г. Саратов |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А06-3728/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "МРСК Юга" (филиал ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго") - Бердникова А.Е., доверенность от 30.12.2014,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Иванов И.А., доверенность от 18.02.2015 N 21,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Юга" (филиал ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго") (г. Ростов-на-Дону)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 13 октября 2014 года по делу N А06-3728/2014 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "МРСК Юга" (филиал ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго") (г. Ростов-на-Дону, ИНН 6164266561, ОГРН 1076164009096)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г.Астрахань)
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "РУБАС" (Астраханская область, с. Тузуклей),
Астраханская энергосбытовая компания (г. Астрахань)
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее по тексту ОАО "МРСК Юга", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и подлежащими отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) от 17.04.2014 г. по делу N 27-К-03-14.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 13 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "МРСК Юга", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация об отложении судебного разбирательства размещена на сайте суда в сети Интернет 04 марта 2015 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей общества с ограниченной ответственностью "РУБАС", Астраханской энергосбытовой компании, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, участвующих в судебном заседании, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением УФАС по Астраханской области от 17.04.2014 года по делу N 27-К-03-14 ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ОАО "МРСК Юга") признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции) путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО "МРСК Юга" в Астраханской области. Нарушения антимонопольного законодательства выразились в нарушении обществом порядка составления акта N 093-0748Б от 04.10.2013 о неучтенном потреблении электроэнергии N 100-0042П от 08.11.2013 ООО "Рубас".
На основании указанного решения обществу было выдано предписание от 17.04.2014 года, которым ОАО "МРСК Юга" предписано: прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО "МРСК Юга" в Астраханской области, выразившееся в нарушении порядка составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии N 100-0042П от 08.11.2013 ООО "Рубас".
В течение 10 дней с момента получения настоящего предписания отозвать акт о неучтенном потреблении электрической энергии N 100-0042П от 08.11.2013.
Считая доказанным факт безучетного потребления электрической энергии абонентом ООО "Рубас", а обжалуемые решение и предписание антимонопольного органа незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что действия ОАО "МРСК Юга" являются неправомерными, не соответствующими требованиям ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из содержания пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Из системного толкования статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона о защите конкуренции следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий, а именно ограничения конкуренции или ущемления прав лиц.
Следовательно, для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: действие хозяйствующего субъекта, его доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и наступление (угроза наступления) одного из перечисленных последствий.
Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2013 N 135-ФЗ, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В силу абзаца 3 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а в соответствии со статьей 4 названного Закона к таким видам деятельности отнесены и услуги по передаче электрической энергии.
Согласно абзацу 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сетевой организацией признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, основными видами деятельности открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго" являются оказание услуг по передаче электрической энергии; оказание услуг по распределению электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление и соблюдение режимов энергосбережения и энергопотребления; оказание услуг по присоединению к электрическим сетям; оказание услуг по сбору, передаче и обработке технологической информации, включая данные изменений и учета; осуществление контроля за безопасным обслуживанием электрических установок потребителей, подключенных к электрическим сетям общества; деятельность по эксплуатации электрических сетей.
Таким образом, вывод антимонопольного органа о том, что открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго" занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Астраханьэнерго" и расположенных на территории Астраханской области, является обоснованным и заявителем не опровергнут.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно н. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 2 названной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 167 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес:
гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе, при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
В силу п.193 Положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные:
- о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии;
- о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии;
- о приборах учета на момент составления акта;
- о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии,
- в случае выявления бездоговорного потребления;
- объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта;
- замечания к составленному акту (при их наличии).
При рассмотрении спора судами установлено, что здание, находящееся по адресу: Камызякский район, с, Тузуклей, ул. Проспект Ильича, дом. 1, принадлежит Муниципальному образованию "Новотузуклейский сельсовет", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 31.10.2013,
Согласно техническому паспорту N 33-268-1 данное здание имеет два этажа, его общая площадь составляет 633,7 кв.м.
В соответствии с договором на аренду нежилого помещения от 01.01.2012 МУП "Тузуклейское" передало в аренду ООО "Рубас" помещение, находящееся на 1 этаже западной части указанного здания, в том числе 28 кв.м. торговый зал и 12.8 кв. м. подсобное помещение.
ООО "Рубас" и индивидуальный предприниматель Алимурадова С.Р. 02.01.2012 заключили договор субаренды нежилого помещения согласно которому индивидуальный предприниматель Алимурадова С.Р. принимает от ООО "Рубас" в субаренду нежилые встроенные помещения, расположенные на 1 этаже западной части в административном здании по адресу: Астраханская область, Камызякский район, с, Тузуклей, пр. Ильича, д. 1, для использования под услуги торговли. Общая площадь сдаваемых в субаренду помещений составляет 40,8 кв.м., в том числе 28 кв.м. торговый зал, 12,8 кв.м. - подсобное помещение.
Между ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ООО "Рубас" заключен договор энергоснабжения магазина от 05.09.2007 N 10198, счетчик N 353175.
Актом по установлению границы обслуживания и ответственности за состояние электросетей и электрооборудования между ОАО "Астраханьэнерго" и ООО "Рубас" от 20.07.2007 за техническое состояние и обслуживание кабеля 0,4 кВ от опоры N 2-2 ВЛ-04 кВ КТП-16/400 к зданию магазина, силовых и осветительных электроустановок и приборов учета несет ответственность ООО "Рубас".
Согласно акту от 31.03.2014, составленному директорами МУП "Тузуклейскос" и ООО "Рубас", расчетный электросчетчик N 353175 расположен в помещении площадью 3,9 кв.м.
08.11.2013 ОАО "МРСК Юга" в результате проведенной проверки был составлен акт N 1 00-004211 от 08.11.2013 о неучтенном потреблении электрической энергии, согласно которому в результате осмотра электроустановки установлен факт безучетного потребления электрической энергии, путем оборудования скрытой проводки минуя расчетный прибор учета по месту нахождения объекта потребителя Камызякский район, с. Тузуклей, ул. Проспект Ильича, дом. 1.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" на основании вышеуказанного акта выставило ООО "Рубас" счет на оплачу неучтенного потребления электрической энергии от 08.11.2013 N 100-0042п на сумму 196 215,72 руб.
Из представленной служебной записки начальника КаРЭС от 14.03.2014 N АЭ/304 С.Г. Медведева, который по факту безучетного потребления пояснил, что к скрытой проводке, минуя расчетный прибор учета, подключены 2 комнаты, в которых хранились плодоовощные продукты, виноводочные изделия и другие товары, принадлежащие ООО "Рубас".
При этом, при рассмотрении спора заявителем не представлены документы, подтверждающие, что данные комнаты были переданы МУП "Тузуклейское" в пользование ООО "Рубас", либо что энергопотребляющее оборудование принадлежат ООО "Рубас".
МУП "Тузуклейское" предоставило справку от 10.12.20.13 N 059, в которой указано, что помещение, в котором был выявлен факт безучетного потребления электроэнергии принадлежит на праве собственности МУП "Тузуклейское" и не находится в аренде у ООО "Рубас".
В акте N 100-004211 от 08.11.2013 о неучтенном потреблении электрической энергии не указано, от какого кабеля минуя счетчик ООО "Рубас" подключены комнаты, в которых установлено безучетное потребление, то есть не указано место бездоговорного потребления.
С учетом изложенных обстоятельств, антимонопольным органом правильно установлено, что ОАО "МРСК Юга" нарушен порядок составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии, что привело к ущемлению интересов ООО "Рубас".
В силу пункта 121 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, в связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного ограничения режима потребления такого лица в установленном данным пунктом порядке.
Следовательно, составление ОАО "МРСК Юга" Акта о неучтенном потреблении электрической энергии N 100-0042П от 08.11.2013 ООО "Рубас" в отсутствие надлежащих доказательств бездоговорного потребления, создало реальную угрозу для нарушения права ООО "Рубас" на получение электроэнергии, что ущемляет их права и законные интересы.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что факт безучетного потребления электрической энергии заявителем в отношении абонента ООО "Рубас" не доказан.
Таким образом, антимонопольный орган правильно квалифицировал действия заявителя как нарушающие часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО "МРСК Юга" в Астраханской области.
Довод общества, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что рассматриваемый спор между сетевой организацией и потребителем носит гражданско-правовой характер и не подлежит рассмотрению антимонопольным органом, апелляционный суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.
Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона о защите конкуренции) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона о защите конкуренции).
С учетом этого, арбитражные суды должны иметь в виду: требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.
Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.
Между ОАО "МРСК Юга" и ООО "Рубас" не существует каких-либо договорных отношений, которые были затронуты антимонопольным органом.
Оспариваемыми ненормативными актами антимонопольный орган не разрешал спор гражданско-правового характера и не указывал на обязанность по уплате задолженности или возмещению убытков.
В рассматриваемом случае вопрос касается правомерности составления ОАО "МРСК Юга" акта о неучтенном потреблении электрической энергии и антимонопольный орган действовал в рамках представленных ему законом полномочий.
Выданное заявителю предписание соответствует статье 23 Закона о защите конкуренции и входит в полномочия антимонопольного органа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами и установив в действиях заявителя факт нарушения антимонопольного законодательства, обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 13 октября 2014 года по делу N А06-3728/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Юга" (филиал ОАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго") без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3728/2014
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ОАО "МРСК Юга"), ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"-"Астраханьэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: Астраханская энергосбытовая компания, ООО "рубас"
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26510/15
07.04.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13359/14
23.03.2015 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3728/14
20.02.2015 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3728/14
13.10.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3728/14