город Москва |
|
7 апреля 2015 г. |
Дело N А40-174396/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.04.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Марковой Т.Т., Мухина С.М. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2015 по делу N А40-174396/2014, принятое судьей Кузиным М.М.,
по заявлению ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" (119002, Москва,ул.Арбат,д. 10)
к УФАС по г. Москве (119017, Москва, пер. Пыжевский, д. 6)
третьи лица: ООО "Марко-МФ" (115432, Москва, 2-й Южнопортовый проезд, д. 8, стр. 1); ООО "ТД Мир" (127015, Москва, ул. Новодмитровская, д. 5А, стр. 1)
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
Грдзелидзе Д.М. по дов. от 30.12.2014; |
от ответчика: |
Айнутдинов Р.Ф. по дов. от 25.12.2014; |
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Аэрофлот" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве (далее - УФАС) от 15.09.2014 по делу N 1-00-1308/77-14 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Решением от 19.01.2015 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав свое решение отсутствием к тому законных оснований.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, неполно исследованы обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание 3-и лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, не явились, отзывы на жалобу не представили.
Располагая доказательствами надлежащего извещения указанных лиц о месте и времени рассмотрения дела, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ без их участия.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позицию представителей заявителя и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ) по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением комиссии УФАС России от 15.09.2014 г. по делу N 1-00-1308/77-14 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, вынесенным по жалобе ООО "Марко-МФ" в действиях ОАО "Аэрофлот" установлены нарушения п. 1,2 ч.1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, п. 8.9.8.2 Положения о закупке.
На основании указанного решения заявителю выдано от 15.09.2014 г. по делу N 1-00-1308/77-14 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, предписывающее:
ОАО "Аэрофлот" (далее - заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на изготовление и поставку форменной обуви для членов кабинных экипажей и работников наземных служб ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" (реестровый N 31401154090) (далее - закупка), а именно:
1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки.
2. Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) в сети Интернет.
3. Заказчику вернуть участникам закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.
4. Заказчику внести изменения в закупочную документацию с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 15.09.2014 по делу N 1-00-1308/77-14,
5. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в закупке таким образом, чтобы он составлял не менее чем четырнадцать дней с момента размещения информации о внесении изменений в закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях на официальном сайте.
7. Заказчику разместить на официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в закупке, подведения итогов закупки.
8. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 20.10.2014.
9. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 27.10.2014 с приложением подтверждающих документов.
ОАО "Аэрофлот" было объявлено о проведении открытого запроса предложений на право заключения договоров на изготовление и поставку форменной обуви для членов кабинных экипажей и работников наземных служб ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" (реестровый номер 31401154090) по 5 лотам.
Согласно протоколу N 194/2014 оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре закупки, составленному 21.08.2014, на участие в упомянутой закупке подано 8 заявок, в том числе заявка ООО "Марко-МФ".
По результатам проведенной закупки по всем 5-ти лотам победителем было объявлено ООО "ТД Мир", второе место присвоено ООО "БТК групп".
При этом все поступившие заявки оценивались заявителем путем присвоения им баллов по степени их предпочтительности для него. Однако сведения относительно детального порядка оценки и сопоставления заявок, в том числе информация о причинах начисления того или иного количества баллов до сведения участников доведена не была.
Не согласившись с указанными действиями заявителя, ООО "Марко-МФ" обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
Оспариваемым решением жалоба ООО "Марко-МФ" признана обоснованной, а в действиях заявителя установлено нарушение п.п. 1,2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), п. 8.9.8.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг (утвержденного Советом директоров ОАО "Аэрофлот" 30.01.2014, протокол N 13) (далее - Положение о закупке) ввиду отсутствия в закупочной документации заявителя порядка оценки и сопоставления заявок, что в итоге повлекло за собой нарушение принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Также на основании указанного решения антимонопольным органом заявителю выдано обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены составленных в ходе проведения закупки протоколов и внесения изменений в закупочную документацию.
Как следует из материалов дела, заявителем объявлено о проведении открытого запроса предложений на право заключения договоров на изготовление и поставку форменной обуви для членов кабинных экипажей и работников наземных служб ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии".
Положениями Закона о закупках определены общие принципы и цели проведения закупочных процедур, в том числе хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов (п. 1 ч. 2 ст. 1 названного закона).
ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" является хозяйствующим субъектом, 51 % акций которого находятся в собственности Российской Федерации, ввиду чего закупочная деятельность заявителя подлежит осуществлению на основании Закона о закупках.
Доводы жалобы на отсутствие у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение поданной жалобы, ввиду наличия в упомянутом законе исчерпывающего перечня оснований для ее подачи, являются обоснованными.
Так, положениями ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 установлен исчерпывающий перечень случаев, позволяющих участнику закупки обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рассматриваемом случае участник закупки - ООО "Марко-МФ" оспаривало действия заявителя по неразмещению в единой информационной системе протокола вскрытия конвертов с заявками, экспертного заключения, на основании которого оценивались заявки, а также по нарушению сроков публикации протокола оценки и сопоставления заявок, что соответствует основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для отказа в принятии поступившей жалобы к рассмотрению.
Между тем, вывод суда первой инстанции о том, что нарушение п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона, заключающееся в отсутствии в закупочной документации ОАО "Аэрофлот" порядка оценки и сопоставления заявок, имело место, не соответствует обстоятельствам спора.
Порядок проведения названной закупки в настоящем случае был регламентирован положениями Закона о закупках, Положением о закупке и закупочной документации.
В соответствии с п. 15.9.1 Положения о закупке оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляется в порядке, оговоренном п. 8.9 названного Положения: проведение отборочной и оценочной стадий.
Согласно п. 15.9.7 Положения о закупке в рамках оценочной стадии конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель оценки и сопоставления заявок заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для заказчика с целью определения победителя.
При этом в силу 15.9.7.1 Положения о закупке оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации о проведении запроса предложений.
В свою очередь, согласно п. 5.10.2 Положения о закупке на основании результатов оценки заявок (предложений) каждой заявке (предложению) присваиваются порядковые номера относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке (предложению), в которой содержится лучшее сочетание условий исполнения договора, присваивается первый номер. Победителем признается участник запроса предложений, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора и заявке которого по результатам оценки присвоен первый номер. Решение по определению победителя конкурсная комиссия принимает на основании ранжирования заявок, однако она может принять любое самостоятельное решение.
Таким образом, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, а равно и последующий выбор победителя по результатам проведенной закупки в настоящем случае предусматривали конкурентный отбор контрагента с лучшими условиями исполнения договора, определяемого путем сравнения его заявки с заявками иных участников по критериям, установленным закупочной документацией.
В соответствии с п. 8.9.8.2 Положения о закупке (отнесенном к п. 8.9 названного Положения, по правилам которого осуществляется оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений) в составе конкурсной документации должны быть указаны как критерии оценки и сопоставления заявок, так и их веса, а также порядок оценки и сопоставления заявок в соответствии с указанными критериями.
В рассматриваемом случае порядок оценки и сопоставления заявок участников запроса предложений был определен гл. 4.2 закупочной документации.
В силу п. 4.2.1 указанной документации при рассмотрении и оценке предложений заказчик должен руководствоваться следующими критериями (перечень которых не является обязательным и (или) исчерпывающим для заказчика; заказчик оставляет за собой право по собственному усмотрению выбрать предложения, которые соответствуют целям, задачам и интересам заказчика): стоимость товара; возможность поставки, как минимальным количеством, так и партии, в максимально сжатые сроки поставок; отсрочка платежей; соответствие требованиям технического задания; результаты опытной носки; надежность участника и (или) связанных с ним фирм в части выполнения своих обязательств по предыдущим договорам, если таковые имеются (качество работ, соблюдение сроков и графиков и т. д.); наличие профессиональных наград, премий, рекомендаций (дополнительный критерий - оценивается отдельно).
Как следует из материалов дела, ОАО "Аэрофлот" было объявлено о проведении открытого запроса предложений на право заключения договоров на изготовление и поставку форменной обуви для членов кабинных экипажей и работников наземных служб ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" (реестровый номер 31401154090) по 5 лотам.
На основании протокола N 194/2014 от 21.08.2014 победителем по лотам NN 1-5 признано ООО "ТД МИР"; второе место - ООО "БТК групп". В указанном протоколе содержались критерии оценки и сопоставления заявок, а также сводная таблица оценки и сопоставления заявок участников с определением количества баллов, набранным каждым из них (т. 2 л.д. 106-108). При этом при определении победителя было использовано экспертное заключение ДУЗД от 18.08.2014 N 906/1932, в котором было подробно рассмотрены коммерческие предложения всех участников по всем лотам с выставлением соответствующих коэффициентов (т. 2 л.д. 109-121).
Доводы апелляционной жалобы о том, что условиями Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Аэрофлот" от 30.01.2014 N 13 не предусмотрено обязательное опубликование протокола вскрытия конвертов с заявками и экспертного заключения, признаются судом обоснованными, соответствующими имеющимся в деле доказательствам.
При этом вся необходимая и достаточная информация о проведении процедуры закупки и закупочная документация была размещена ОАО "Аэрофлот" в открытом доступе по адресу: http://www.aeroflot.ru/cms/etp/news/active/item/40355, а также на сайте госзакупок по соответствующему электронному адресу. Кроме того, поскольку процедура запроса предложений проводилась в электронной форме, то сбор предложений участников закупки осуществлялся на электронной торговой площадке (ЭТП) ОАО "Аэрофлот" по адресу: https://trade.aeroflot.ru., где, в том числе, была опубликована закупочная документация.
Вопреки доводам УФАС и выводам суда первой инстанции о том, что закупочная документация заявителя не содержала сведений о порядке оценки и сопоставления заявок, суд апелляционной инстанции отмечает, что, исходя из пункта 2.13 Приложения А к извещению о закупке, наряду с закупочной документацией были опубликованы следующие критерии и порядок оценки и сопоставления заявок:
- ценовой показатель предложения (лучшая цена);
- составной (суммарный) показатель условий коммерческого предложения (лучшие условия), включающий: КЭ - эффективность предложения (удовлетворение потребности); КС - срок поставки товара; КУ - условия поставки и сроки оплаты; КБ - квалификация и благонадежность контрагента и заявленных соисполнителей (субподрядчиков); КДр - результаты опытной носки.
Из содержания пояснений, указанных в графе "Критерии отбора коммерческих предложений" следует, что порядок оценки и сопоставления заявок определен: наивысшее значение получает лучшее предложение по соответствующему показателю, остальные предложения участников учитываются пропорционально лучшему предложению, после чего определяется общая сумма всех показателей.
Согласно Приложению А итоги процедуры сопоставления заявок подводятся в соответствии с пунктом 15.10 Положения о закупке.
В силу пункта 15.10 Положения о закупке на основании результатов оценки заявок, победителем признается участник запроса предложений, предложивший лучшее сочетание условий исполнения договора и заявке которого по результатам оценки присвоен первый номер.
Каких-либо конкретных нарушений указанных выше правил, установленных в Положении при оценке заявок, в том числе, при оценке заявки ООО "Марко-МФ" УФАС не привело.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что нарушений Закона о закупках в действиях ОАО "Аэрофлот" не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, решение суда первой инстанции следует отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 15.09.2014 по делу N 1-00-1308/77-14.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2015 по делу N А40-174396/2014 отменить.
Признать недействительным решение и предписание УФАС по г. Москве от 15.09.2014 по делу N 1-00-1308/77-14.
Взыскать с УФАС по г. Москве в пользу ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" расходы по уплате государственной пошлины по заявлению 2000 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб.
Возвратить ОАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174396/2014
Истец: ОАО "Аэрофлот", ОАО "АЭРОФЛОТ-РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ"
Ответчик: УФАС по г. Москве, УФАС по Москве
Третье лицо: ООО "Марко-МФ", ООО "ТД Мир"