Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 августа 2015 г. N Ф01-2456/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
06 апреля 2015 г. |
Дело N А31-6729/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединение производственных компаний "Костромской Дом"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 22.01.2015 по делу N А31-6729/2014, принятое судом в составе судьи Тетерина О.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Объединение производственных компаний "Костромской Дом"
(ИНН: 4401098720, ОГРН: 1094401001265)
к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Управления финансов администрации города Костромы
Третьи лица: Глава городского округа город Кострома,
Дума города Костромы,
Департамент культуры Костромской области,
Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы,
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области,
о взыскании убытков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Объединение производственных компаний "Костромской Дом" (далее - Истец, Общество) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Костромской области к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Главы городского округа город Кострома о взыскании 199897,11 руб. убытков.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 16.10.2014 произведена замена ответчика на муниципальное образование городского округа город Кострома в лице Управления финансов администрации города Костромы (далее - Ответчик, Управление).
Кроме того, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Глава городского округа город Кострома, Дума города Костромы, Департамент культуры Костромской области, Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 22.01.2015 в иске отказано.
Общество с принятым решением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по жалобе Общество обращает внимание апелляционного суда на следующие обстоятельства:
1) основанием отказа в удовлетворении требований Истца стал вывод суда первой инстанции об отсутствии заключенного с Ответчиком муниципального контракта, инвестиционного соглашения (гражданского договора) и, как следствие, отсутствие обязательств со стороны Ответчика. Однако между Истцом и Ответчиком существовали отношения, порождающие взаимные права и обязанности, что подтверждается фактически имевшими место обстоятельствами, свидетельствующими о согласованности действий и заинтересованности в строительстве общественных туалетов по адресу г.Кострома, ул. 1 Мая, 1а, обеих сторон, поэтому возложение рисков и ответственности только на одну сторону незаконно и неправомерно. Соответственно, лишившись того, на что вправе было рассчитывать, Общество понесло убытки.
2) Суд первой инстанции указал на отсутствие обязанности исполнительного органа Костромской области в одобрении инвестиционного проекта и признал имевшие место спорные расходы относящимися к обычной хозяйственной деятельности коммерческой организации. Между тем проект Общества был одобрен с указанием его дальнейших действий для осуществления строительства объекта, что и было исполнено Обществом. При этом отношения по строительству объекта не относились к случаям, которые требуют обязательного заключение инвестиционного соглашения. Отношения между сторонами осуществлялись в рамках актов, изданных государственным органом.
Таким образом, заявитель апелляционной жалобы считает, что решение от 22.01.2015 подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Управление представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Истца возражает, просит решение суда оставить без изменения.
Дума города Костромы, Глава городского округа город Кострома, Управление территориального планирование городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы, Департамент культуры Костромской области, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Ответчик ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области от 22.01.2015 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество, полагая, что ему были причинены убытки в размере 199 897,11 руб., обратилось с соответствующим иском в суд.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь статьями 33, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Уставом города Костромы, статьями 15, 161, 407, 416, 417 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 61 Земельного кодекса Российской Федерации, Решениями Думы города Костромы от 16.12.2010 N 62, от 31.05.2012 N 54, Законом Костромской области от 14.10.1997 N 12, Федеральными законами от 30.12.2012 N 302-ФЗ и от 25.02.1999 N 39-ФЗ, позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.05.2012 N 13443/11, требования Истца признал неправомерными.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 27 Устава города Костромы Дума города Костромы - выборный постоянно действующий представительный орган муниципального образования, наделенного статусом городского округа, обладающий правом представлять интересы населения города Костромы и принимать от его имени решения по вопросам своего ведения.
То есть Дума города Костромы - орган, в компетенции которого находится утверждение Правил землепользования и застройки города Костромы и внесение в них изменений.
16.12.2010 Думой города Костромы принято решение N 62 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Костромы".
Решением Думы города Костромы от 31.05.2012 N 54 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Костромы" в Правила землепользования и застройки города Костромы внесены изменения, согласно которым часть 9 Правил землепользования и застройки города Костромы "Градостроительные регламенты. Природно-рекреационные зоны" изложена в новой редакции, согласно которой, в том числе, из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне Р-2 "Зона набережных" был исключен такой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства как "Общественные туалеты".
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрена возможность возмещения лицу, права которого нарушены, причиненных ему убытков. При этом под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу приведенных выше норм права возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность таких обстоятельств наличие у него законных прав или интересов, факт нарушения ответчиком этих прав (интересов), наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
В соответствии с частью 1 статьи 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (пункт 1 статьи 416 ГК РФ).
Одним из таких обстоятельств является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (пункт 1 статьи 417 ГК РФ). В нем указано, что если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. При этом стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.
В силу положений пункта 2 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Из анализа норм пункта 2 статьи 61 ЗК РФ и статей 15, 16, 1069 ГК РФ следует, что убытки подлежат возмещению в случае, если в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушены законные права и интересы гражданина или юридического лица. Данный вывод содержится также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 13443/11.
Таким образом, обязанность по возмещению причиненных гражданину (юридическому лицу) убытков возлагается на публично-правовые образования только в результате издания государственными органами (органами местного самоуправления) актов, не соответствующих закону (иному правовому акту). Правомерно изданный акт государственного органа, который делает исполнение обязательств невозможным, не создает оснований для требований сторон друг к другу или к соответствующему государственному органу (органу местного самоуправления).
При этом правомерность принятия Думой города Костромы решения от 31.05.2012 N 54 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Костромы" Обществом не оспаривается.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.04.2010 на заседании Совета по инвестициям при Губернаторе Костромской области был одобрен инвестиционный проект по строительству 10 общественных туалетов на территории города Костромы, в том числе и по адресу: город Кострома, ул. 1 Мая, 1а.
Согласно выписке из протокола N 6 от 06.05.2010 согласовано место размещения общественного туалета на земельном участке по ул. 1 Мая, 1а.
Распоряжением N 453/з от 06.06.2011 Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области предварительно согласовано место размещения общественного туалета на земельном участке по ул. 1 Мая, 1а.
Распоряжением N 740/з от 25.08.2011 Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области Обществу предоставлен в аренду земельный участок по адресу: г. Кострома, по ул. 1 Мая, 1а, для строительства общественного туалета.
26.09.2011 между Департаментом государственного имущества и культурного наследия Костромской области и Обществом заключен договор N Д.2641.2 аренды земельного участка, расположенного по адресу: город Кострома, ул. 1 Мая, д. 1а, с видом разрешенного использования - строительство общественного туалета.
Земельный участок по ул. 1 Мая, 1а, расположен в границах объекта культурного наследия регионального значения "Исторический центр г.Костромы. Сер. XII- нач. ХХв.", расположенного по адресу: г. Кострома, Центральная часть города (постановление администрации Костромской области от 08.10.2007 N 230-а), а также относится к озелененной территории общего пользования и расположен в границах историко-архитектурной заповедной территории города Костромы (постановление Главы города Костромы от 15.07.2008 N 1290, постановление Главы администрации Костромской области от 19.12.1997 N 837). Для данного земельного участка установлен соответствующий режим содержания, не предусматривающий новое строительство.
Для историко-архитектурной заповедной территории, исходя из специфики градостроительной ситуации в развивающейся структуре города, вводится несколько режимов содержания.
1. Режим реставрации предусматривает выполнение всех исследовательских, изыскательских, пролетных и строительных работ в соответствии с российскими нормами и правилами по консервации.
Режим реставрации соответствует территориям архитектурных памятников и предполагает проведение комплексных мероприятий, направленных на долговременное сохранение памятников, нейтрализацию искажений, выявленных важнейших градостроительных характеристик объекта.
2. Режим регенерации предусматривает реставрацию и консервацию памятников истории и культуры, сохранение и восстановление традиционных характеристик ценной градостроительной среды с допустимым использованием методов компенсационного строительства.
3. Режим реновации предусматривает обновление сложившейся градостроительной среды в целях поддержания традиционных характеристик городского ландшафта и оптимизации условий восприятия исторической части г. Костромы, по следующим направлениям:
а) обновление и преобразование ландшафтно-пространственной структуры на основе исторических характеристик;
б) обновление и преобразование объемно-планированной структуры на основе исторических характеристик;
в) активное преобразование и обновление объемно-планированной структуры со сносом диссонирующего объекта, восстановлением исторического масштаба застройки.
Между тем, земельный участок по ул. 1 Мая, 1а, входит в состав территориальной зоны набережных с обозначением "Р-2" в приложении к правилам землепользования и застройки города Костромы, утвержденных Решением Думы г. Костромы от 16.12.2010 N 62.
При выдаче заключения по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников N 6-12 от 30.03.2012 под проектирование и строительство здания общественного туалета (при условии соблюдения действующего законодательства, ЗК РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") действовали правила землепользования и застройки города Костромы, утвержденные решением Думы г. Костромы от 16.12.2010 N 62 (в редакции решения Думы города Костромы от 08.12.2011 N 294), предусматривавшие в качестве одного из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в данной зоне: общественные туалеты (пункт 7).
24.01.2012 Департаментом государственного имущества и культурного наследия Костромской области Истцу было выдано заключение N 6-12 по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников по вышеуказанному адресу для предоставления его в Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и управления муниципальным имуществом Администрации города Костромы для оформления градостроительного плана.
10.02.2014 Управление направило письмо об отказе в выдаче градостроительного плана, в виду отсутствия в выданном заключении сведений о разрешенном параметре строительства - минимальном отступе от границ земельного участка.
18.02.2014 Общество направило в адрес Департамента культуры Костромской области запрос о предоставлении заключения с учетом требований Управления территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и управления муниципальным имуществом Администрации города Костромы.
Департаментом культуры Костромской области со ссылкой на Решение Думы города Костромы от 31.05.2012 N 54 в выдаче заключения было отказано.
Общество, полагая, что по вине Ответчика оно было лишено возможности производить дальнейшие действия по строительству общественного туалета на данном земельном участке, во исполнение проекта, одобренного на совете по инвестициям при Губернаторе Костромской области, настаивает, что за период действия договора аренды несло убытки, связанные с внесением арендных платежей и расходов на проведение межевания, получение технических условий и разработке проектной документации (за период с 07.12.2011 по 16.01.2014 Общество оплатило арендные платежи в размере 18 893,13 руб.), а также за период с момента согласования места размещения общественного туалета понесло следующие затраты:
1) на изготовление проектной документации и за разработку бизнес-проекта 100 000 руб.
01.02.2010 между Обществом и ООО "Проектный институт "Гражданское строительство" заключен договор возмездного оказания услуг, согласно которому ООО "Проектный институт "Гражданское строительство" приняло на себя обязательство по разработке проектной документации и бизнес - проекта по строительству общественного туалета по адресу: город Кострома, ул. 1 Мая, 1а, для заседания Совета по инвестициям при Губернаторе Костромской области.
Данные проекты Истцу было необходимо предоставить на заседание Совета по инвестициям при Губернаторе Костромской области, так как целью проведения данного Совета является рассмотрение именно проектов, направленных на модернизацию, реконструкцию, реставрацию объектов, находящихся в собственности Костромской области.
Расходы Общества на составление вышеуказанных проектов составили 100000 руб. (платежное поручение от 19.06.2014 N 406).
2) За проведение межевания в размере 8 000 руб.
По результатам заседания 01.04.2010 Обществу рекомендовано обратиться в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области с заявлением о выборе земельного участка для строительства общественного туалета.
Согласно выписке из протокола N 6 от 06.05.2010 согласовано место размещения общественного туалета на земельном участке по ул. I Мая,1а.
Распоряжением N 453/з от 06.06.2011 Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области предварительно согласовано место размещения общественного туалета на земельном участке по ул. 1 Мая, 1а. Кроме того, пунктом 6.1. данного распоряжения установлено, что Истец обязан в течение 6 месяцев обеспечить проведение кадастровых работ в отношении земельного участка, находящегося по адресу: город Кострома ул. 1 Мая, la, а также обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учет.
Общество произвело межевание земельного участка, находящегося по адресу: город Кострома, ул. 1 Мая, 1а, что подтверждается копиями кассовых чеков от 13.07.2010 и от 21.10.2010.
3) За изготовление справок в Государственном предприятии Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация" для оформления градостроительного плана в размере - 4 573,08 руб.
По условиям Распоряжения N 740/з от 25.08.2011 Истец обязан был оформить разрешение на строительство после согласования проектной документации.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации арендаторы земельных участков, имеющие намерение осуществить строительство на данном земельном участке обязаны получить градостроительный план земельного участка, а так же соответствующие технические условия.
Пунктом 2.7.2 раздела 2.7 Административного регламента по предоставлению Администрацией города Костромы муниципальной услуги по оформлению градостроительного плана земельного участка, утвержденного Постановлением Администрации города Костромы от 20.09.2010 N 1849 установлено, что для получения градостроительного плана необходимо приложить документ о наличии либо отсутствии на земельном участке строений, сооружений, справок о данных технического учета и материалы технической инвентаризации.
Соответственно, за выдачей данного документа Общество обратилось в Государственное предприятие Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация".
За изготовление справок Общество уплатило 4573,08 руб., что подтверждается платежными поручениями, приложенными к материалам дела.
4) За регистрацию договора аренды в размере 15 000 руб.
Согласно Распоряжению N 740/з от 25.08.2011 Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области Общество обязано было обратиться в течение одного месяца после заключения договора аренды земельного участка в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области для государственной регистрации договора аренды.
Во исполнение данного распоряжения Общество оплатило госпошлину в размере 15 000 руб. за регистрацию договора аренды N Д.2641.2 от 26,09.2011, что подтверждается платежным поручением от 13.10.2011.
5) За получение экспертного заключения по земельному участку для строительства здания общественного туалета по ул. 1 Мая,1а, в городе Костроме, выданного ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области" в размере 3 430,90 руб.
6) За оказание юридических услуг 50 000 руб.
15.04.2010 между Обществом и ИП Цветковым Ю.Ю. заключен договор на оказание юридических услуг, по условиям которого ИП Цветков Ю.Ю. обязуется по поручению Общества оказать юридические услуги, связанные с реализацией инвестиционного проекта по строительству общественного туалета по адресу: город Кострома, ул. 1 Мая, 1а, а именно:
-осуществить подготовку заявок в соответствующие организации для получения технических условий и экспертных заключений;
-осуществить действия по сбору и предъявлению документов необходимых для межевания земельного участка;
-подготовить документы для постановки земельного участка на кадастровый учет и т. д.
Оплата услуг по договору произведена Обществом в полном объеме, что подтверждается платежным поручением, приложенным к материалам дела.
Между тем, судом первой инстанции обоснованно было учтено, что обязанность по возмещению причиненных гражданину (юридическому лицу) убытков возлагается на публично-правовые образования только в результате издания государственными органами (органами местного самоуправления) актов, не соответствующих закону (иному правовому акту). Правомерно изданный акт государственного органа, который делает исполнение обязательств невозможным, не создает оснований для требований сторон друг к другу или к соответствующему государственному органу (органу местного самоуправления). Поскольку Решение Думы города Костромы N 54 было принято 31.05.2012, следовательно, норма, установленная статьей 161 ГК РФ к рассматриваемым правоотношениям, неприменима в связи с ограничением ее действия во времени.
Так, глава 2 части 1 ГК РФ дополнена статьей 161 Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 302-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 302-ФЗ данный Федеральный закон вступил в силу с 01.03.2013.
Согласно части 5 статьи 2 Закона N 302-ФЗ положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 302-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу Закона N 302-ФЗ. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 302-ФЗ, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 302-ФЗ) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу Закона N 302-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 2 Закона N 302-ФЗ.
Решение Думы города Костромы N 54 принято 31.05.2012, соответственно, норма, установленная статьей 161 ГК РФ к рассматриваемым правоотношениям неприменима в связи с ограничением ее действия во времени (части 1 и 5 статьи 2 Закона N 302-ФЗ), а также ввиду отсутствия в нормативно-правом акте оснований и порядка возмещения ущерба (убытков), возникших в связи с реализацией его положений.
Таким образом, к рассматриваемой ситуации применимы общие правила о возмещении убытков (статья 15 ГК РФ), доказательств существования которых Общество в материалы дела не представило.
Довод Общества о том, что лишившись того, на что вправе было рассчитывать, оно понесло убытки, апелляционный суд отклоняет в силу его противоречия положениям гражданского законодательства. Кроме того, апелляционный суд учитывает, что расходы понесенные Истцом для подготовки бизнес-плана, фактически относятся к обычной хозяйственной деятельности коммерческой организации, поскольку подготовка организацией бизнес-плана не означает, что такой бизнес-план автоматически будет одобрен и принят к исполнению.
При рассмотрении довода Истца о том, что отношения по строительству объекта не относились к случаям, которые требуют обязательного заключение инвестиционного соглашения, апелляционный суд учитывает следующее.
Согласно статье 7 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ) субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, законами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности в силу статьи 8 Закона N 39-ФЗ осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключенных между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
При прекращении инвестиционной деятельности субъектам инвестиционной деятельности возмещаются убытки в порядке, предусмотренном законодательством или договором (статья 18 Закона N 39-ФЗ).
Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности на территории Костромской области в 2010 (период возникновения инвестиционных отношений) регулировались Законом Костромской области от 14.10.1997 N 12 "Об инвестиционной деятельности в Костромской области" по состоянию на 30.09.2008, согласно которому инвестиционное соглашение - договор, заключенный администрацией Костромской области с субъектом инвестиционной деятельности и закрепляющий формы, объемы, сроки осуществления инвестиционного проекта, права, обязанности и ответственность сторон, перечень и объем дополнительных мер государственной поддержки, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом (статья 3).
Субъект инвестиционной деятельности обращается с инвестиционным проектом в уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области в сфере реализации государственной инвестиционной политики и представляет следующие документы: в том числе, заявление на рассмотрение инвестиционного проекта, бизнес-план - при рассмотрении представленных материалов, в случае несогласия с отдельными документами, уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области в сфере реализации государственной инвестиционной политики, вправе вернуть такие документы на доработку с мотивированным обоснованием. Решение о включении проекта в Реестр принимается в лечение одного месяца со дня подачи документации, полностью соответствующей требованиям настоящего Закона. Отказ во включении проекта в Реестр должен быть основан на объективных критериях и представлен заявителю в письменной форме (статья 7).
Таким образом, безусловная обязанность исполнительного органа Костромской области в одобрении инвестиционного проекта не предусмотрена.
Кроме того, муниципальный контракт на проектирование и строительство спорного туалета с Обществом не заключался, а все указанные затраты Истца возникли в связи с его инициативой по получению коммерческой выгоды и ни как не связаны с действием или бездействием учреждений или должностных лиц муниципального образования городской округ город Кострома.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания в пользу Истца заявленных им убытков, а решение Арбитражного суда Костромской области от 22.01.2015 законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы ООО "Объединение производственных компаний "Костромской Дом" по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 22.01.2015 по делу N А31-6729/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединение производственных компаний "Костромской Дом" (ИНН: 4401098720, ОГРН: 1094401001265) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-6729/2014
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 августа 2015 г. N Ф01-2456/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Объединение производственных компаний "Костромской Дом", ООО "ОПК "Костромской дом"
Ответчик: Глава городского округа город Кострома Костромской области, МО городской округ город Кострома в лице Управления финансов Администрации города Костромы, Муниципальное образование городского округа г. Кострома Костромской области в лице Главы городского округа город Кострома Костромской области, Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Управления финансов Администрации города Костромы
Третье лицо: Глава городского округа город Кострома, Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамент культуры Костромской области, Дума города Костромы, Управление территориального планирование городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы, г. Кострома