решение о проведении текущего ремонта принимается общим собранием собственников помещений, а не управляющей компанией,
-в предписании содержалось требование инициировать проведение собрание собственников жилья для решения вопроса о выборе управляющей компании и приведении вопроса о выборах в соответствие с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Заявитель не вправе решать вопрос о проведении собрания (т.1 л.д.5-6, 41-42, 57-61, 105 -106).
Администрация возражала против заявленных требований, ссылалась на результаты проведенной проверки (т.1 л.д.62-65, т.2 л.д.35-36).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Муниципальное унитарное предприятие Дюртюлинские электрические и тепловые сети и Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее - Комитет).
В отзыве Комитет заявил возражения против заявленных требований, указал, что полномочия Администрации не превышены, т.к. в силу п.4 ст.2 Федерального закона N 194-фз она осуществляет муниципальный контроль, порядок которого регламентируется ст. 23.2 Закона Республики Башкортостан N 250-з от 02.12.2005, по которой должностные лица (муниципальные инспектора) имеют право проводить проверки и выдавать предписания, обязательные для исполнения, об устранении нарушений.
Неоснователен довод о том, что указанные в предписании работы относятся к текущему ремонту и требуют разрешения общего собрания жильцов. Обязанность выполнения этих работ со стороны управляющей компании предусмотрено договором о содержании многоквартирного дома и независимо от того, указаны ли эти работы в договоре в качестве отдельных действий. Следует исходить из минимального перечня услуг и работ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 290 от 03.04.2013 (т.1 л.д.124-126).
Решением суда первой инстанции от 27.11.2014 требования удовлетворены предписание признано незаконным.
Суд указал, что объектом муниципального контроля может является жилищный фонд, находящийся в муниципальной собственности, но доказательств отнесения жилого дома к муниципальной собственности Администрацией не представлено, квартиры находились в собственности жильцов дома. Следовательно, орган местного самоуправление не был вправе проводить проверку.
Довод ответчика о том, что он имеет право проверять любой жилой дом на своей территории основан на неверном толковании норм права и противоречит федеральному и муниципальному законодательству (т.2 л.д.60-71).
19.01.2015 от Администрации поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении заявленных требований.
По положению о муниципальном жилищном контроле (п.2.1) контроль осуществляется за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо об формы собственности жилья. По п.1.1 ст. 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений_ о невыполнении управляющей компанией обязательств, предусмотренных ч.2 ст. 162 ЖК РФ, проводит внеплановые проверки деятельности управляющих компаний. Положения Закона N 194-фз при этом применяются с учетом положений ЖК РФ (ст.ст. 4.1 и 4.2). Проверяется содержание общего имущество собственников, осуществление текущего и капитального ремонта общего имущества.
Обнаруженные в ходе проверки нарушения не оспариваются обществом и были им устранены (т.2 л.д.78-81).
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
При отсутствии возражений пересмотр судебного решения производится в пределах оснований указанных в апелляционной жалобе.
Стороны и третьи лица о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, их представители не явились, суд определил рассмотреть без не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 29.08.2013 (т.1 л.д.30-39).
11.06.2014 в Администрацию поступила жалоба жильца дома по адресу: г. Дюртюли, ул. Зарипова 7-110 о незаконном начислении платежей за отопление и горячее водоснабжение на общедомовые нужды (т.1 л.д.66).
Протоколом общего собрания жильцов дома от 25.04.2014 управляющей компанией избрано ООО "ГЖУ" (т.1 л.д.14-20), с ним заключен договор управления многоквартирным домом (т.1 л.д.23-29).
Распоряжением Главы Администрации N 14/31-ж от 25.06.2014 назначена проверка жалобы (т.1 л.д.76), обществу направлено уведомление о проведении мер жилищного контроля, в том числе, по техническому состоянию жилого фонда (т.1 л.д.75).
Составлен акт проверки N А14/31 от 02.07.2014 в присутствии представителя общества Камалетдинова Ф.Ю. (доверенность N 228 от 25.06.2014), где указаны нарушения технического состояния общего имущества дома:
-наличие сырости в цокольных этажах и подполе (п. 4.1.1., 4.10.2.1 ПиН),
-захламленность подвального помещения (п. 3.4.1, 4.1.15 ПиН),
- неисправность почтовых ящиков, кв. 86 и кв. 87 (п. 3.2.1 ПиН),
- отслоение штукатурки или окрасочного слоя, облицовочной плитки (п. 4.2.2.2, 4.2.15, 4.2.1.6 ПиН),
- разрушение (неисправность) отмостки (отсутствие, провалы местами возле 3 и 7 подъезда)(п. 4.1.6-7, 4.8.10 ПиН),
- наличие отслоившейся штукатурки цоколя (отслоение штукатурного слоя, сырость возле 3 и 8 подъезда)(п. 4.2.3.4 ПиН),
- наличие отслоившейся штукатурки облицовки (п. 4.2.3.1 ПиН),
- неисправна система водостока кровли - фасад 1 подъезда на 5 эт. и возле 3 подъезда на уровне 1 эт. имеются следы подтека (п. 4.6.1.26 ПиН),
- неисправность трубопровода ГВС - отсутствие креплений, провисание труб (п. 5.3.4 ПиН),
- отсутствие теплоизоляции трубопроводов и запорной арматуры (п. 5.2.22 ПиН),
- неисправность асфальтового покрытия въездов (п. 3.6.1 ПиН),
- цокольные и подвальные этажи - отсутствие или неисправность осветительных приборов и электропроводки,
- подъездах, вестибюли - отсутствие или неисправность осветительных приборов и электропроводки - отсутствие плафонов (т.1 л.д.12-13). На акт представлены возражения (т.1 л.д.21).
02.07.2014 Администрацией выдано предписание N П14/31-ж со сроками исполнения 15-30 июля 2014 года об устранении нарушений - сырости и захламленности в подвалах, трубопроводах, электроснабжении и по иным вопросам содержания жилья (т.1 л.д.10-11). 14.11.2014 в предписание внесены изменения - исключен пункт обязывающий инициировать проведение общего собрания жильцов дома (т.2 л.д.34).
В ответе от 15.07.2014 общество сообщило о выполнении предписания (т.1 л.д.84).
10.04.2013 Советом муниципального района Дюртюлинский район утверждено Положение о муниципальном жилищном контроле на территории района, предусматривающее проведение проверок муниципального жилищного фонда (п.1.2), выдачу предписаний об устранении нарушений (п.3.7), допускается проведение внеплановых проверок в порядке и с соблюдением процедур предусмотренных Законом N 294-фз (п.3.1) (т.2 л.д.37-43).
Главой Администрации 22.05.2013 утвержден административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля (т.2 л.д. 51-52).
По утверждению подателя апелляционной жалобы - Администрации, суд первой инстанции, пришел к неверному выводу об отсутствии у нее полномочий для проверки состояния общего имущества жилого дома, квартиры в котором находятся в собственности жильцов.
Суд первой инстанции пришел к выводу о превышении Администрацией ее полномочий.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1.1. ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
По п.4.2 этой статьи основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление _ в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан_ о фактах нарушения требований к _порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (пункт 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Органом местного самоуправления Дюртюлинского района приняты Положение о муниципальном контроле и Административный регламент.
По п. 2.1 Положения контроль осуществляется за выполнением юридическими лицами установленных законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда не зависимо от его форм собственности, в т.ч. в части общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно п.1.1 ст. 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме _ о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отсутствии у Администрации правомочий по осуществлению контроля в домах, находящихся в собственности жильцов, в части содержания общедомового имущества является ошибочным. Поскольку установленные в ходе проверки нарушений не оспариваются обществом, выданное Администрацией предписание является законным и подлежит исполнению.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.11.2014 по делу N А07-14240/2014 изменить, абзацы первый - второй резолютивной части судебного решения читать в следующей редакции:
"В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Городское жилищное управление" в части признания незаконными пунктов 1-13 предписания N П14/31-жк от 02.07.2014 отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14240/2014
Истец: ООО "ГОРОДСКОЕ ЖИЛИЩНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: Администрация муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Третье лицо: Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору, МУП Дюртюлинские электрические и тепловые сети