г. Чита |
|
3 апреля 2015 г. |
Дело N А19-16639/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 апреля 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Монаковой О.В., Ошировой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Соколовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Мамско-Чуйского района на определение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2014 года по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго" Сапожниковой Натальи Сергеевны к администрации Мамско-Чуйского района о признании сделок по изъятию имущества из хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго", оформленной распоряжением N 128 от 30.05.2011 администрации Мамско-Чуйского района, ничтожной в части передачи имущества, зарегистрированного за муниципальным унитарным предприятием "Теплоэнерго", а самого распоряжения недействительным; о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания 443 000 руб., по делу N А19-16639/2012 по заявлению Федеральной налоговой службы о признании муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго" (ОГРН 1023802649375, ИНН 3833002054, юридический адрес: Иркутская область, Мамско-Чуйский поселок Мама, улица Октябрьская, дом 23) несостоятельным (банкротом), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Областное жилищное коммунальное хозяйство" (ОГРН 1063808011410, ИНН 3808133575, юридический адрес: г. Иркутск, ул. Сурнова, 16),
(суд первой инстанции: Чигринская М.Н.),
установил:
решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.03.2013 муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнерго" (далее - МУП "Теплоэнерго", должник) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Сапожникова Наталья Сергеевна (далее - Сапожникова Н.С., конкурсный управляющий).
19.08.2014 конкурсный управляющий должника обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании сделки по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Теплоэнерго", оформленной распоряжением N 128 от 30.05.2011, ничтожной в части передачи следующего имущества, зарегистрированного за МУП "Теплоэнерго": очистных сооружений (станция биологической очистки), находящихся по адресу: п. Мама, Промзона, приобретённых предприятием по договору купли-продажи N 21 от 18.06.2007, стоимостью 400 000 руб.; насосной станции, находящейся по адресу: п. Мама, ул. Советская, приобретённой предприятием по договору купли-продажи N 29 от 18.06.2007, стоимостью 43 000 руб., распоряжения - недействительным; о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания остаточной стоимости имущества, определённой в договорах купли-продажи имущества, в размере 443 000 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25.11.2014 заявленные конкурсным управляющим требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, администрация Мамско-Чуйского района (далее - ответчик, администрация) обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.
Как утверждает ответчик, ранее (23.07.2013), до настоящего судебного спора, конкурсный управляющий должника Сапожникова Н.С. уже обращалась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администраций Мамско-Чуйского района о признании сделок по изъятию имущества из хозяйственного ведения МУП "Теплоэнерго", оформленных постановлением N 114 от 10.06.2008, распоряжением N 128 от 30.05.2011, распоряжением N 222 от 15.10.2010 администрации Мамско-Чуйского района, ничтожными в части передачи имущества, зарегистрированного за МУП "Теплоэнерго". Судом первой инстанции 27.01.2014 было вынесено определение о признании сделки должника недействительной и применении последствий недействительности сделки. Суд пришёл к выводу о том, что сделки по прекращению права хозяйственного ведения предприятия на имущество, оформленные постановлением N 114 от 10.06.2008, распоряжением N 222 от 15.10.2010, распоряжением N 128 от 30.05.2011 администрации Мамско-Чуйского района, являются ничтожными в части передачи имущества, зарегистрированного за МУП "Теплоэнерго", независимо от того, совершены они по инициативе предприятия - МУП "Теплоэнерго" либо по решению или с согласия собственника - администрации Мамско-Чуйского района, а сами постановление N 114 от 10.06,2008, распоряжение N 222 от 15.10.2010, распоряжение N 128 от 30.05.2011 администрации Мамско-Чуйского района - недействительными.
При таких обстоятельствах, ссылаясь на пункт 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик считает, что производство по настоящему обособленному спору подлежит прекращению. Однако судом в удовлетворении заявленного ходатайства в нарушении статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было отказано без вынесения мотивированного определения.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: как указано выше, решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.03.2013 МУП "Теплоэнерго") признано несостоятельным (банкротом).
Из материалов дела следует, что МУП "Теплоэнерго" создано на основании постановления главы администрации Мамско-Чуйского района N 173 от 13.03.2000. Предприятие является унитарным, основанным на праве хозяйственного ведения, его учредителем и собственником является администрация Мамско-Чуйского района в лице комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования Мамско-Чуйского района (учредитель) (пункт 1.1 устава).
Предприятие является коммерческой организацией, не наделённой правом собственности на закреплённое за ним учредителем имущество. Предприятие владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления района (пункты 1.4 и 6.1 устава).
Согласно пункту 2.2 устава МУП "Теплоэнерго" осуществляет следующие виды деятельности: снабжение потребителей холодной водой (питьевой водой); сбор и очистка воды; производство, передача и распределение тепловой энергии; управление недвижимым имуществом; транспортные услуги; вывоз и переработка твёрдых бытовых отходов; управление хозяйственными обществами в качестве их единоличного исполнительного органа; гостиничные услуги; выработка электроэнергии дизель-электрическими станциями; услуги связи; услуги бань; деятельность автомобильного грузового транспорта; деятельность внутреннего водного транспорта; хранение и складирование нефти и продуктов её переработки.
По окончании ликвидации денежные средства и иное имущество предприятия, включая выручку при реализации его имущества при ликвидации, после расчётов с кредиторами и дебиторами переходят в казну муниципального образования Мамско-Чуйского района в порядке, установленном нормативными актами органов местного самоуправления района (пункт 7.4 устава).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области N 03-00-4001/5001/2012-2535 от 18.12.2012 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в период с 1.10.1998 по 28.11.2012 МУП "Теплоэнерго" принадлежали следующие объекты недвижимого имущества:
8. Очистные сооружения (станция биологической очистки), сооружение, площадью 239,0 кв.м, кадастровый номер объекта: 38:24:0100001:0008:25:224:001:200049800, расположенные по адресу: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, посёлок Мама, Промзона, хозяйственное ведение на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 21 от 18.06.2007 зарегистрировано 31.10.2008, ограничение права не зарегистрировано, право хозяйственного ведения прекращено 5.03.2012;
10. Насосная станция, нежилое помещение площадью 55,1 кв.м, кадастровый номер объекта: 38:24:0100009:0022:25:224:001:200049870, расположенная по адресу: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, посёлок Мама, улица Советская, хозяйственное ведение на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 29 от 18.06.2007 зарегистрировано 31.10.2008, ограничение права не зарегистрировано, право хозяйственного ведения прекращено 5.03.2012.
Распоряжением администрации Мамско-Чуйского района N 128 от 30.05.2011 "Об изъятии имущества из хозяйственного ведения МУП "Теплоэнерго" и внесении данного имущества в муниципальную казну муниципального образования Мамско-Чуйского района" для проведения аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества в целях оказания потребителям услуг теплоснабжении горячего водоотведения, холодного водоснабжения, услуг водоотведения и очистки сточных вод, изъято из хозяйственного ведения МУП "Теплоэнерго" и внесено в муниципальную казну муниципального образования Мамско-Чуйского района имущество согласно приложению к распоряжению администрации района от 30.05.2011.
Согласно приложению к распоряжению администрации Мамско-Чуйского района N 128 от 30.05.2011 МУП "Теплоэнерго" следует передать, а КУМИ администрации Мамско-Чуйского района принять имущество в количестве 40 объектов, в том числе:
39. Нежилое здание очистных сооружений (с оборудованием), находящееся по адресу: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, п. Мама, Промзона;
40. Нежилое здание, канализационная насосная станция, находящееся по адресу: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, п. Мама, ул. Советская.
Далее судом установлено, что спорное имущество передано в аренду третьему лицу ОАО "Облжилкомхоз" на основании договора аренды N 2 от 14.06.2011, посредством которого осуществляется оказание коммунальных услуг населению городского поселения.
Конкурсный управляющий заявил требование о признании недействительной сделки, направленной на изъятие имущества из хозяйственного ведения муниципального предприятия (должника) собственником имущества, а также о применении последствий недействительности сделки - взыскании денежной суммы, эквивалентной стоимости имущества, указанной в договорах купли-продажи N 21 и N 29 от 18.06.2007, в размере 443 000 руб.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: доводы заявителя жалобы о том, что производство по настоящему обособленному спору подлежит прекращению, суд апелляционной инстанции оценивает критически. Требования о признании недействительными действий администрации Мамско-Чуйского района по изъятию у должника нежилого здания очистных сооружений (с оборудованием), находящегося по адресу: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, п. Мама, Промзона, и нежилого здания канализационной насосной станции, находящегося по адресу: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, п. Мама, ул. Советская, ранее конкурсным управляющим не заявлялись и судом не рассматривались. Следовательно, для прекращения производства по делу никаких оснований не имеется.
В соответствии с положениями статьи 61.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) сделки, совершённые должником или другими лицами за счёт должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
Правила главы III.1 Закона о банкротстве могут применяться к оспариванию действий, направленных на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, процессуальным законодательством Российской Федерации и другими отраслями законодательства Российской Федерации, в том числе к оспариванию соглашений или приказов об увеличении размера заработной платы, о выплате премий или об осуществлении иных выплат в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и к оспариванию самих таких выплат. К действиям, совершённым во исполнение судебных актов или правовых актов иных органов государственной власти, также применяются правила, предусмотренные настоящей главой.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 по делу N 10984/08, заявленное предприятием в лице конкурсного управляющего требование, связанное с изъятием собственником имущества, закреплённого за предприятием на праве хозяйственного ведения, подлежит рассмотрению по правилам искового производства, а не как требование о признании недействительным ненормативного акта.
Учитывая изложенное, действия администрации Мамско-Чуйского района, направленные на изъятие имущества из хозяйственного ведения должника, правомерно оспорены конкурсным управляющим в рамках настоящего обособленного производства.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 5 постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно пунктам 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием, а также в результате приобретения унитарным предприятием имущества по договору или иному основанию.
В данном случае МУП "Теплоэнерго" приобрело очистные сооружения (станция биологической очистки) с оборудованием на основании договора N 21 купли-продажи недвижимого имущества от 18.06.2007, заключённого с ООО "Лесопромышленный комплекс "Визерный". Имущество оценено в 400 000 руб., передано по акту приёма-передачи от 20.06.2007, 31.10.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения за номером 38-38-03/018/2008-399.
Насосная станция с оборудованием приобретена на основании договора N 29 купли-продажи недвижимого имущества от 18.06.2007, заключённого с ООО "Лесопромышленный комплекс "Визерный". Имущество оценено в 43 000 руб., передано по акту приёма-передачи от 20.06.2007,31.10.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области произведена государственная регистрация права хозяйственного ведения за номером 38-38-03/018/2008-406.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Таким образом, должник приобрёл право хозяйственного ведения на спорное имущество 31.10.2008.
Согласно пункту 5 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 7 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 1.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделён правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Согласно пункту 1 статьи 235, пункту 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие вправе отказаться от имущества, закреплённого за ним на праве хозяйственного ведения, однако, такой отказ, на основании которого собственник изымает имущество, с учётом пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, не должен привести к невозможности осуществления предприятием целевой деятельности.
В данном же случае материалами дела подтверждается, что изъятие администрацией Мамско-Чуйского района имущества, закреплённого за МУП "Теплоэнерго" на праве хозяйственного ведения, повлекло за собой невозможность осуществления должником хозяйственной деятельности и привело предприятие к банкротству, поскольку спорное имущество использовалось предприятием в целях осуществления уставной деятельности по тепло-, водоснабжению и водоотведению.
Учитывая изложенное, в части признания оспоренных действий администрации Мамско-Чуйского района недействительными определение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента совершения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах.
Согласно положениям пункта 1 статьи 61.6 Закона о банкротстве всё, что было передано должником или иным лицом за счёт должника или в счёт исполнения обязательств перед должником, а также изъято у должника по сделке, признанной недействительной в соответствии с настоящей главой, подлежит возврату в конкурсную массу. В случае невозможности возврата имущества в конкурсную массу в натуре приобретатель должен возместить действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения.
Из материалов дела судом установлено, что спорное имущество в настоящее время передано администрацией Мамско-Чуйского района в аренду ОАО "Облжилкомхоз" на основании договора аренды N 2 от 14.06.2011, и посредством этого имущества осуществляется оказание коммунальных услуг населению городского поселения.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 18.09.2012 зарегистрирован указанный договор аренды N 2 от 14.06.2011, заключённый между администрацией Мамско-Чуйского района и ОАО "Облжилкомхоз", за номером 38-38-18/004/2012-101.
В такой ситуации изъятие спорного имущества у ОАО "Облжилкомхоз" неизбежно приведёт к срыву поставок коммунальных ресурсов гражданам, проживающим в Мамско-Чуйском районе (должник, как предприятие-банкрот, не ведёт хозяйственную деятельность и не сможет обеспечить исполнение обязательств перед населением), что совершенно недопустимо.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что возврат спорного имущества должнику невозможен, в связи с чем требование конкурсного управляющего о применении последствий недействительности сделки в виде взыскания стоимости изъятого недвижимого имущества подлежит удовлетворению.
Действительная стоимость имущества на момент его приобретения, как уже отмечено выше, составляла 443 000 руб. Именно эта сумма и взыскана с администрации Мамско-Чуйского района в конкурсную массу.
Таким образом, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268, 271, частью 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 25 ноября 2014 года по делу N А19-16639/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
О.В. Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16639/2012
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 ноября 2016 г. N Ф02-6390/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: МУП "Теплоэнерго"
Кредитор: ОАО "Областное жилищно-коммунальное хозяйство", ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", ООО "Иркутскэнергосбыт"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Мамско-Чуйского района, Администрация муниципального образования Мамско-Чуйского района, Байкальский банк Сбербанка России, Байкальский банк Сбербанка РФ, ГУ ИРО ФСС РФ, КУМИ Мамско-Чуйского района, Мамско Чуйский отдел судебных приставов ГУ ФССП по ИО, Мамско-Чуйский районный суд, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Иркутской области, НП "Союз менеджеров и антикризисных управляющих", ОАО "Областное жилищное коммунальное хозяйство", ОПФ РФ (гос. учреждение) по Иркутской области, Сапожникова Наталья Сергеевна, ТФО медицинского страхования граждан по Иркутской области, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, УФССП по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6390/16
01.09.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-786/14
03.04.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-786/14
16.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2049/14
28.03.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-786/14
19.03.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-16639/12