г. Томск |
|
6 апреля 2015 г. |
Дело N А27-21119/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Шевцова Н.М. по доверенности от 12.11.2014;
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 января 2015 года
по делу N А27-21119/2014 (судья И.В. Конкина)
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть", г. Москва в лице филиала "Новокузнецкий ВГСО" ФГУП "ВГСЧ", г.Новокузнецк (ОГРН 1027739276311, ИНН 7717036797)
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г.Кемерово
о признании незаконными решений N 140осс/р от 24.10.2014 и N 140осс/в от 24.10.2014
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Военизированная горноспасательная часть" в лице филиала "Новокузнецкий ВГСО" ФГУП "ВГСЧ" (далее - заявитель, предприятие, ФГУП "ВГСЧ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 10) (далее - заинтересованное лицо, ГУ-КРОФСС РФ, Фонд, апеллянт) о признании незаконными решений N 140осс/р от 24.10.2014 и N 140осс/в от 24.10.2014.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30 января 2015 года заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными решение Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.10.2014 N 140 осс/р о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 243104,44 руб., а также решение Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 24.10.2014 N140сс/в.
Не согласившись с принятым решением, Фонд обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по основаниям неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильное определение судом юридически значимых обстоятельств для дела, неправильное применение судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что само по себе предоставление документов, подтверждающих наличие трудовых отношений, факт наступления страхового случая при предъявлении листков нетрудоспособности, оформленных с нарушениями, является безусловным основанием для отказа в принятии к зачету расходов на выплату по обязательному социальному страхованию, как произведенных страхователем с нарушением требований законодательства.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве предприятие просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Фонда социального страхования - без удовлетворения.
В судебном заседании представителем предприятия поддержаны доводы отзыва, акцентировано внимание суда на листки нетрудоспособности на имя Воропаева В.П. и Ень Ху Шу С.И., указанные в апелляционной жалобе.
Апеллянт явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей апеллянта.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в период с 25.08.2014 по 03.09.2014 проведена проверка начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Решение N 140н\с), правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Решение N140осс/р), правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Решение N 140осс/в) за период с 18.05.2011 по 31.12.2013.
Акты проверки от 25.09.2014 подписаны Страхователем с возражениями, по результатам рассмотрения которых (Протоколы от 24.10.2014) заместителем директора филиала N 10 Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации приняты решения: N 140осс/р от 24.10.2014 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 243 104, 44 рубля, как выплаты, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов; N140осс/в от 24.10.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде штрафа в сумме 1 542,90 руб. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения, доначислено страховых взносов в сумме 7714,48 руб., начислены пени по состоянию на 31.12.2013 в сумме 35 214,10 руб.
Полагая, что указанные решение являются незаконными и нарушают права и интересы общества, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования предприятия, арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), статьей 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в принятии к зачету расходов страхователя, произведенных на цели социального страхования и отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 названного Закона).
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ обязанность страховщиков обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования в отношении страхователей, которым в данном случае является ФГУП "ВГСЧ".
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ.
Указанный Закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В соответствии с частью 2 названной статьи пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Федерального закона N 255-ФЗ - пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
В части 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Как следует из материалов дела, страхователем исполнена обязанность по правильному начислению, своевременной уплате и перечислению страховых взносов (платежей). Ответственность за выдачу неправильно оформленных листков нетрудоспособности должно нести лечебное учреждение, в чью обязанность входит правильное и достоверное внесение сведений. Факт наступления страхового случая Фонд не оспаривает.
Статья 37 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21.11.2011 определяет: "Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а так же на основе стандартов медицинской помощи".
Статья 15.1 названного федерального закона в редакции от 28.06.2014 г. определяет: "Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком".
Пунктом 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности определено: "Выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.". Действующие в настоящее время стандарты оказания медицинских услуг в условиях стационара (урологические, хирургически и т.п.) предусматривают такой этап медицинской услуги как послеоперационный контроль.
Страхователь не имеет полномочий проверить, был ли на приеме у врача стационара пациент и производилось ли закрытие листка нетрудоспособности при личном приеме или нет, не проверялись данные обстоятельства и в ходе проверки страхователя Фондом социального страхования, в связи с чем не принятие к зачету расходов на выплату пособия по обязательному социальному страхованию по листкам нетрудоспособности:
N 048 822 307 584 от 01.06.2012 г. Ефименко Светланы Викторовны;
N 059 704 289 513 от 24.10.2012 г. Райх Игоря Александровича;
N 074 200 241 667 от 04.01.2013 г. Петрова Виктора Эдуардовича:
N 059420805532 от 14.09.2012 г. Бабаевой Тамары Саитовны;
N 085 767 216 795 от 07.03.2013 г. Спицына Андрея Валерьевича;
N 028027537681 Ень Хун Шу Сергея Ивановича
основано только на предположениях проверяющего, а отнесение расходов по оплате данных листков нетрудоспособности за счет работодателя - привлечением работодателя к ответственности при отсутствии законных оснований для этого.
В Приказе Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (ред. от 02.07.2014) "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности" пунктом 58 определено: В строке "Находился в стационаре" в ячейках "С ??-??-????" "по ??-??-????"проставляются соответственно даты начала и окончания стационарного лечения гражданина, в таблице "Освобождение от работы" листка нетрудоспособности делается запись о продолжительности лечения.
При выписке из стационара нетрудоспособному гражданину выдается новый листок нетрудоспособности, являющийся продолжением ранее выданного, при этом в строке "Находился в стационаре" указывается общая длительность лечения, а в таблице "Освобождение от работы" сроки лечения за минусом дней, указанных в ранее выданном листке нетрудоспособности.
Судом установлено, что Ерусланов Олег Николаевич с 20.08.2013 по 23.08.2013 находился в стационаре МБУЗ "Городская больница г. Осинники. При выписке из стационара 23.08.2014 ему был выдан листок нетрудоспособности N 059567585 936, который в тот же день был закрыт и заверен печатью стационара в соответствии с пунктом 58 Порядка. В тот же день он был помещен в другой стационар - колопроктологическое отделение ГКБ N 22 г.Новокузнецка, где находился с 23.08.2012 по 06.09.2012. При выписке из данного стационара ему был выдан листок нетрудоспособности, в котором в графе "Находился в стационаре" указан период нахождения именно в данном стационарном ЛПУ.
Поскольку пунктом 58 Порядка предусматривается указание именно даты начала и окончания стационарного лечения, а "общая длительность лечения" указывается только в случае, если в период длительного нахождения в стационаре застрахованному было выдано несколько листков нетрудоспособности, требование о включении в данный листок нетрудоспособности периода нахождения в стационаре другого лечебного учреждения в другом населенном пункте противоречит пунктом 58 Порядка и является необоснованным.
Из материалов дела следует, что Воропаев Виталий Геннадьевич с 02.10.2011 по 11.10.2011 находился в стационаре МБУЗ "Городская больница г.Осинники", за период нахождения в стационаре ему выдан листок нетрудоспособности N 0003 220 515024 от 11.10.2013, для продолжения лечения он направлен в г. Новокузнецк МЛПУ ГКБ N1, куда поступил в тот же день 11.10.2011 г. При выписке из стационара 25.10.2011 г. ему так же был выдан листок нетрудоспособности за весь период нахождения в стационаре. Допущенная техническая ошибка (включение в оба листка нетрудоспособности освобождения от работы на 11.10.2011 не повлекло искажения при определении количества дней нетрудоспособности для начислении пособия по нетрудоспособности. Ошибок в расчете размера пособия по данным листкам нетрудоспособности судом не утсновлено.
Пункт 6 Порядка выдачи листков нетрудоспособности буквально гласит: "Листок нетрудоспособности, оформленный медицинской организацией для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выдается, как правило, гражданину медицинской организацией в день его закрытия.
Листок нетрудоспособности выдается медицинской организацией в день обращения, если гражданин направляется (обращается) на лечение в другую медицинскую организацию. Продление и (или) закрытие листка нетрудоспособности осуществляется медицинской организацией, в которую гражданин был направлен (обратился) на лечение.
В случае длительного лечения медицинская организация выдает новый листок нетрудоспособности (продолжение) и одновременно оформляет предыдущий листок нетрудоспособности для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам". (Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (ред. от 02.07.2014) "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности")
Из данного пункта не следует, что во всех случаях, когда, одно лечебное учреждение направляет больного после окончания лечения в данном лечебном учреждении в другое, именно лечебное учреждение, в которое направлен пациент, обязано закрыть ему листок нетрудоспособности. Исходя из интересов больного и в целях получения им пособия по нетрудоспособности за период нетрудоспособности при длительном лечении, лечебное учреждение имеет право закрыть ему один листок нетрудоспособности и выдать новый с направлением в другое лечебное учреждение. Это прямо прописано в пункте 6 Порядка.
В связи с вышеизложенным вывод суда о необоснованном отказе в принятии к оплате за счет средств Фонда социального страхования является правильным по следующим листкам нетрудоспособности, выданным:
N 028041 318 725 от 01.09.2012 Бордюг Евгения Николаевича,
N 059420304666 от 05.09.2012 Валишевского Александра Николаевича,
N 059 567 585 936 от 23.08.2012 Ерусланова Олега Николаевича,
N 059 622 141482 от 10.12.2012 Петрова Виктора Эдуардовича,
N 059 419 677 096 от 25.01.2013 Михашонок Глеба Александровича.
Пункт 11 Порядка выдачи листков нетрудоспособности в редакции, действующей до января 2012 года предусматривал, при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней (до следующего осмотра гражданина медицинским работником) и единолично продлевает его на срок до 30 календарных дней. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 30 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается по решению врачебной комиссии.
Как следует из материалов дела, листок нетрудоспособности N 003278844 240 от 09.08.2011, выданный Бугаенко Денису Юрьевичу выдан за период с 30.07.2011 по 09.08.2011, т.е. за весь период нахождения в стационаре, что соответствует пункту 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности. Данная запись подтверждена подписью председателя ВК, что так же соответствует пункту 11 Порядка.
Пункт 56 Порядка выдачи листков нетрудоспособности в редакции, действующей в сентябре 2011 года предусматривал: "Записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей, а также не должны соприкасаться с границами ячеек.
При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него выдается новый листок нетрудоспособности.
При этом Фонд Социального страхования в Письме от 30.09.2011 N 14-03-11/15-11575 "О недопустимости принятия страхователями самостоятельных решений по вопросу о правильности оформления листков нетрудоспособности медицинскими организациями" разъяснил: "В целях предотвращения отказов в назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, но беременности и родам страхователям необходимо разъяснить, что наличие в листке, заполненном рукописно, технических недочетов заполнения не является основанием для переоформления листка нетрудоспособности и отказа в назначении и выплате пособий, если при этом все записи в листке нетрудоспособности читаются."
Листок нетрудоспособности N 003285763987 от 26.09.2011, выданный Григорьевой Юлии Алексеевне не содержит нарушений целостности верхнего слоя бумаги, заполнен ручкой черного цвета. Ни при его принятии и начислении пособия, ни в ходе проверки представителем ФСС экспертизы чернил не проводилось. Вывод проверяющего, что запись в графе "Продолжение листка нетрудоспособности" сделана шариковой ручкой - только его предположение, т.к. аналогичная запись могла быть сделана масляно-гелевым стержнем, а указание на то, что листок нетрудоспособности имеет потертость, опровергается простым осмотром внешнего вида листка нетрудоспособности.
Согласно пункту 5 Порядка N 624н выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
Согласно листку нетрудоспособности N 028027537681, выданного Ень Хун Шу С.И. освобождение от работы установлено с 11.02.2012 по 24.02.2012, вторая печать медицинской организации стоит МБУЗ "Центральная городская больница" г.Междуреченск поликлиники, в продолжении листка нетрудоспособности N028039642925, выданного 25.02.2012 стоит дата нахождения в стационаре с 21.02.2012, т.е. Фонд пришел к выводу, что осмотр гражданина не мог быть проведен поликлиникой.
Вместе с тем, указанный вывод, также является лишь предположением проверяющего, т.к. в рассматриваемом случае имеет место противоречивость не в том, где проводился осмотр гражданина, а в датах, указанных в листке нетрудоспособности, в частности указано, что гражданин находился в стационаре с 21.02.2012 по 07.03.2012, а листок выдан 11.03.2012. Учитывая, что факт нахождения гражданина в стационаре в названный период не опровергнут со ссылками ни имеющиеся в деле доказательства, равно и период его нетрудоспособности - с 25.02.2012 по 14.03.2012 в продолжение листка нетрудоспособности выданного 10.02.2012 за период нетрудоспособности с 11.02.2012 по 24.02.2012, дата выдачи листка 11.03.2012 не противоречит пунктам 19, 60 Порядка, что подтверждается письмом от 02.05.2012 N 01-14/05-4716, приобщенным в порядке статьи 262, абзаца части 2 статьи 268 АПК РФ, к материалам дела.
С 01.01.2010 года вступил в силу пункт 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, согласно которому страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
Следовательно, сам по себе факт выдачи спорных листков нетрудоспособности медицинскими учреждениями, при наличии иных условий для получения гражданином пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Установив все фактические обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что факт наступления страховых случаев подтвержден.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" в пункте 1 определяет: "Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи".
При этом названная выше статья не предусматривает, что работодатель обязан нести расходы по оплате страхового обеспечения застрахованным лицам в случае неправильной выдачи листка нетрудоспособности медицинской организацией либо нести ответственность за соблюдение медицинской организацией установленного порядка выдачи и оформления листков нетрудоспособности (статья 15.1 Закона N 255-ФЗ).
Обязанность работодателя выплачивать работникам страховое обеспечение предусмотрена статьями 9 и 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ и не содержит такого исключения, как предъявление работником неправильно оформленного листка нетрудоспособности.
Следовательно, вывод суда о том, что Фонд обязан выплатить страховое возмещение (компенсировать расходы страхователя на выплату страхового возмещения) по указанным листкам нетрудоспособности, которые не опровергает наличие страхового случая, является обоснованным.
Толкование закона, примененное судом, подтверждается указанным выше пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, который гласит: "Страховщик имеет право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности".
Указанная норма права накладывает ответственность неправильного оформления листков нетрудоспособности на медицинские учреждения, но эту ответственность они несут не перед страхователем (работодателем), а перед страховщиком.
С учетом вышеизложенного, положений статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что нарушения были допущены не предприятием, а соответствующим лечебным учреждением, выдавшими листки нетрудоспособности.
С учетом изложенного требование Федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть" в лице филиала "Новокузнецкий ВГСО" ФГУП "ВГСЧ" обоснованно удовлетворены судом.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 января 2015 года по делу N А27-21119/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21119/2014
Истец: ФГУП "Военизированная горноспасательная, аварийно-спасательная часть"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 10