Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 августа 2015 г. N Ф06-26076/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
10 апреля 2015 г. |
Дело N А57-6469/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Камериловой В.А., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хорошайло Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), г. Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от "06" февраля 2015 года по делу N А57-6469/2014, (судья Чирков О.Г.),
по иску ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района, г.Саратов, (ИНН 6453074026, ОГРН 1036405320456)
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344), г. Саратов,
третьи лица: комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, администрация муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", город Саратов, администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", МКУ "Городской центр механизации ЖКХ", город Саратов,
об обязании произвести реконструкцию,
при участии в заседании:
от истца - адвоката Шельпякова А.В. по доверенности от 09.12.2014,
от ответчика - представителя Бондаренко С.Е. по доверенности от 12.01.2015 N 02-61-02/5,
от третьего лица: администрации муниципального образования "Город Саратов" - представителя Абушаевой Г.А. по доверенности от 20.01.2015 N 01-03/15,
от иных третьих лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее по тексту - АТСЖ, истец) к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, комитет по ЖКХ) с исковым требованием обязать комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу провести: реконструкцию котельной по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ипподромная, 24) и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирных жилых домов: N N 2,5,5А,8А,15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующими нормами и правилами; реконструкцию котельной по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ломоносова, 20) и восстановить от него обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения, для обеспечения многоквартирных жилых домов: N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующими нормами и правилами, а также распределить судебные расходы.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец просил обязать МО "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: N N 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N26 по ул. Шехурдина, NN 11А, 16, 18 по ул. Измайлова, NN 15, 16, 17, 19, 20 по ул. 4-я Прокатная и N10А по ул. Ломоносова в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09: по котельной N10 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ипподромная, 24) разработать и согласовать проект её реконструкции, с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: определить проектом режим работы котельной в летний период для подготовки и отпуска горячей воды системы горячего водоснабжения по закрытой циркуляционной схеме; увеличить поверхность нагрева подогревателей системы горячего водоснабжения или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС, установить у паровых водоподогревателей устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС, установить у паровых водоподогревателей устройства автоматического регулирования уровня конденсата); в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию котельной N10 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ипподромная, 24); по ЦТП N5 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А) разработать и согласовать проект его реконструкции с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: по увеличению поверхности нагрева подогревателей системы ГВС или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС; выполнить присоединение циркуляционного трубопровода ГВС в соответствии с требованиями нормативов); в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N5 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А); по ЦТП N8 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. 4 Прокатная, 18А) разработать и согласовать проект его реконструкции с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: по увеличению поверхность нагрева подогревателей системы ГВС или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС); в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N8 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. 4-я Прокатная, 18А); по внутриквартальным тепловым сетям горячего водоснабжения от котельной N10, от ЦТП N5 и от ЦТП N8 до вводов многоквартирных жилых домов: NN 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, NN 11А, 16, 18 по ул. Измайлова, NN 15, 16, 17, 19, 20 по ул. 4-я Прокатная и N10А по ул. Ломоносова в г. Саратове разработать и согласовать проекты их модернизации, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами; в соответствии с согласованными проектами произвести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от котельной N10, от ЦТП N5 и от ЦТП N8 до вводов многоквартирных жилых домов: NN 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N26 по ул. Шехурдина, NN 11А, 16, 18 по ул. Измайлова, NN 15, 16, 17, 19, 20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове, а также взыскать с МО "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района судебные расходы в сумме - 200000 рублей, понесенные за проведение судебной экспертизы.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от "06" февраля 2015 года по делу N А57-6469/2014 суд обязал МО "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов: N N 2,5,5А,8А,15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением, с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
по котельной N 10 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ипподромная, 24) разработать и согласовать проект её реконструкции, с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: определить проектом режим работы котельной в летний период для подготовки и отпуска горячей воды системы горячего водоснабжения по закрытой циркуляционной схеме; увеличить поверхность нагрева подогревателей системы горячего водоснабжения или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС, установить у паровых водоподогревателей устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС, установить у паровых водоподогревателей устройства автоматического регулирования уровня конденсата);
в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию котельной N 10 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ипподромная, 24);
по ЦТП N 5 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А) разработать и согласовать проект его реконструкции с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: по увеличению поверхности нагрева подогревателей системы ГВС или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС; выполнить присоединение циркуляционного трубопровода ГВС в соответствии с требованиями нормативов);
в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N 5 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А).
по ЦТП N 8 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. 4 Прокатная, 18А) разработать и согласовать проект его реконструкции с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: по увеличению поверхность нагрева подогревателей системы ГВС или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС);
в соответствии с согласованным проектом провести реконструкцию ЦТП N 8 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. 4-я Прокатная, 18А);
по внутриквартальным тепловым сетям горячего водоснабжения от котельной N 10, от ЦТП N 5 и от ЦТП N 8 до вводов многоквартирных жилых домов: N N 2,5,5А,8А,15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове разработать и согласовать проекты их модернизации, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами;
в соответствии с согласованными проектами произвести модернизацию и тепловую изоляцию внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от котельной N 10, от ЦТП N 5 и от ЦТП N 8 до вводов многоквартирных жилых домов: N N 2,5,5А,8А,15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове.
В удовлетворении исковых требований к ОАО "Волжская ТГК" отказано. С МО "Город Саратов" в лице комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в пользу АТСЖ Ленинского района взысканы судебные расходы в сумме 200000 рублей, понесенные за проведение экспертизы.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований АТСЖ Ленинского района г. Саратова.
Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: комитет не являлся стороной по договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 1 января 2006 года N 154 и не передавал имущество ОАО "Волжская ТГК", не является ни ссудодателем, ни собственником вышеуказанного имущества, ни эксплуатирующей организацией, не наделен полномочиями по разработке плана модернизации, реконструкции и техперевооружения имущества, переданного в безвозмездное пользование, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению решения об отказе в иске.
АТСЖ Ленинского района г. Саратова представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица не представили отзывы на апелляционные жалобы.
Представители сторон в судебном заседании поддержали свои правовые позиции по делу и настаивали на их удовлетворении.
Представитель третьего лица: администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании поддержал правовую позицию апеллянта.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АТСЖ Ленинского района зарегистрирована 17 ноября 2003 года и действует в настоящее время в соответствии с редакцией устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28 ноября 2005 года (зарегистрированного в установленном порядке Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова).
АТСЖ Ленинского района - некоммерческая организация, созданная для содействия её членам достижения целей по обеспечения жилищными и коммунальными услугами, защиты прав собственников в получении коммунальных услуг и представления их интересов в органах власти и судах (пункты 1.1, 3.1., 3.3 Устава и статья 138 ЖК РФ).
Учредителями (членами) Ассоциации являются 19 товариществ собственников жилья, в том числе ТСЖ "Техстекло", в состав которого входят многоквартирные жилые дома: N N 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N26 по ул. Шехурдина, NN11А,16,18 по ул. Измайлова, NN15,16,17,19,20 по ул. 4-я Прокатная и N10А по ул. Ломоносова в г. Саратове.
Многоквартирные жилые дома N N 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N26 по ул. Шехурдина получают от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды от внутриквартальных тепловых сетей котельной, имеющей адресный ориентир - г. Саратов, ул. Ипподромная, 24 (далее по тексту - "котельная N10").
Многоквартирные жилые дома N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4-я Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова получают от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей котельной, имеющей адресный ориентир - г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А (далее по тексту - "котельная N 18") и технологически связанных с ней: ЦТП N 5 по адресному ориентиру - г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А (далее по тексту - "ЦТП N 5") и ЦТП N 8 по адресному ориентиру - г. Саратов, ул. 4-я Прокатная, 18А (далее по тексту - "ЦТП N 8").
ОАО "Волжская ТГК" письмом от 09 февраля 2012 года N 300/385, направленного в адрес комитета по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов" проинформировало его о необходимости проведения работ по реконструкции оборудования ЦТП N N 5,8 и восстановлении линий циркуляции горячего водоснабжения.
Однако, все обращения ОАО "Волжская ТГК" оставлены комитетом по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" без удовлетворения, что не позволяет обеспечить население, проживающее в вышеперечисленных многоквартирных жилых домах горячей водой в соответствии с требуемыми параметрами.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации два и более товарищества собственников жилья могут создать объединение ТСЖ для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
На товарищество собственников жилья в соответствии со статьей 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в интересах его членов возложено заключение договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований указанного Кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Согласно пункту 3.1 устава целями и задачами АТСЖ Ленинского района г.Саратова являются, в том числе: представление и защита общих имущественных интересов ее членов; защита прав собственников жилья в получении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3.3 устава АТСЖ Ленинского района г. Саратова наделена правом представлять интересы собственников жилья в органах власти и судах.
В силу статьи 161 раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила предоставления коммунальных услуг).
При этом: "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов; "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов - исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
В приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, отказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20.
При этом, имеющимися в материалах дела доказательствами установлено, что подача горячего водоснабжения в жилые дома от котельных N N 10 и ЦТП N N 5,8 производится по тупиковой схеме (без циркуляции), в отсутствии циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения и необходимого оборудования в помещении котельной N 10 и ЦТП N N 5,8.
Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных в исковом заявлении домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 года N 20.
При том, согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения от котельной N 10 и ЦТП N N 5,8 в жилые дома, находящиеся в управлении Ассоциации ТСЖ требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20 подтверждается ведомостями учета тепловой энергии.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом первой инстанции была назначена тепло-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз" Козлову Н.А. и Осипову В.Н.
По поставленным вопросам были проведены экспертные исследования и составлено заключение от N 319 от 06 октября 2014 года со следующими выводами.
По первому вопросу: конструкция наружных сетей горячего водоснабжения расположенных от котельной по адресу - г. Саратов, ул. Ипподромная, 24 до вводов в многоквартирные жилые дома: N N 2,5,5А,8А,15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина в г. Саратове; от котельной по адресу - г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А до вводов в многоквартирные жилые дома: N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4 Прокатная и N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове, не соответствуют требованиям строительных норм и правил (СНиП), не обеспечивая круглосуточную (без какого либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующей температуры, в соответствии с требованиями "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах_", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года N 20.
По второму вопросу: температура горячей воды подаваемая в многоквартирные жилые дома расположенные по адресам N N 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N26 по ул. Шехурдина, NN 11А, 16, 18 по ул. Измайлова, NN 15, 16, 17, 19, 20 по ул. 4 Прокатная и N10А по ул. Ломоносова в г. Саратове не соответствует "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 не обеспечивая круглосуточную (без какого либо слива) подачу жителям указанных домов услуги "горячее водоснабжение" соответствующей температуры от 60 до 70 0С.
Несоответствие температуры горячей воды нормативно-технической документации, указанной ранее, обусловлено несколькими основными причинами:
1) недостатками существующей тупиковой схемы подачи ГВС по внутриквартальным сетям, при которой происходит остывание горячей воды в трубопроводах в период снижения или отсутствии водоразбора;
2) локальным отсутствием либо ненадлежащим качеством теплоизоляции труб;
3) гидравлической регулировкой систем горячего водоснабжения.
По третьему вопросу: для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: N N 2,5,5А,8А,15 по ул. Ипподромная, N 26 по ул. Шехурдина, N N 11А,16,18 по ул. Измайлова, N N 15,16,17,19,20 по ул. 4 Прокатная, N 10А по ул. Ломоносова в г. Саратове, бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах_", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, как в котельной N 10 по адресному ориентиру г. Саратов, ул. Ипподромная, 24, котельной N 18 по адресному ориентиру г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А, так и технологически связанных с котельной N18 - ЦТП N5 и ЦТП N8, а также на тепловых сетях на участках от котельных (ЦТП) до вводов вышеуказанных многоквартирных жилых домов необходимо произвести следующие виды работ:
1) для котельной N 10 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ипподромная, 24) разработать и согласовать проект реконструкции с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: определить проектом режим работы котельной в летний период для подготовки и отпуска горячей воды системы гвс по закрытой циркуляционной схеме; при необходимости увеличить поверхность нагрева подогревателей системы ГВС или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС, установить у паровых водоподогревателей устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС, установить у паровых водоподогревателей устройства автоматического регулирования уровня конденсата);
2) для ЦТП N 5 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А) разработать и согласовать проект реконструкции с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: при необходимости, увеличить поверхность нагрева подогревателей системы ГВС или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС; выполнить присоединение циркуляционного трубопровода ГВС в соответствии с требованиями нормативов);
3) для ЦТП N 8 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. 4 Прокатная, 18А) разработать и согласовать проект реконструкции с целью устранения недостатков и усовершенствования подготовки и подачи горячей воды ГВС по закрытой схеме с циркуляцией в соответствии с техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами (в том числе с выполнением работ: при необходимости, увеличить поверхность нагрева подогревателей системы ГВС или установить новые; установить устройства автоматического регулирования температуры воды ГВС);
4) для внутриквартальных тепловых сетей горячего водоснабжения от котельной N 10, ЦТП N 5 и ЦТП N 8 до вводов выше указанных жилых многоквартирных домов разработать и согласовать проекты модернизации внутриквартальных теплосетей ГВС, в соответствии с предоставленными техническими условиями теплогенерирующей компании и нормативными документами, выполнить в соответствии с проектом монтаж отсутствующих циркуляционных трубопроводов и восстановить подачу горячей воды по закрытой схеме с циркуляцией, с восстановлением тепловой изоляции.
Работы в котельной N 18 по адресному ориентиру (г. Саратов, ул. Ломоносова, 20А) по подготовке и отпуску горячей воды для системы ГВС производить не требуется.
Стоимость оборудования, трубопроводов, материалов и объема строительно-монтажных работ в котельной N 10, ЦТП N 5 и ЦТП N 8, а также на внутриквартальных тепловых сетях горячего водоснабжения на участках от котельной и ЦТП до вводов в многоквартирные жилые дома может быть определена только после выполнения проектных работ и составления проектно-сметной документации.
Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, экспертным заключением установлено, что причиной подачи горячего водоснабжения ненадлежащего качества в жилые дома: N N 2, 5, 5А, 8А, 15 по ул. Ипподромная, N26 по ул. Шехурдина, NN 11А, 16, 18 по ул. Измайлова, NN 15, 16, 17, 19, 20 по ул. 4-я Прокатная и N10А по ул. Ломоносова в г. Саратове от котельной N10 и ЦТП NN5,8 является отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях, а также отсутствие необходимого технического оборудования внутри котельной N10 и ЦТП NN5,8. Существующая в настоящее время схема горячего водоснабжения в силу своих особенностей и конструктивных недостатков не может обеспечить одновременно всех собственников и нанимателей квартир многоквартирных жилых домов горячей водой, с требуемой нормативами температурой.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В силу части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта является всего лишь одним из доказательств, исследуемых наряду с другими доказательствами по делу. Таким образом, процессуальный статус заключения судебной экспертизы определен законом в качестве доказательства, которое не имеется заранее установленной силы, не носит обязательного характера и подлежит оценке арбитражным судом наравне с другими представленными доказательствами.
Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу, что в силу статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации означает исследование доказательств с соблюдением принципа непосредственности.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Апеллянт не опроверг изложенные в экспертном заключении выводы, не представил соответствующие доказательства недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
В ходе рассмотрения дела было установлено и сторонами не оспаривалось, что котельные N N 10,18, ЦТП NN 5,8 и внутриквартальные сети от них до тепловых вводов спорных жилых домов находятся в собственности МО "Город Саратов", что подтверждается письмами N07-09/11375 от 30 апреля 2014 года и N04-08/8511 от 02 апреля 2013 года комитета по управлению имуществом администрации МО "Город Саратов".
В свою очередь 01 января 2006 года между комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская ТГК" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) был заключен договор N 155 безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (котельные и подключенные к ним теплотрассы, в том числе котельные N N 10,18 и ЦТП N N 5,8) - в безвозмездное пользование, в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 15 декабря 2005 года N 66-636.
Согласно Приложениям к договору N 155 ООО "Волжская ТГК" были переданы тепловые сети от котельных N N 10, 18 и от ЦТП NN 5, 8, а также сами котельные NN10,18 и ЦТП NN 5, 8.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора N 155 от 01 января 2006 года ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно.
Таким образом, из договора N 155 от 01 января 2006 года и приложений к нему не следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения передавались в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания".
Данный вывод суда соответствует правовой позиции Федерального Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях от 12 сентября 2013 года по делу N А57-9004/2012, от 9 декабря 2014 года по делу N А57-11144/2013.
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от котельной N 10 и ЦТП N N 5,8, а также самой котельной N 10 и ЦТП N N 5, 8 не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
ОАО "Волжская ТГК" - ссудополучатель обращалось в Администрацию муниципального образования "Город Саратов" о выделении ему средств на реконструкцию и техническое перевооружение спорных центральных тепловых пунктов для восстановления закрытой схемы горячего водоснабжения, о чем свидетельствует письмо N 300/385 от 09 февраля 2012 года.
Обращения ссудополучателя в комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" не были удовлетворены, в связи с чем требуемые работы не проводились.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу подпункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 8 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно статье 50 Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
Статьей 51 Закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вышеуказанные нормы отражены также в статьях 6, 7, 33, 46, 47 Устава муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649.
С учётом вышеизложенного суд апелляционной инстанции находит правомерным и соответствующим закону вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" о том, что он не являлся стороной по договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 1 января 2006 года N 154 и не передавал имущество открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания", не является ни ссудодателем, ни собственником вышеуказанного имущества, ни эксплуатирующей организацией, следовательно, не имеет обязанности по выполнению возложенных судом первой инстанции функций, подлежат отклонению, как необоснованные и не подтвержденные материалами дела в виду следующего.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", утверждённого решением Саратовской городской Думы от 25 октября 2007 года N 21-202, предусмотрено, что комитет является отраслевым (функциональным) структурным подразделением Администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции комитета.
К числу основных задач комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1 Положения о комитете отнесено участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе, в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов" осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", осуществляет функции муниципального заказчика, а в соответствии с пунктом 1.3 Положения представляет интересы Администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции комитета.
На основании вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что ответчиком по заявленным требованиям является МО "Город Саратов" в лице по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Суд апелляционной инстанции находит также необоснованным довод администрации МО "Город Саратов" о том, что АТСЖ Ленинского района г.Саратова не представлены доказательства, подтверждающие полномочия на подачу такого рода исковых требований.
Согласно части 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности являются коммерческими организациями, либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками являются - некоммерческими организациями.
В соответствии с частью 2 статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации (которыми являются товарищества собственников жилья) могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является исключительно некоммерческой организацией.
АТСЖ Ленинского района г. Саратова - является некоммерческой организацией (следовательно, не может преследовать основную цель от своей деятельности - извлечение прибыли), и основной целью имеет управление и обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества в многоквартирных домах.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации для представления и защиты общих интересов при управлении многоквартирными домами два и более товарищества собственников жилья по договору между собой могут создать объединение (ассоциацию, союз) товариществ собственников жилья.
Частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в таком доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации - товарищество собственников жилья обязано обеспечивать выполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Таким образом, защита интересов всех собственников помещений в силу закона возложена на товарищество собственников жилья, которое в отличие от управляющей организации обязано представлять интересы этих собственников в отношениях с третьими лицами и данная обязанность вытекает также из целей создания товарищества собственников жилья.
При этом для представления в судах интересов собственников помещений не требуется каких-либо дополнительных полномочий в силу пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы апеллянта о пропуске срока исковой давности на обращение в суд с настоящим иском, были предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонены по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судом первой инстанции правильно указано на недоказанность ответчиком того обстоятельства, что истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права за пределами срока исковой давности в три года.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от "06" февраля 2015 года по делу N А57-6469/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6469/2014
Истец: Ассоциация ТСЖ Ленинского района, АТСЖ Ленинского района г. Саратова
Ответчик: Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов", МО "Город Саратов" в лице комитета ЖКХ администрации МО "Город Саратов", ОАО "Волжская ТГК"
Третье лицо: Администрация Ленинского района МО "Город Саратов", Администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", Администрация МО "Город Саратов", Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управление имуществом администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", МКУ "Городской центр механизации ЖКХ", ОАО "Волжская ТГК", ООО "Саратовское бюро судебных экспертиз"
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2476/2022
11.07.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22189/17
14.04.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3313/17
23.12.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12424/15
04.08.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26076/15
10.04.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2236/15
06.02.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-6469/14