г. Москва |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А41-22391/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены,
от Алгабекова М.И.: Прощенский М.Б., доверенность от 16.04.2014 г.,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23 января 2015 года по делу N А41-22391/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по исковому заявлению Алгабекова М.И. к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, с участием в деле в качестве третьих лиц Правительства Московской области, Межрайонной ИФНС России N19 по Московской области, Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Управления Росреестра по Московской области, об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Алгабеков Марат Игдизаевич (далее - Алгабеков М.И., истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, ответчик), в котором просил:
- признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 621,13 руб./кв.м. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 66616192,50 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010209:8;
- установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010209:8, определенные по состоянию на 01.01.2013 года, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 7679100,00 руб. и 71,60 руб. соответственно;
- признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 681,49 руб./кв.м. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 33435262,28 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070305:77;
- установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070305:77, определенные по состоянию на 01.01.2013 года, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 3758639,82 руб. и 76,61 руб., соответственно;
- признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 699,48 руб./кв.м. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 98304919,20 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080205:319;
- установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080205:319, определенные по состоянию на 01.01.2013 года, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 9861691,80 руб. и 70,17 руб. соответственно;
- признать не соответствующей рыночной стоимости удельный показатель кадастровой стоимости в размере 649,91 руб./кв.м. и рассчитанную по данному показателю кадастровую стоимость в размере 369984014,35 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:07:0060311:177;
- установить кадастровую стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0060311:177, определенные по состоянию на 01.01.2013 года, в размере равном их рыночной стоимости, а именно: 35460762,65 руб. и 62,29 руб. соответственно;
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, касающиеся сведений об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость каждого из земельных участков с кадастровыми номерами: 50:07:0010209:8, 50:07:0070305:77, 50:07:0080205:319, 50:07:0060311:177, указав их в размере равном их рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013 г. и применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01.01.2014 г.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Правительство Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 19 по Московской области, Администрация Волоколамского муниципального района Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 января 2015 года исковые требования удовлетворены частично: суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010209:8 в размере, равном его рыночной стоимости 7679100 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. в размере 71 руб. 60 коп., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:0070305:77 в размере, равном его рыночной стоимости 3758639 руб. 82 коп. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. в размере 76 руб. 61 коп., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080205:319 в размере, равном его рыночной стоимости 9861691 руб. 80 руб. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. в размере 70 руб. 17 коп., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:0060311:177 в размере, равном его рыночной стоимости 35460762 руб. 65 коп. и удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.м. в размере 62 руб. 29 коп., определенных по состоянию на 01.01.2013 г. Установленные судом показатели применены в соответствии с действующим законодательством с 01.01.2014 г. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (том 3, л.д. 90-94).
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 3, л.д. 102-105).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Алгабекова М.И. возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Алгабекову М.И. принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 50:07:0010209:8, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 107250 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский р-н, территория ЗАО "Теряевскос" (свидетельство о государственной регистрации права от 01.03.2013 г. серии 50-АД N 931869, запись регистрации N 50-50-07/010/2011-112 от 23.06.2011 г.);
- с кадастровым номером 50:07:00070305:77, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 49062 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский р-н, территория ЗАО "Авангард" (свидетельство о государственной регистрации права от 01.03.2013 г. серии 50-АД N 931870, запись регистрации N 50-50-07/010/2011-043 от 24.05.2011 г.);
- с кадастровым номером 50:07:0080205:319, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 140540 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский р-н, ПСК "Судпиковский" (свидетельство о государственной регистрации права от 18.09.2012 г. серии 50-АД N 332708, запись регистрации N 50-50-07/057/2011-313 от 23.12.2011 г.);
- с кадастровым номером 50:07:0060311:177, категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, общая площадь 569285 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская область, Волоколамский р-н, территория ПСК "Судпиковский" (свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2012 г. серии 50-АД N 503343, запись регистрации N 50-50-07/053/2012-235 от 17.11.2012 г.).
Распоряжением Минэкологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области по состоянию на 01.01.2013.
На основании данного распоряжения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области была установлена кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010209:8 определен в размере 621, 13 руб./кв.м.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:00070305:77 определен в размере 681, 49 руб./кв.м.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080205:319 определен в размере 688, 48 руб./кв.м.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0060311:177 определен в размере 649, 91 руб./кв.м.
В целях определения рыночной стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику.
По результатам оценки был составлен отчет об оценке N 638/0314, в соответствии с которым по состоянию на 01.01.2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010209:8 составила 7283637 руб. 10 коп. (67, 91 руб. за 1 кв.м.), земельного участка с кадастровым номером 50:07:00070305:77 составила 3673456 руб. 00 коп. (74, 87 руб. за 1 кв.м.), земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080205:319 составила 9544450 руб. 90 коп. (67, 91 руб. за 1 кв.м.), земельного участка с кадастровым номером 50:07:0060311:177 составила 38565027 руб. 20 коп. (67, 74 руб. за 1 кв.м.).
Ссылаясь на то обстоятельство, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость спорных земельных участков, значительно превышает их рыночную стоимость, определенную отчетом, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
Как уже было указано, распоряжением Минэкологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области по состоянию на 01.01.2013.
На основании данного распоряжения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области была установлена кадастровая стоимость принадлежащих истцу земельных участков.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
При этом заявленный иск основан на отчете об оценке N 638/0314 от 04.04.2014, в соответствии с которым по состоянию на 01.01.2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:07:0010209:8 составила 7283637 руб. 10 коп. (67, 91 руб. за 1 кв.м.), земельного участка с кадастровым номером 50:07:00070305:77 составила 3673456 руб. 00 коп. (74, 87 руб. за 1 кв.м.), земельного участка с кадастровым номером 50:07:0080205:319 составила 9544450 руб. 90 коп. (67, 91 руб. за 1 кв.м.), земельного участка с кадастровым номером 50:07:0060311:177 составила 38565027 руб. 20 коп. (67, 74 руб. за 1 кв.м.).
Определением Арбитражного суда Московской области от 21 июля 2014 года по настоящему делу была назначена экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных земельных участков, а также рыночной стоимости 1 кв.м., проведение которой поручено эксперту экспертной организации НП "Деловой союз судебных экспертов".
Заключением эксперта N 033/08/2014 от 19.08.2014 года была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв.м. указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года.
Данное экспертное заключение было передано истцом для изучения в ООО "Оценочная компания "Эксперт" (письмо от 22.08.2014 г.).
По результатам изучения экспертного заключения N 033/08/2014 от 19.08.2014 г., ООО "Оценочная компания "Эксперт" было составлено заключение от 05.09.2014 г., из которого следует, что при составлении заключения NN 033/08/2014 от 19.08.2014 г., экспертом были допущены нарушения Федеральных Стандартов Оценки, что привело к неправильному определению рыночной стоимости спорных земельных участков.
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 сентября 2014 года по делу была назначена повторная экспертиза, проведение которой поручено экспертам экспертной организации ООО "Центр Делового Консультирования" (ООО "ЦДК").
Заключением эксперта N 1410-071 от 06.10.2014 была определена рыночная стоимость спорных земельных участков и рыночная стоимость 1 кв.м. указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года, которая полностью совпадает со стоимостью, указанной истцом в уточненных требованиях.
Суд первой инстанции, исследовав представленное в материалы дела заключение эксперта, выполненное по результатам проведенной повторной судебной экспертизы, заслушав в судебном заседании объяснения эксперта, установил, что заключение эксперта N 1410-071 от 06.10.2014, проведенное ООО "ЦДК" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Оснований не доверять выводам эксперта, установленным в рамках проведенной по делу повторной судебной экспертизы, у суда апелляционной инстанции также не имеется.
Поскольку утверждение кадастровой стоимости земельных участков в размере, значительно превышающим их рыночную стоимость, повлекло за собой существенное ухудшение экономического положения истца по причине значительного увеличения налоговых обязательств, связанных с исчислением и уплатой земельного налога с учетом пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия ответчика повлекли нарушение прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, суд правомерно удовлетворил требования истца и установил кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, вступившей в силу с 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом, сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункта 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Относительно требования об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, касающиеся сведений об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость каждого из земельных участков с кадастровыми номерами: 50:07:0010209:8, 50:07:0070305:77, 50:07:0080205:319, 50:07:0060311:177, указав их в размере равном их рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2013 г. и применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01.01.2014 г., суд полагает необходимым указать следующее.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного, судом области также правомерно отказано в удовлетворении требования истца об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра"" в лице филиала по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере равном их рыночной стоимости.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что истец не наделен правом оспаривания удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, не основан на нормах права. Установление рыночной стоимости 1 кв.м. наряду с рыночной стоимостью спорного земельного участка не противоречит действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23 января 2015 года по делу N А41-22391/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22391/2014
Истец: Алгабеков М. И.
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московксой области, ФБГУ " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по МО
Третье лицо: Администрация Волоколамского муниципального района Московской области, Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N19 по Московской области, Министерсво имущественных отношений по Московской области, министерство имещественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области