город Ростов-на-Дону |
|
02 апреля 2015 г. |
дело N А32-9154/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильенко А.О.,
при участии (до перерыва):
от истца: Гузеев Иван Александрович по доверенности от 03.03.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Завод строительных материалов "Тихорецкий"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2014 по делу N А32-9154/2014
по заявлению закрытого акционерного общества "Завод строительных материалов "Тихорецкий"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
о признании незаконными регистрационных действий, исключения записи из государственного кадастра недвижимости,
принятое судьей Данько М.М.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Завод строительных материалов "Тихорецкий" (далее - ЗАО "Завод строительных материалов "Тихорецкий", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю, управление), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю, кадастровая палата) о признании незаконными действий управления, выразившихся во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащих обществу на праве собственности земельных участков: с кадастровым номером 23:50:0102006:1572, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Гоголя 2б, и с кадастровым номером 23:50:0102006:1571, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Гоголя 2, в размере 2 389,27 руб. кв. м по состоянию на 01.01.2012, а сами сведения не подлежащими применению с 01.01.2012 по 31.12.2012 включительно; обязании управления исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571 по состоянию на 01.01.2012 и внести изменения в соответствии с приказом N 1756 от 22.11.2011 в сведения об удельном показателе кадастровой стоимости указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2012; обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572 в размере 2 472 894,45 руб. и внести изменения в соответствии с приказом N 1756 от 22.11.2011 в сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 1 058 463,45 руб. по состоянию на 01.01.2012; обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым 23:50:0102006:1571 в размере 65 394 319,9 руб. по состоянию на 01.01.2012 и внести изменения в соответствии с приказом N 1756 от 22.11.2011 в сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка в размере 27 990 477,9 руб. по состоянию на 01.01.2012.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2014 в удовлетворении заявленных требовании отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действующем законодательстве не содержится требовании о сроках, в течение которых уполномоченный орган должен принять решение о внесении в кадастр сведении об удельном показателе земельных участков, поставленных на кадастровый учет позднее проведения оценки массовым способом и до утверждения это оценки соответствующим актом уполномоченного органа. Поскольку законом не установлен срок, в течение которого орган кадастрового учета должен был внести в кадастр сведения о новом удельном показателе спорных участков, такое внесение 30.03.2012 не подлежит признанию незаконным.
Не согласившись с данным судебным актом, ЗАО "Завод строительных материалов "Тихорецкий" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 19.12.2014 отменить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр на основании данных государственной кадастровой оценки в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Права общества как налогоплательщика, уплачивающего земельный налог за 2012 год, нарушены незаконным действием управления, которое повлекло увеличение налога на землю.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Завод стройматериалов "Тихорецкий" на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 23:50:0102006:34, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Гоголя, 2.
Земельному участку с кадастровым номером 23:50:0102006:34 был установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 389, 27 руб., кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 67 867 214, 35 руб., что подтверждается кадастровым паспортом.
По решению собственника земельного участка произведен его раздел на два земельных участка с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571, которые поставлены на кадастровый учет 27.09.2011.
Указанным земельным участкам установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 2389,27 руб.
Полагая, что указанным земельным участкам в соответствии с видом разрешенного использования "для производственных целей" подлежал установлению удельный показатель кадастровой стоимости для кадастрового квартала 23:50:0102006 в размере 1022,67 руб. за 1 кв. м (п. 377 Приложения 2 к приказу N 1756 от 22.11.2011) с 01.01.2012 в соответствии с приказом N 1756 от 22.11.2011 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края", ЗАО "Завод стройматериалов "Тихорецкий" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании представитель истца правовую позицию по делу поддержал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, действия управления могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данных действий закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с пунктами 5.1.3, 5.1.4 и 5.2.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Росреестр осуществляет полномочия в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости, проведения государственной кадастровой оценки земель.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ закреплено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
Пункт 2.1.17 Методических указаний (введен в действие с 05.01.2010) устанавливает, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В силу указанных положений Методических рекомендаций кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571 подлежала установлению исходя из удельного показателя в размере 2 389,27 руб. за 1 кв. м, поскольку данный показатель был применен к преобразуемому земельному участку. Такие действия кадастрового органа соответствовали порядку, закрепленному в подпункте 2.1.17 Методических указаний.
Учитывая, что на момент постановки земельных участков с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571 на кадастровый учет 27.09.2011 приказ N 1756 от 22.11.2011 об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков не действовал, действия управления по установлению удельного показателя кадастровой стоимости соответствовали требованиям действующего законодательства.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011 утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков. Согласно указанному приказу удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 23:50:0102006, для вида разрешенного использования - для производственных целей составляет 1 022,67 руб. за 1 кв.м. (п. 377 Приложения 2 к приказу N 1756 от 22.11.2011). В пункте 6 данного приказа указано, что он вступает в законную силу с 01.01.2012, но не ранее, чем через 10 дней со дня его официального опубликования.
По смыслу пункта 7 части 1 статьи 15 Закона N 221-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, в том числе земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании решения компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления об утверждении результатов государственной кадастровой оценки соответствующих объектов недвижимости, которое подлежит направлению в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
Согласно ч. 7 ст. 15 Закона N 221-ФЗ в случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости, вносятся в ГКН (пункт 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов (пункт 4 статьи 15 Закона N 221-ФЗ).
Таким образом, правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Пунктом 3 приказа N 1756 от 22.11.2011 об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю рекомендовано внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм после утверждения уполномоченным органом результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков подлежали внесению в государственный кадастр недвижимости.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что установление рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета к внесению такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН.
В рамках настоящего дела общество просит обязать управление исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровыми номерами 23:50:0102006:1572 и 23:50:0102006:1571 по состоянию на 01.01.2012, внести изменения в соответствии с приказом N 1756 от 22.11.2011 в сведения об удельном показателе кадастровой стоимости указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2012, исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков и внести изменения в соответствии с приказом N 1756 от 22.11.2011.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:50:0102006:1571 снят с государственного кадастрового учета 20.08.2013, о чем свидетельствует кадастровая справка от 30.01.2014 (т. 1 л.д. 46).
Следовательно, в настоящее время сведения о кадастровой стоимости в отношении данного земельного участка не могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости.
В письме от 15.11.2013 кадастровая палата сообщила о том, что в настоящее время кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572 пересчитана в соответствии с пунктами 2.4 и 2.1.17 Методических указаний и установлена в размере 927 090,90 руб. с применением удельного показателя 895,74 руб./кв.м. (т. 1 л.д. 82).
Согласно публичной кадастровой карте кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572 установлена в размере 927 090,90 руб.
Таким образом, в настоящее время сведения о кадастровой стоимости принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 23:50:0102006:1572 в государственном кадастре недвижимости приведены в соответствие, следовательно, права истца восстановлены.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что несвоевременное внесение сведений о кадастровой стоимости спорных земельным участков привело к доначислению налога на землю исходя из завышенной кадастровой стоимости, не принимается апелляционным судом.
Бездействие кадастровой палаты по своевременному внесению сведений в государственный кадастр недвижимости в связи с изданием приказа N 1756 от 22.11.2011 предметом настоящего спора не является.
Применение для целей налогообложения утвержденной компетентным органом кадастровой стоимости земельного участка не ставиться в зависимость от внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости при наличии утвержденных соответствующим актом результатов государственной кадастровой оценки земель.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2014 по делу N А32-9154/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9154/2014
Истец: ЗАО "ЗАВОД СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ "ТИХОРЕЦКИЙ", ЗАО "Завод стройматериалов Тихорецкий"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиипо Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Третье лицо: ФГБУ "ФКП ФС ГРКК" по КК