г. Москва |
|
06 апреля 2015 г. |
Дело N А40-140309/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Алексеевой Е.Б., Юрковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Казьминой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы,
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 16.01.2015 по делу N А40-140309/14,
принятое судьей Козловым В.Ф. (шифр судьи 53-1084),
по иску ООО "Управляющая компания "СОЮЗ-ЛЮБЕРЦЫ"
(ОГРН 1077761178362, адрес: 140013, Московская обл., г. Люберцы, Проспект Гагарина, д. 26, корп. 2, офис 034),
к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
(ОГРН 1027739753656, адрес: 125009. г. Москва, Газетный переулок, д. 1/12)
о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца: Муженко М.В. по доверенности от 12.01.2015,
от ответчика: Вдович А.В. по доверенности N 33 - Д-784/14 от 18.12.2014
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен ООО "УК "Союз-Люберцы" к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о взыскании 12 645 465 руб. 67 коп., составляющих 10 692 191,54 руб. долга, 1 953 274,13 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда стороной подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционным судом рассмотрено ходатайство ответчика о процессуальной замене Департамента жилищной политики и жилищного фонда в связи с реорганизацией путем присоединения к Департаменту городского имущества города Москвы.
Ответчиком представлены: постановление Правительства Москвы от 20.11.2014 N 683-ПП, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 77 N 016918296, сведения из ЕГРЮЛ.
С учетом представленных документов апелляционный суд произвел замену ответчика - Департамента жилищной политики и жилищного фонда на Департамент городского имущества города Москвы применительно к сумме требований по иску в размере 10 692 191,54 руб. долга, 1 953 274,13 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель истца против доводов жалобы возражал, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Истец является управляющей компанией, осуществляющей управление, содержание и ремонт многоквартирных домов, расположенных по адресам: Московская область, г. Люберцы, проспект Гагарина, д. 23, и ул. Преображенская, д. 6, корп. 2, что подтверждается протоколами от 22.12.2009 N 1 внеочередных собраний членов ТСЖ "Красная горка-2" и "Красная горка-6", договорами на управление, содержание и ремонт жилого дома от 11.01.2010 N ДУ-2 и ДУ-6.
Квартиры в указанных домах, общей площадью 19 899,3 кв.м, на основании государственных контрактов от 30.12.2008 N 614-08-УЭФ, 615-08-УЭФ, 616-08-УЭФ, 617-08-УЭФ по актам приема-передачи от 16.09.2009, от 18.09.2009, от 22.09.2009, переданы в собственность города Москвы.
Поскольку Департамент оплату за управление, содержание и ремонт общего имущества в отношении незаселенных квартир, а за услуги по обслуживанию автоматических запирающих устройств и услуги консьержей в отношении заселенных квартир до регистрации жильцами права собственности на квартиры не производил, затраты управляющей компании за период с 17.11.2011 по 31.07.2014 составили 10 692 191,54 руб., что подтверждается расчетом.
В силу положений ст39, 153 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 1, 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 1, 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Истцом представлены договоры с организациями, выполняющими работы (оказывающими услуги) по содержанию многоквартирного дома, доказательства фактического выполнения данных договоров, в том числе оплаты по этим договорам.
Статьей 18 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Жилищным кодексом РФ.
В сентябре 2009 года город Москва в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда принял в собственность квартиры в многоквартирных домах. Дома введены в эксплуатацию 16 июля 2009 г.
Несмотря на отсутствие государственной регистрации права собственности г. Москвы на квартиры в спорный период, ответчик обязан нести бремя расходов на содержание жилых помещений за заявленный истцом период в силу п. 3 ст. 153 Жилищного кодекса, поскольку иной вывод приведет к возникновению на стороне ответчика неосновательного обогащения.
Истец произвел начисление соразмерно доле г. Москвы в праве общей собственности на имущество многоквартирного дома с применением цены за содержание и ремонт жилых помещений по ставкам, утвержденным постановлениями Администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 27.12.2010 N 1599-ПА, от 27.12.2011 N 1903-ПА, от 20.12.2012 N 2025-ПА, от 17.06.2013 N 1051-ПА, размер платы за отопление в связи с отсутствием в жилом доме приборов учета, определен по формуле: общая площадь помещения, умноженная на норматив потребления тепловой энергии на отопления, утвержденный решением Совета депутатов муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, составляющий 0,0145 Гкал/кв.м, умноженные на тариф на тепловую энергию, установленный на 2011 г. распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области от 28.12.2010 N 57-Р "Об утверждении решения правления топливно-энергетического комитета Московской области от 28.12.2010", на 2012 г. до 1 декабря 2012 г. распоряжением Министерства экономики Московской области от 05.12.2011 N 151-РМ, с 1 декабря 2012 г и на 2013 г. распоряжением Комитета по тарифам и ценам Московской области от 25.12.2012 N 153-Р, договором поставки тепловой энергии и горячей воды от 20.11.2012 N 02-СЮ/Л-12, на 2014 г. распоряжением Комитета по тарифам и ценам Московской области от 02.12.2013 N 139-Р.
Как предусмотрено пп. 6 п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Согласно Положению о Департаменте жилищной политики и жилого фонда города Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2011 года N 44-ПП, Департамент, являющийся отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляет функции по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих в имущественную казну города Москвы (п. 1); выполняет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями (п. 9).
В соответствии с ч. 4 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем (собственником) этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления и не включает в себя плату по обслуживанию АЗУ и услугу "консьерж".
Согласно ч. 5 ст. 153 Жилищного кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу ст. 219 и п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса право собственности возникает с момента государственной регистрации права.
Таким образом, обязанность по оплате за содержание и ремонт общедомового имущества и коммунальную услугу по отоплению возложена на Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.
Оплата за содержание и ремонт жилого помещения и отопление должна производится Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы до заключения договора краткосрочного найма.
Услуги по обслуживанию автоматических запирающих устройств (АЗУ) и "консьерж" оплачиваются Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы до регистрации третьими лицами права собственности на помещение.
В соответствии со ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Поскольку доказательства оплаты названной суммы задолженности ответчик не представил, исковое требование в заявленном размере удовлетворено обоснованно.
По правилам ст.395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами с ответчика обоснованно взысканы проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, при этом размер процентов правомерно снижен судом, исходя из наличия доказательств получения ответчиком только претензии от 24.08.2012 N 399/12, 27 августа 2012 г., содержащей сведения о размере долга за 2010-2011 годы в отношении квартир в жилом доме по адресу: г. Люберцы, проспект Гагарина, д. 23.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности возложения на ответчика обязанности по оплате услуг консьержа и АЗУ, которые должны быть отнесены на физических лиц после их заселения, подлежат отклонению, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 153 Жилищного кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Возражения апеллянта относительно неправомерности начисления процентов не могут быть приняты, поскольку претензия от 24.08.2012 N 399/12, полученная ответчиком 27 августа 2012 г., содержит сведения о размере долга за 2010-2011 годы в отношении квартир в жилом доме по адресу: г. Люберцы, проспект Гагарина, д. 23.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку расчет истца нормативно и документально обоснован, в том числе первичной документацией, допустимые документальные подтверждения заявленных возражений заявитель жалобы не представил, мотивированный и обоснованный контррасчет не подготовил, сверку расчетов не произвел.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на его правопреемника - Департамент городского имущества города Москвы.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2015 по делу N А40-140309/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140309/2014
Истец: ООО "УК "Союз-Люберцы"
Ответчик: Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы